До самого любимого праздника абсолютно всех осталось не так уж много времени. И для тех, кто встречает его в седьмой раз, или тридцатый, или семьдесят девятый, этот праздник все равно — лучший! Конечно, самым незабываемо прекрасным он был в детстве. И почему бы не вспомнить, как мы провожали уходящий и встречали наступающий год сорок лет назад, тридцать, двадцать? Чем отличался праздник в семидесятые от девяностых? А давайте попробуем! И начнем с 40 лет тому назад. Так как же мы отмечали переход от 1976-го к 1977 году?
Предновогоднее настроение охватывало всех вокруг за полмесяца до 31 декабря. А готовиться начинали намного раньше, за месяцы покупая или доставая хорошие напитки, зеленый горошек для оливье, колбасу, свиную рульку для холодца. Так или иначе, за две недели атмосфера ожидания праздника царила и на улицах, и на работе, и дома. На центральных площадях городов обычно уже стояли наряженные елки, их не так и давно начали ставить к празднику в центре города. Однако атмосфера декабря 1976 года была особенной. Вся страна готовилась отметить 70-летие дорогого Леонида Ильича. И вот 19 декабря, день рождения Брежнева, наступило. В этот день все газеты страны не меньше двух страниц формата А2 посвятили любимому Генеральному секретарю.
Заглавный большущий текст состоял сплошь из славословий: Верный сын советского народа… Выдающийся деятель, пламенный борец за мир и социальный прогресс… Вы немало сил отдали… Ваша неутомимая и плодотворная деятельность… Ваша неиссякаемая энергия, партийная принципиальность… Ваш выдающийся вклад… Годы мощного, неуклонного подъема созидательной энергии народных масс Советского Союза, которые под мудрым руководством… Неустанную заботу проявляют наша партия и ее Центральный Комитет во главе с Вами, Леонид Ильич, о постоянном улучшении жизни советского народа…
И т. д., и т. п. К своему юбилею Леонид Ильич всего лишь второй раз стал Героем Советского Союза (потом он еще дважды им становился) и получил «всего лишь» шестой орден Ленина. Ко всему этому Генсека наградили почетным оружием и наивысшими наградами, к примеру, Венгерской Народной Республики — орденом Знамени с бриллиантами, или Золотой Звездой Героя Болгарии. Много стран наградило — вплоть до Лаоса и Индонезии.
Увы и ах, 31 декабря 1976-го Брежнев в последний раз поздравил граждан СССР с Новым годом. Из-за проблем с речью со следующего года текст от вождя зачитывал диктор Игорь Кириллов.
С самого утра 31 декабря телевизор радовал отсутствием передач типа «Ленинский университет миллионов» или «Больше хороших товаров». Показывали «Утреннюю почту», «В мире животных» или «Международную панораму», «Вокруг смеха», «Кабачок 13 стульев».
И еще в 76-м состоялась премьера главного с тех пор новогоднего фильма — «Ирония судьбы, или С легким паром!». Теперь таких фильмов стало два — «Карнавальную ночь» также все время показывали под Новый год.
Вечером был «Голубой огонек», который обязательно смотрели все. У «огоньков» был свой особый порядок — в первые минуты показывали бальные танцы и оперное пение - советский народ, он же такой, классику любит. Под классику советские граждане выпивали и закусывали, провожая старый год, и только потом они получали Раймонда Паулса, Аллу Пугачеву, Софию Ротару, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну, Аркадия Райкина и всех остальных, кто по статусу дотягивал до главного концерта страны.
Самые трезвые и стойкие ожидали программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» — примерно в 5 часов утра. В новогоднюю ночь советское ТВ показывало популярных зарубежных исполнителей. Конечно, все было в рамках цензуры, но АВВА и Boney M радовали слух тех, кто еще не заснул.
На следующий день, вечером
1 января, вся страна доедала и допивала под праздничный концерт фестиваля «Песня года». К тому времени появилось множество вокально-инструментальных ансамблей (ВИА): «Песняры», «Ариэль», узбекская «Ялла», азербайджанский «Гюнеш», «Самоцветы», «Цветы», «Пламя», их в «Песне» и показывали. На семидесятые пришелся и пик популярности великолепного Муслима Магомаева.
Всю эту красоту смотрели в основном по черно-белым телевизорам, цветных у людей было в 1976-м еще мало.
Самые модные телевизоры середины семидесятых: «Рекорд-В312», «Горизонт-101», «Рассвет-307», «Рубин-401» (первый популярный цветной телевизор), «Таурас-207» и другие. У многих из них часто ломалась ручка переключения передач, и тогда пользовались плоскогубцами.
