«Надо продумать», или Полевые исследования школьной оптимизации

В Кировоградской области продолжается эпопея с оптимизацией бюджетных организаций. В первую очередь это касается системы образования. Оптимизировать, а скорее просто сокращать, будут прежде всего сельские школы. Согласно плану реформаторов, школы с низкой наполненностью в классах с целью экономии бюджетных средств должны быть ликвидированы или переведены в низший сегмент — в начальные школы или школы-девятилетки. Ещё одним оправданием оптимизации называют качество образования: по мнению авторов проекта, в небольших школах, где учителям приходится совмещать предметы, невозможно добиться высокого уровня знаний. Насколько оправданы такие критерии и что ожидает детей и учителей, мы попробуем разобраться сами.


Решением Кабмина определено минимальное количество учеников, которые могут обучаться в школах различных ступеней. Начальная школа (1-4 классы) должна набрать не менее десяти учеников; школа 1-2 ступени (девятилетка) — 40; 1-3 ступени (одиннадцатилетка) — сто учеников. Логично и понятно. Как минимум на бумаге. В реальности все не так просто.

Одна из самых тяжелых ситуаций с оптимизацией школ — в Голованевском районе. До недавнего времени этот вопрос здесь вообще не поднимался. Работающий в районе ферроникелевый комбинат наполнял местный бюджет, и необходимость реформирования отодвигалась руководством районного образования на неопределённое будущее. И вот оно пришло — будущее. Бюджетная ситуация резко изменилась, и налоговые поступления значительно сократились. И теперь в районе возникла серьезная проблема, ведь в других регионах процесс оптимизации начался несколько лет назад и протекал хоть и болезненно, но достаточно продолжительно.

По словам руководителя районного образования Сергея Туза, ситуация в районе непростая. С одной стороны, сокращение нагрузки на бюджет стало жизненно необходимым, а с другой — вынужденная оптимизация школ создаёт социальное напряжение. Администрации школ, учителя и местные жители опасаются, что её результатом станет постепенное вымирание села. Однако, по словам Сергея Витальевича, речь о ликвидации школ не идёт. На сегодняшний день конкретного плана нет, есть только проект и необходимость. Однако даже в самом худшем сценарии дальнейших событий предусмотрено, что ни одна школа не должна быть ликвидирована. Просто в нынешних условиях нет возможности содержать малокомплектные школы полного цикла обучения. На сегодняшний день в районе есть школы, где на все одиннадцать классов приходится 40-45 учеников. А это неоправданные затраты как на обеспечение учебного процесса, так и на зарплаты педагогов.

В районе дополнительное финансирование образования составляет около 6 миллионов гривен. В других районах области, где оптимизация проводилась дольше и активнее, эта сумма уже на порядок ниже! В прошлом году районное образование тратило на обучение одного ученика более пятнадцати с половиной тысяч в год. В этом такая сумма для бюджета будет неподъёмной. А качество образования, как и его доступность, не должно из-за этого страдать. Поэтому и приходится идти на непопулярные меры.

Как показывает практика, после таких реформ, как укрупнение школ, ситуация меняется в положительную сторону  - повышается качество образования. Может ли выпускник малокомплектной школы конкурировать с выпускником обычной общеобразовательной с нормальной наполняемостью классов? Большинство педагогов считает, что нет. В малокомплектных школах, как правило, нет состязательности, соперничества, нет коллектива, где школьники тянутся к лучшему, к более сильному. Дети учатся в замкнутом круге. И практика показывает, что успеваемость учащихся малокомплектных школ оставляет желать лучшего, они редко завоевывают призовые места на предметных олимпиадах, получают значительно более низкие результаты ВНО.

Безусловно, оптимизация должна предусматривать подвоз учеников и преподавателей к месту обучения, то есть создание собственного автобусного парка. Голованевский район располагает сегодня девятью автобусами, но для оптимальной доставки детей в школу необходимо ещё восемь автобусов. К началу нового учебного года Кабинет Министров намерен закупить одну тысячу школьных автобусов. Об этом сообщил премьер-министр Арсений Яценюк на заседании правительства 2 марта этого года. Будем надеяться, что часть из них достанется и району.

