Все козыри «Мирандолины»

Два события совпали по времени в минувшее воскресенье, 11 марта, в Кировоградском музыкально-драматическом театре имени М.Л. Кропивницкого. Во-первых, в город приехал из Луганска и начал знакомиться с ситуацией в театре новый главный режиссёр (пока ещё с приставкой «ио») Сергей Козырь, ранее работавший в нём же актёром. Во-вторых, состоялась долгожданная премьера, о необходимости которой так давно говорили и должностные лица, и просто горожане, любящие театральное искусство. Театр показал двухактную комедию «Мирандолина» по пьесе Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы». Сергей Козырь тоже сидел в зрительном зале, внимательно следил за действием и явно ставил в уме оценки – «плюсики» и «минусы». По ходу короткого общения в антракте он признался, что это первый, после перерыва более десяти лет, спектакль, который он видит в постановке кировоградцев.

Думается, Сергея Козыря (и его роли, сыгранные в нашем театре) помнят многие. Во всяком случае, автор этих строк – помнит. Помнит его и часть актёров, с которыми он играл на одной сцене, как говорится, «в старых стенах». Но с того времени и труппа существенно изменилась, и пришли новые режиссёры, дороги которых не пересекались с дорогами нового главрежа. Да и сами «старые стены» – уже «не те», поскольку в историческом здании нашего академического театра продолжается ремонт, а театр играет в зале, арендуемом у завода «Червона зирка».

Но в целом можно предположить, что и театру, и С.Козырю повезло в том, что первым контактом на творческом уровне стала именно «Мирандолина» – симпатичный спектакль, давайте скажем об этом сразу, сыгранный с хорошим, подлинно премьерным «драйвом», и с охотно хохочущей публикой.

Присутствует в зале и режиссёр-постановщик Оксана Ильяшенко. С ней удалось пообщаться непосредственно перед спектаклем.

– Оксана Николаевна, судя по программке, премьера «Мирандолины» состоялась 2 декабря 2009 года. Тем не менее, сегодняшний показ все дружно называют премьерой. А с вашей точки зрения, что это – вторая премьера или же просто возобновление спектакля после двухлетнего перерыва?

– Вторая премьера.

– В таком случае – что в ней нового, по сравнению с первой?

– Перенос на новую сценическую площадку и ввод новых актёров. Ведь первая премьера состоялась даже не в театре, в нём уже шёл ремонт, а на сцене филармонии.

– Режиссура?.. Концепция?..

– В этом отношении я ничего не меняла.

– Чем в своё время был обусловлен выбор пьесы?

– Был мой интерес к материалу, была поддержка со стороны художественного руководителя театра и… пожалуй, так: на тот момент это был нужный материал для нужных актёров – а работала в спектакле только молодёжь – и в нужное время. Всё совпало: настроение, материал, работа. Спектакль репетировался замечательно, быстро и легко…

– С другой стороны – очень старая пьеса, восемнадцатый век, играли её очень многие театры, были теле- и киноверсии…

– Потому что это материал, достойный каждого театра.

– Но наверняка вы хотели сказать в постановке и что-то новое, своё…

– Посмотрите спектакль. Да, мне хотелось, не уходя от классики, дать свою, иную мотивацию поведения главной героини и её партнёра, кавалера Рипафратта, – не такую, как это было в других театрах или в известном фильме с Адриано Челентано. Возможно, ваше впечатление совпадёт с моим видением, возможно – нет. Но для меня это был своего рода эксперимент, и, на мой взгляд, он удался…

Что ж, постановка Оксаны Ильяшенко – это действительно эксперимент, по крайней мере, в определённом отношении. По классической канве выстраивается спектакль, в котором присутствуют и определённые посылы к современности.

Уже сама сценография спектакля (художник-постановщик В.Дерда) предполагает параллели с современностью: привкус стиля XVIII века в оформлении и атрибутах гостиницы и её трактира, но рядом – вполне современная стойка бара. А костюмы персонажей – пожалуй, не столько старина, сколько стилизация под старину. Одёжка же одного из героев вообще имеет застёжку-«молнию» (запатентованную, между прочим, в 1913 году).

Поневоле приходит в голову и совсем крамольная мысль. Не проще ли было вообще отбросить в сторону всю старинную атрибутику и сделать современный римейк старой пьесы? Мирандолина, которая получила гостиницу в наследство от отца, – представительница современного бизнеса средней руки (мало у нас сегодня, что ли, маленьких частных гостиниц, в которых может оказаться самая пёстрая публика?), её постояльцы – такие же мелкие бизнесмены, вот только некоторые из них корчат из себя несказанных богатеев. А уж сцена оргии в номере графа Альбафьорита, вставленная во второй акт, – это уже сама современность во плоти: никому из драматургов и постановщиков XVIII века она бы и в голову не пришла…

В то же время, при всех параллелях, перед нами во многом классическая трактовка. Ощущение, что ты находишься именно в театре, на «Мирандолине» возникает с первых минут спектакля. Экспозиция – коротка и сразу вводит в суть конфликта. Характеры персонажей, которые первыми появляются на сцене, очерчены вполне определённо. Маркиз Форлипополи (артист Владимир Бидаш) беден, зато хвастлив. Граф Альбафьорита (Антон Адаменко) богат и потому считает себя хозяином жизни. Лакей Фабрицио (Александр Малахатько) – плут. Пусть синьоры постояльцы состязаются друг с другом ради внимания Мирандолины, хозяйки гостиницы. Для него главное – и на этом заработать свою копейку-другую. Кавалер Рипафратта (Александр Ярошенко), ещё один постоялец, каждым своим движением, интонацией, взглядом тут же заявляет о себе: я – таков, каков есть, и никому меня не переделать. Вот только бармен (артист Евгений Скрипник) похож скорее на нашего современника – этакое воплощение невозмутимости, каким и должен быть нынешний бармен.

Главная героиня, Мирандолина, в исполнении актрисы Людмилы Швец, – это по-своему интересный, но неожиданный образ. По-видимому, именно в нём воплощено своеобразие режиссёрской концепции. Не классическая субретка, а скорее выпускница пансиона благородных девиц, хотя и кипящая внутри тайными страстями. Но вот беда – последняя сцена в первом акте (после безудержного веселья, которое царило в зале на протяжении всего первого акта, Мирандолина остаётся наедине с кавалером Рипафратта в его номере) выглядит скучноватой…

Вообще же у О. Ильяшенко хорошее чувство комедии. Возможно, кто-то посчитает, что в первом акте слишком много трюков (в театральном – не цирковом смысле слова), но зритель безотказно реагирует на них смехом. Отлично поставлены сцены, в которых рядом с кавалером Рипафратта появляется его слуга (Александр Притасевич). Вместе они создают замечательный комедийный дуэт. Гротескно выстроены роли Ортензии (артистка Надежда Мартовская) и Деяниры (Дарья Риксиева), ещё двух постоялиц гостиницы, которые и становятся участницами оргии во втором акте спектакля.

Словом, хотите посмеяться – идите смотреть «Мирандолину». И попробуйте понять режиссёра – не надо «зацикливаться» на том, что, по вашему мнению, покажется сделанным «не так».

Анатолий Юрченко, «УЦ».

Все козыри «Мирандолины»: 1 комментарий

  1. Прекрасная статья о блистательном спектакле успешного режиссера…

Добавить комментарий