Стоит ли рассказывать, что стояло на наших столах? Оливье, селедка под шубой, холодец, салат «Мимоза», шпроты, которые считались деликатесом, заливная рыба.
Хорошая селедка стоила 3 рубля за килограмм, свиные ножки для холодца 60 копеек, компоненты салата «Оливье»: баночка майонеза 33 копейки, баночка горошка 39, десяток яиц 90 копеек, ну и вареная колбаса по легендарной цене — 2, 20.
Ну и, конечно же, на столе стояло «Советское шампанское» за 3 рубля 67 копеек и коньячок «Три звездочки» за 4 рубля 40 копеек. Хотя народ больше употреблял водку, по 3,62. Ее прозвали «коленвал», потому что надпись на этикетке напоминала коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания. В мае 1972-го вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Тогда же водка подорожала до 3 рублей 62 копеек, в свободной продаже остался, по сути, всего один ее «коленвальный» сорт.
После боя кремлевских курантов и главных тостов почти в обязательном порядке люди шли «в народ». В Кировограде тысячи собирались в 2-3 часа ночи на площади Кирова и веселились. Сегодня эта традиция почти ушла, хотя молодежь потихоньку подходит.
Несколько дней перед Новым годом и несколько после повсюду проходили детские утренники. Ни проката, ни продажи карнавальных костюмов тогда не было, лишь некоторые, довольно убогие маски продавались. Поэтому мамы, к примеру, шили дочуркам костюм снежинки: юбку-пачку делали из марли, крахмалили ее. Из картона, ваты и битых стеклянных игрушек делали корону. Из детства автора — помню, как мама сделала мне костюм снеговика из старой белой простыни и картонного носа красного цвета, он символизировал морковку, приклеенные к нему нитки не хотели держаться, и он все время падал… Но все равно было весело и классно. В другие годы сам делал маски из папье-маше, к счастью, в популярных брошюрах типа «Сделай сам» был подробно описан процесс.
Проще всего было быть на утреннике зайчиком — белая рубашка и темные шорты, а сверху непременные уши из картона.
В классах постарше выпускали обязательную новогоднюю стенгазету, подводя в ней итоги года (в общем, в наше время «взрослые» газеты делают то же самое).
Собственно елка домой (чаще сосна) стоила по-разному, в зависимости от высоты и пушистости, но на 10 рублей можно было купить неплохую. К тому времени уже продавались искусственные небольшие елки по 4 рубля 50 копеек.
Кстати, все газеты целую неделю перед Новым годом печатали «Правила пожарной безопасности при устройстве и проведении новогодней ёлки». Но «елочные» пожары все равно случались чаще, чем сегодня, потому что при украшении использовалось много ваты, самодельные гирлянды и прочие пожароопасные штуки.
С чем подошла Кировоградщина к тому Новому году?
1976 год стал по сути годом шахтера. Был создан поселок Смолино возле уранового месторождения, а в Александрии создано объединение «Александрияуголь». Кстати, из Смолино уже тогда возили харчи для новогоднего стола — поселок снабжался по высшему разряду.
Кировоградский радиозавод в 1976 году начал производство телевизионных передатчиков для ТВ и для боевых кораблей и подводных лодок Военно-Морского Флота СССР.
В 1976-м году пивзавод в областном центре начал выпуск пива под названием «Кировоградское». В СССР очень мало городов имели собственный сорт пива, среди них и Кировоград.
Но достать «Кировоградское» пиво утром 1 января 1977 года было еще сложно — объем выпуска был изначально невелик. А уже 2 января вся страна выходила на работу, так было принято. 31 декабря тоже было рабочим днем, укороченным, конечно. Не до работы было — женщины бегали по магазинам и парикмахерским. 2 января тоже как-то никто планов не перевыполнял. Все по курилкам обсуждали, кого показали в «Голубом огоньке» и во что была одета Пугачева.
А в следующем номере газеты мы вспомним, как встречали Новый год 1986-1987.
Подготовил Геннадий Рыбченков, «УЦ».
P. S. Искренне просим не считать нас страстными почитателями «совка», вся жизнь которых превратилась в ностальгию по колбасе за 2,20 и направляющей руке партии. Ни в коем случае. Просто… да просто это детство и юность наша. И история. Вот и все!
Автору — СПАСИБО, только РS («Искренне просим не считать нас страстными почитателями «совка», вся жизнь которых превратилась в ностальгию по колбасе за 2,20 и направляющей руке партии) несколько подпортил материал.
Конечно,иначе как идиотскими,рассуждения о совке не назовешь.В связи с этим рекомендую книгу,которую можно скачать в инет
Алексей Юрчак.
