Океан джаза: второе погружение

Странная, непривычная, необычная музыка звучала в минувший вторник со сцены кировоградского театра. Она заполняла все пространство зала, казалась почти материальной – осязаемой, пульсирующей. Будоражащие, где-то даже психоделические звуки и ритмы держали публику в легком трансе. Группа Plaistow, трое молодых парней из Швейцарии, что называется проездом, дала единственный концерт в Кировограде.

Скажу сразу, появлению звезд джаза в нашем городе мы вновь обязаны директору театра Владимиру Ефимову и руководителю черкасского джазового квинтета Сергею Крашенинникову. Первый раз это был классический американский джаз с Мэвис Сван Пул и Арком Овруцким, теперь – Plaistow, играющий так называемую концептуальную музыку.

Передать ощущения от выступления швейцарцев практически невозможно, разве что на уровне ахов-охов в превосходной степени. Зато второе отделение, которое отыграл джаз-квинтет Сергея Крашенинникова, показалось легкой и приятной прогулкой «по волнам нашей памяти». Звучали джазовые аранжировки хорошо знакомых мелодий Эшпая, Рыбникова, Бабаджаняна. Настроение, увы, неполному залу создавал и традиционный конферанс самого маэстро, который после концерта с удовольствием пообщался с нами в уютном фойе театра.

– Сергей, что это вообще было? Что играли швейцарцы?

– Выступить с этой группой нам предложил известный московский продюсер Юрий Виноградский, который именно такую музыку во­зит в Россию – в Москву, Сибирь. Перед большими российскими гастролями Plaistow дали 12 концертов в Японии, в Украине – всего несколько выступлений, вот одно из них – у вас, в вашем замечательном театре.

Вообще это называется современный концептуальный джаз. Но как это делается, я понятия не имею.

– А это джаз на самом деле?

– Да, конечно, джаз.

– Вот у меня сложилось впечатление, что добрый нью-орлеанский джаз взял под свою крышу музыку, которая и не джаз вовсе, но которую не приняли к себе классика и рок.

– Многие критики считают, что джаз – это не стиль музыкальный, а особое направление в искусстве вообще. Вот есть визуальное искусство – изобразительное, есть музыка – академическая, эстрадная, есть литература, театр. А есть джаз, это отдельный жанр, он легко вбирает в себя другие направления. Тут главное – импровизация, поиск. Импровизация тоже многослойна – у них так, у нас устроено немножко по-другому. Поэтому, безусловно, это джаз. Главная особенность джаза – это индивидуальное высказывание, то есть музыкант хочет сказать не то, что придумал композитор, как в академической музыке, или не для того, чтобы срубить легких денег, как в поп-музыке, и это не протест какой-то социальный, как в рок-музыке или панк, где в принципе не обязательно что-то играть, но у него есть собственное видение, как звуки организовываются характерным образом, и, конечно, это джаз, безусловно, джаз.

– Меня не покидало ощущение, что я присутствую на концерте мировых звезд.

– А это реально ведущая европейская группа. Сейчас эти парни взяли эстафетную палочку от американских мастеров фортепианного трио. И это коллектив, который сейчас находится на пике. Один из самых востребованных и самых модных европейских коллективов. Реальные звезды, несмотря на то, что это молодые парни, но они клево вместе зажигают.

– Получился нестандартный концерт. Они, наверное, должны были второе отделение играть, а играли первое.

– Кстати говоря, еще не факт. Получилось нормально: вначале концептуальная музыка, нагрузить чуть-чуть зрителя, а потом зажечь знакомыми мелодиями. То есть тут не важно, кто первый, а кто второй, просто нужно, чтобы получился хороший концерт. Кстати, швейцарцы – очень простые парни, они приехали на поезде, вышли, мы их отвезли, хотя это настоящие звезды. Они очень открытые, у них нет этого всего, понимаете – это же совсем другая тусовка.

– Может быть, я обманываюсь, но я почувствовал, как вы лично, маэстро Крашенинников, завелись от их музыки. Было это?

– Да.

– Хотели что-то себе доказать?.

– Нет, вряд ли. У меня таких звездных амбиций нет. Мне приятно, когда обо мне говорят, я в фейсбуке фотографию повесил, а девчонки пишут – похудел, вот критик Мохов из Краснодара говорит, что пианист классный. Мне, конечно, все это приятно. Но на самом деле у меня больших амбиций нет, мне вообще наши мелодии нравятся, я же сам выбирал репертуар, мне эти мелодии с детства в кайф.

– Как прошли ваши концерты на джазовом фестивале в Коктебеле? Что вы играли?

– Вот эту программу и еще несколько мелодий советских – Измайлова, Саульского…

– В Коктебель обычно приезжают монстры джаза и слушают друг друга.

– Да, там были монстры.

– А как они реагировали на двух ваших солистов – саксофониста и трубача?

– Мы смотрелись хорошо, и мы очень довольны. Понимаете, там было 29 коллективов – это шло 5 дней. Мы играли на большой сцене, а некоторые коллективы только на малой, там две сцены было. Мы сыграли сначала на большой сцене, потом организаторы подошли и попросили, если это возможно, сыграть на малой. Конечно, это возможно. На следующий день мы сыграли на малой сцене. А можно, мы еще вас пригласим, у нас будет ночной джем-сейшн, чтобы вы сыграли тоже там? Потому что все играют либо стандартную, либо концептуальную музыку, это все очень круто, но это же 29 коллективов! И вдруг выходит коллективчик, который играет то, что понятно всем. А это же толпа, тысячи людей, и это же вечером, оказалось, что мы так в тему…

– Вы реально вместе с нашим директором театра Владимиром Ефимовым решили присадить Кировоград на джаз?

– Мы мечтаем это сделать.

– Какие планы у вас с Ефимовым?

– У нас в планах пригласить бразильцев из Brasil Bassa Nova на октябрь. Это очень сильная команда. Там играет дважды обладатель Грэмми Дудука да Фонсека, один из лучших бразильских барабанщиков, а его жена Мауша Аднет выступала с такими монстрами джаза… То есть реально мировые звезды. А легендарного супергитариста Энвера Измайлова, я думаю, привезем к вам и в Черкассы в ноябре. Ждите!

Ефим Мармер, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий