Что-то с памятью нашей

Давно так не было стыдно за Кировоградщину, как в прошедшее воскресенье. В селе Сосновка Александровского района проходило одно мероприятие. На сотнях машин съехались люди со всей страны. Луганск и Северодонецк, Львов и Тернополь, Конотоп и Новомосковск, Херсон и Харьков, Ивано-Франковск и Донецк, Запорожье и Киев. И даже — из Белоруссии и Польши. Не было только ни одного представителя кировоградской власти. Ни областной, ни местной, районной. И ни одного кировоградского историка…

Что там происходило? Открывали памятник. С этим селом связана одна из самых страшных страниц в летописи становления советской власти в наших краях. Осенью 1920 года по всей Украине у селян отбирали зерно собранного урожая. Селяне в округе не захотели кормить своим зерном голодающих рабочих Петрограда; они хотели этим зерном кормить своих детей. Продразверстка тогда часто проходила с помощью бронепоездов. Так вот, селяне Сосновки, Тырнарки, Скарживки, Верещаков и Девятки разобрали рельсы железной дороги, думая таким способом избавиться от «дружественных» бойцов Красной Армии. Не вышло. Из Елисаветграда выслали кавалерийский эскадрон, и на поле между селами устроили кровавое избиение простых, мирных селян. За их хлеб. Более пятидесяти человек – в куски. Есть воспоминания очевидцев, но в газете их публиковать нельзя, настолько там ужасные подробности. Скажем лишь, что, кроме рубки саблями, двоих парней из Сосновки , еще даже не мужчин, сожгли живьем в топке паровоза бронепоезда. Так у нас начиналась советская власть.

Да, бронепоезд таки приехал. И еще в течение пяти дней обстреливал Сосновку и поле возле нее, чтобы оставшиеся в живых не могли забрать и похоронить своих мертвых. Удавалось хоронить лишь по ночам. Сами села почти целиком выгорели, подожженные снарядами с бронепоезда.

Такова трагическая история. Хлеб большевики отбирали повсюду с большим трудом, но все же так жестоко почти нигде в Украине в те годы еще не обходились. Стоит ли удивляться, что все оставшиеся в живых мужчины из окрестных сел ушли воевать в отряды атаманов Холодного Яра и Черного леса? Сосновку звали сопротивляться с оружием и раньше, но там жили простые мирные люди, которые не хотели воевать, а хотели растить хлеб. Да и на все село было до погрома всего шесть ружей…

Память о погибших имеет право быть увековеченной? Кто скажет, что нет? А мог бы подъехать в Сосновку хоть какой-то начальник управления, хоть какой-то депутат кировоградский? Впрочем, понимаю, почему никого не было. А вдруг кто-то важный сочтет, что ты симпатизируешь «свідомим»? Нехорошо будет.

Деньги на хороший, основательный памятник собирали народный депутат Украины Тарас Стецькив, депутат Львовского областного совета Олег Тягнибок, активист из Одессы Андрей Юсов, историк из Киева Роман Коваль и многие другие. Только кировоградцев среди них почти нет. Кировоградцы предпочитают памятники стрекозам, дворникам и лавочки влюбленных. До своей истории им дела мало.

Открытие памятника снимало несколько телекамер киевских телеканалов. Кировоградские каналы, вероятно, сочли тему неактуальной, хотя иной раз показывают даже открытие какой-то новой лавки возле сельсовета.

Роман Коваль (на фото внизу слева), историк, глава исторического клуба «Холодный Яр», рассказывает, что хуже всего в те лютые времена было селам, близ которых проходила железная дорога. Беспощадные бронепоезда Красной Армии не оставляли людям никаких шансов. Вот и Сосновке не повезло – дорога была рядом…

Автором памятника выступил молодой скульптор Дмитрий Бурьян (на фото вверху справа) из Черкасс. Его дед, из села Глодосы Новоукраинского района, воевал в войсках УНР в те годы, поэтому дух тех времен молодой человек ощущает генетически.

Что поражает – по некоторым рассказам, сельсовет Сосновки долго не хотел разрешать установку этого памятника! А вдруг начальству не понравится?! Тем не менее, открывала памятник и Лариса Лебидь, сельский голова Сосновки.