Юрчак, А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение / Алексей Юрчак; предисл. А. Беляева; пер. с англ. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 604 с.: ил.-
профессора Калифорнийского университета в Беркли Алексея Юрчака
«… система «позднего социализма» (середина 1950-х — середина 1980-х годов) анализируется в перспективе этого парадокса. Образ позднего социализма, возникающий в книге, в корне отличается от привычных стереотипов, согласно которым советскую реальность можно свести к описанию, основанному на простых противопоставлениях: официальная / неофициальная культура, тоталитарный язык / свободный язык, политическое подавление / гражданское сопротивление, публичная ложь / скрытая правда. Впервые вышедшее на английском, это исследование переписано автором по-русски, со значительно расширенным теоретическим аппаратом и новым материалом.»
«Я считаю книгу Юрчака безусловно лучшей работой о позднем периоде Советского Союза. Это не просто историческое исследование, но и книга, которую читаешь с удовольствием, как настоящее литературное произведение».
Славой Жижек-
Славой Жи́жек (словен. Slavoj Žižek, р. 21 марта 1949, Любляна) — словенский культуролог и социальный философ фрейдомарксистского толка. Живёт и работает в городе Любляна. Переводчик и интерпретатор Жака Лакана, учение которого наряду с марксизмом служит основным инструментом для анализа культуры. Основатель Люблянской школы психоанализа (англ.)русск. (школы теоретического психоанализа) — единственной восточноевропейской школы, добившейся международного признания после распада Восточного блока.
— See more at: http://www.nlobooks.ru/node/5159#sthash.pFU9x2Sj.FPqznnuX.dpuf
Геннадий Рыбченков — автор разноплановый, но лучше всего его талант проявляется при написании ностальгических советских статей.
«…иначе как идиотскими…» А что это вы раздухарились? Есть повод «полаять на слона»? Поучились бы у Слая формулировкам.
Крайне надоели примитивные оценки советского прошлого,нежелание серьезно его изучать.Думаю,автор не обидится,поскольку сам не раз,резко отзывался в мой адрес.Если угодно,то я ,в данном случае,говорил на языке своих оппонентов.
Ваша реплика про слона и т.д. не ответ на мой комментарий,поскольку возразить нечего.Хотя бы потому,что книга не прочитана(да и будет ли?)
Алекс, реплика «про слона» вполне конкретный ответ на используемую вами лексику в комменте. И все. Книги и смыслы тут не при чем. Если бы на каждую вашу ссылку, я отвечал своей, а на каждую прочитанную вами книгу — давал рецензию на прочитанное мной, это свелось бы к частной переписке. Которую я веду только с интересными мне людьми.
Это не ностальгия.Это то что БЫЛО.И не такое уж плохое как многие хотят уверить…
«Искренне просим не считать нас страстными почитателями «совка», вся жизнь которых превратилась в ностальгию по колбасе за 2,20 и направляющей руке партии. Ни в коем случае. Просто… да просто это детство и юность наша. И история. Вот и все! »
Ностальгия есть реакция на настоящее ,некоторые утверждают, » это психическое отклонение, обусловленное текущим неблагополучием». Главное здесь-трагичность современной жизни вызывает память о прошлом.Попытки объяснить ностальгию воспоминаниями о молодости недостаточны.Как и попытки объяснить современную трагедию совковостью.Все это латентная форма разочарования в незалежной .Признаться в этом себе-значит поставить крест на своих надеждах,убеждениях..Потому игра на «совке» обещает быть долгой.
Андрей Битов
«- Но мы же можем учиться у других государств!
— У каких? У Америки, что ли?! Так там советской ментальности, всего этого «совка» гораздо больше, чем у нас!
— И в чём же это выражается?
— Да хотя бы в их готовности подчиняться авторитарному режиму. Вы посмотрите голливудские фильмы с точки зрения идеологии и многое поймёте.
— Это развлекательное кино. Что там понимать?
— Эта заточенность на коммерцию, на развлечение и есть часть рабской идеологии. Рядовой американец стремится быть как все. Он не может иначе, не понимает, как можно быть вне толпы. «
И еще от Битова
«Иосиф Бродский в одном из своих первых писем из эмиграции — не мне адресованных — помимо общих впечатлений об Америке писал о том, что настоящих-то людей там практически и нет. Как я понимаю, для него это было большим разочарованием. Нам перевернули мозги всеми этими советскими запретами, и мы в итоге напридумывали заграничные идеалы. А нам надо было заниматься собой. Мы это заслужили, хотя бы уже Победой в Великой Отечественной войне. Я всё-таки ребёнок военный. Помню войну от первого до последнего её дня. С неё начинается моя память… «