Кроме этой проблемы, необходимо решать и другие, которые возникнут в результате оптимизации школ, отметил Сергей Туз. Это в первую очередь трудоустройство педагогов и работников школ. В самом худшем случае потеряют работу около 80 человек. Данную проблему можно решить за счет появления должности воспитателя, который будет сопровождать детей в поездках. Или за счет того, что учителя будут наравне с детьми приезжать на работу и возвращаться домой тем же автобусом. Помочь в решении этой проблемы может и Верховная Рада, которая имеет возможность предоставить (в виде исключения) право учителям, потерявшим работу в процессе оптимизации, уходить на пенсию хоть на несколько лет ранее принятого срока.

В некоторых случаях сохранить полноценную школу-одиннадцатилетку можно и с помощью местной власти. Активные жители села совместно с местными властями могут взять часть финансирования школы на себя. И такой способ решения проблемы готовы обсуждать в районном управлении образования.

Кардинально противоположный взгляд на оптимизацию — у директоров тех школ, которые могут изменить свой статус. В качестве примера возьмём сельскую школу в отдалённом от областного центра селе Троянка того же Голованевского района. Школа с богатой историей и интересными традициями. Существует школа в селе Троянка уже почти полтора столетия, а двадцать пять лет её возглавляет неугомонный директор Юрий Бак (на фото с учениками). Новейшие достижения педагогической науки находят своё воплощение в работе школы. Судите сами: первые три компьютера тут появились в 2001 году, а сегодня 13 (тринадцать!) предметов преподаются с использованием компьютерных и мультимедийных технологий. В плане — увеличить их количество до двацати пяти. Школа имеет свой сайт, а каждый класс — свой интернет-блог. Такими достижениями не каждая городская школа может похвастаться!

Вот что думает о предстоящей оптимизации Юрий Анатольевич:

— Почему мы, директора школ, не последние люди в образовании, почти месяц выпрашиваем план оптимизации образования? Почему ни одного официального документа с печатью и подписью ответственного руководителя до сих пор не обнародованы? Почему уровень оптимизации (уничтожения) учебных заведений объявляется только по телефону в ответ на вопрос директора?

По какому принципу выбираются учреждения, подлежащие оптимизации? Почему до первой ступени (начальная школа. — Авт.) планируется опустить школу с числом учащихся 76 (без количества детей детского сада) и приравнять к ней школу I-II ступени с числом около 40 (с числом детей детского сада)?

Кто сможет возить 90 детей соседних школ при катастрофической нехватке школьных автобусов? Да, джипом по нашим дорогам промчаться можно, а пробовали ли вы ехать автобусом? А кто из руководителей осмелился встретиться с коллективами школ, попадающих под сокращение, с родителями учеников, которым придется добираться за 20 км в одну сторону каждый день?

И еще одна юридическая тонкость: кто имеет право закрыть школу или снизить ее уровень? Я сегодня убедился в том, что работники нашей сельской рады не знали о понижении уровня школы в селе. Тогда кто принял решение? Где это решение? Кто его подписал? Кто несет ответственность за него?

Хорошо, допустим, Троянская школа становится начальной: 4 класса и детский сад. 5 комнат. А остальные комнаты? Ведь школа рассчитана на 350 учеников?! Как реконструировать систему отопления на более экономную? Посчитайте. Добавьте ремонт дорог, школьные автобусы. Неужели вы хотите разрушить село совсем, чтобы разделить земли?

Сокращение штатов в образовании неизбежно. Но его можно провести разумно, законно и толерантно. Для этого руководству района стоит провести общественные слушания в каждом населенном пункте, выслушать всех, ознакомить со стоимостью содержания школы, предложить хорошо просчитанные варианты, доказать, если это нужно, неизбежность сокращения или закрытия заведений на фактах и ​​сохранить таким образом единство общества и собственный авторитет. Украинский народ умеет считать, экономить и жертвовать. Но с ним надо говорить на равных.