Гримаса эпохи – памятник, который установлен селянам, воевавшим и погибшим от рук советской власти, находится на улице Колхозной. В колхоз-то как раз здешние люди совсем не хотели…

Те кровавые события происходили осенью. Памятник же открыли весной в рамках комплекса мероприятий памяти героев Холодного Яра. В понедельник в сам Холодный Яр (Сосновка совсем рядом) только из Кировограда отправилось несколько сотен человек. Еще в воскресенье, после открытия памятника, было возложение цветов к подножию памятника атаману Черного леса Пилипу Хмаре в селе Цветное того же Александровского района.

На открытии выступило много людей. Организаторы, политики, известный писатель Василь Шкляр, пели песни кобзари. Местные казаки (на самом деле в основном из Чигирина) почтили память погибших казацкой сальвой – троекратным залпом из огнестрельного оружия и посадили у памятника калину. Священник из Чигирина освятил памятник.

Было много флагов партий, считающихся оппозиционными. Были предприниматели одного из союзов, приехавшие в Сосновку автопробегом из Львова. Меньше всего было кировоградцев. Что поразительно: не было ни одного кировоградского историка — ни школьного, ни вузовского!

Отчего так? Нам, похоже, самим ничего не нужно. Ни памяти о прошлом, без которой не бывает будущего, ни самого будущего? Сегодня город и область тянут вперед в будущее выходцы с Донбасса, а память нам возвращают жители Киева, Черкасс и Львова. А сами мы, здешние, хоть что-то можем? Или не хотим?

Геннадий Рыбченков, «УЦ», Сосновка — Кировоград.

Что-то с памятью нашей: 117 комментариев

  1. Где креативный Шаповалов и ведесущий Богданович? Ну и конечно хотелось бы услышать начальнока транспортного цеха!

  2. Спасибі, Гєна. Чудова стаття. Вічна пам»ять загиблим.

  3. За «партии, считающиеся оппозиционными» — грандреспект :good: А что историков не было… Ну, значит для наших историков это не призвание, а рутина. Иначе б не ждали разнарядки. С другой стороны, а достаточно ли широко анонсировалось мероприятие?
    А вот по поводу ул.Колхозной… Во времена фашистской оккупации одноименная кировоградская улица носила имя Северина Наливайка. Вроде и хорошее название, патриотическое, но вот как-то совсем не хочется его обратно.

  4. Спасибо,Гена,за статью. М не и правда стыдно за нас и себя. Я не историк и многого из истории области не знаю,т.к.,будучи коренной горожанкой ,не имею родственников в области и знаю только,что происходило в Елисаветграде из рассказов бабушки и дедушки. Если бы знала о сборе средств,то обязательно приняла бы участие и на открытие поехала бы. Узнала о событии из центрального ТV. Давайте исправим эту ситуацию. Предлагаю блогерскому сообществу поехать туда и возложить венки от нашего города.

  5. Очень правильная статья и очень нужная.
    Сегодняшние лидеры области это ставленики сверху. Если бы реальные социальные лидеры пришли в политику района и области да и города Елизаветы результаты жизни были бы другие….
    Ганьба вождям ганьба
    Ну вот в например Англия : любая победа местного зачуханого спортсмена или установка лавки сразу мемтное политическое событие которое поддерживается местными партийцами и является социальным проектом в глазах избирателей. И сразу вера в людей …. в местных лидеров..
    А на Елисаветградщине все как при комуняках власть сама по себе и для отчетов для Януковича

  6. гарна стаття.
    дякую
    взагалі-то на Кіровоградщині багато сіл мають подібні історії.
    прославилося повстанням село Каніж на Новомиргородщині.
    не зміг взяти Будьоний село Злинку на Маловисківщині.
    ніхто з селян не хотів воювати — але ситуація була така, що іншого виходу ніхто не бачив.
    було два варіанти — просто померти і померти, захопивши когось на той світ