Когда я начинал работать учителем и обращался к своему первому директору Ивану Романовичу Соловью с очередной новаторской идеей, он отвечал: «Это надо продумать». Я понимал его интонации так: эту идею надо забыть. Вот и этот проект оптимизации в его нынешнем виде «надо продумать»!

Эмоционально и громко сказано. Оно и понятно: школе есть чем гордиться и что терять. За последние десять лет 26 выпускников Троянской школы стали учителями, пятеро — воспитателями детского сада. Среди выпускников 4 врача, физик, дизайнер, два студента морской академии, четыре юриста, один выпускник технологического вуза, два — выпускники университета связи. Есть и священник, и матери-героини, и работники сельского хозяйства. А ещё гордостью школы стал её выпускник Юрий Бойко — двадцатикратный чемпион Украины, заслуженный тренер Украины по бейсболу, о достижениях которого не раз писала наша газета. Кстати, выпускники школы работают в родной школе учителями украинского и английского языка. В поддержку сохранения статуса школы сами ученики собрали около трехсот подписей жителей Троянки и соседних сел…

Похожие мысли высказывает и директор Добронадиевской школы Александровского района Александр Ефимов:

— Сейчас у меня в школе учится 86 детей из 5 сел нашего сельского совета. Если говорить об оптимизации, то из школы I-III ступени мы в лучшем случае будем школой I-II ступени. Идут разговоры о том, что в школах, где менее 100 детей, будет только начальное обучение. Зная состояние дорог и транспорта, я против такого «улучшения» и «равного доступа к получению образования». Представьте себе: у меня уже сегодня трое детей ежедневно ездят 36 км в школу и домой. А если не будет моей школы, то им придётся ездить все 50! Какие знания можно получить в постоянных разъездах да по нашим дорогам?! В нашем районе как-то более взвешенно относятся к оптимизации. По крайней мере, еще год обещают сохранить статус школы. А что дальше будет, не знаю…

В решении проблемы сокращения расходов на образование активно участвуют областные власти. Так, начальник управления образования области Владимир Таборанский рассказал, что постановлением Кабинета Министров Украины предусмотрено создание образовательных округов, в которые будут входить опорные учебные заведения с филиалами. Сегодня уже подготовлено распоряжение председателя облгосадминистрации о создании образовательных округов и учебно-воспитательных объединений на Кировоградщине. Суть такой реформы заключается в том, что общеобразовательные учебно-воспитательные заведения будут рассчитаны минимум на 360 учеников. В таких учебных заведениях дети смогут получать образование, начиная с дошкольного звена и заканчивая средним.

По информации начальника профильного управления облгос­администрации, уже в марте на тематических собеседованиях с руководителями всех территорий планируется представить планы создания УВЗ и образовательных округов в области с определенными базовыми школами, которые будут предоставлять полное общее среднее образование. В таких заведениях будут сконцентрированы основные ресурсы и обеспечен подвоз учеников. Будут формироваться параллели старших классов, что позволит обеспечить профильное обучение и хорошие результаты работы учебных заведений. Главный смысл реформы состоит в повышении качества образования и обеспечении одинаковых бюджетных расходов на всех учеников.

Когда верстался номер

Похоже, что в районном управлении образования понимают проблемы, которые возникают при оптимизации. Троянскую школу посетили заместитель главы районной администрации Ольга Бугаенко и руководитель управления образования Голованевского района Сергей Туз. Вот как прокомментировал разговор с ними Юрий Бак: «Сообщили они работникам школы о том, что в дальнейшем Троянская школа сохранит статус школы I-III ступеней, а также определили ближайшие задачи, стоящие перед коллективом школы. Они также рассказали, что этому решению способствовала активная гражданская позиция жителей села, родителей, учащихся, работников школы, представителей ответственного бизнеса и лично троянского сельского головы Завальнюка Николая Акимовича. Но это только начало борьбы…  Теперь нам надо построить новую экономичную котельную, реконструировать отопительную систему и окна школы, чтобы сделать наш школьный дом теплым, уютным и экономным. А когда троянские казаки боялись работы? Пусть работа нас боится».

Проблема одной школы решена или как минимум отодвинулась на неопределённое время. А остальные?

Алексей Гора, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 11

Добавить комментарий