  7. Трагический факт трагической гражданской войны,в которой ответственность несут все участники войны.Все.Если в советское время ее перекладывали на белых,зеленых,и другие цвета,то сегодня исключительно на красных.Это односторонность не приведет к объективному пониманию прошлого.
    Нужно понять,что ни одна сторона конфликта не воевала в белых перчатках.И потому ,при желании,можно будет найти факты о зверствах против красных тех же селян,атаманов,белых офицеров.Часть материалов опубликована в советское вресмя,но сегодня на них наложено табу.Потому,например,проводятся в Симферополе панихиды по расстрелянным красными белым офицерам,но не вспоминают о распятых теми же белыми генерала Слащева красноармейцах,кресты с которыми были установлены от Перекопа до Симферополя.
    Уверен,о зверствах крестянских отрядов также сохранились документы. Или батьки,атаманы воевали в белых перчатках?
    Историческая горькая правда-гражданскую войну остановил террор.Так было остановлено пролитие крови.Мы должны помнить,что о событиях прошлого мы судим с позиций СЕГОДНЯШНЕГО дня и потому часто неверно.Путь к истине-если журналист напишет НЕ ТОЛЬКО КРАСНОМ терроре,но и ТЕРРОРЕ других политических сил.И если захочет писать о незадежности,то пусть решит вопрос,о какой незалежности шла речь?Пусть вновь перечитает Винниченко,который объяснил поражение укр.революции не красным террором,а раздраем,который царил тогда в обще.Выпячивание одной,хотя и трагической,стороны гражданской войны,МНОГО УМА НЕ требует.

  8. Как говорят в селе Злынка; «Абы Глодосы подмогнули и Хутора не подвели — Злынка Республикой была бы!!!»

  9. все так і було.
    просто треба пам»ятати, що мало в кого, хто пішов воювати, було таке прагнення і покликання.
    багато хто зробив це вимушено.
    і ось зараз ми розглядаємо одну з причин.
    не можна ідеалізувати жодну зі сторін.
    але й замовчувати чогось не варто

  10. Чтобы пояснить свою мысль,возьму факт,не связанный с материалами статьи,но зато с наступающим праздником Победы.
    «Культурный центр» Украины_Львов,впереди всех в своем антисоветизме.Но там на дух не выносится объективность в оценках исторических событий.И что получается?»Европейский»город,для которого советская власть это один 37год,проводит акцию
    28 апреля во Львове состоялся парад вышиванок, посвященный годовщине создания дивизии СС «Галичина». Националисты прошли маршем по улицам города от памятника Степану Бандере и провели «вече» возле памятника Тарасу Шевченко. По оценкам организаторов, в акции, получившей название «Марш величия духа», приняли участие около полутора тысяч Фашизм прошел парадом по улицам города,вот такова цена и итог одностороннего прочтения истории.Кто-то захочет сказать,мол,Галичина боролась за незалежность.Но в документах укр.националистов нет слов об построении демократического укр.государства.Идеал для Бандеры,Сциборского была нацистская Германия.Не обманывайтесь!А вот и справочка,небольшая:
    «Дивизия пополнялась теперь за счет украинских полицейских, бывших старост и других чиновников коллаборационистской администрации, которые вместе с нацистами сбежали из Украины и шатались без дела в гитлеровском тылу. Название дивизии «Галичина» стало узким. В составе дивизии уже пребывали коллаборационисты со всех концов Украины, со всей Европы. Поэтому специальным приказом от 17 ноября 1944 года Гиммлер переименовал «14-тую пехотную дивизию войск СС «Галичина» в «14-тую пехотную дивизию войск СС (украинскую №1)». Этот приказ рейхсфюрера СС активно используется представителями националистических кругов в Украине, которые трактует эту немецко-фашистскую эсэсовскую военную единицу как «первую украинскую дивизию Украинской народной армии» (1 УД — УНА).»

    Вот результат односторонней оценки советской истории.Он касается ВСЕХ периодов украинской летописи.

  11. Нащадки комісарів-терористів бояться правди. Люто ненавидять тих, хто відновлює правду та доносить її до широкого загалу, бризкають ядовитою слюною на всі боки, намагаються очорнити всіх і вся. Почали від жертв терору, а закінчать буржуазно-журналістським українським націоналістом. Заспокойтеся, ніхто вас не боїться. А краще — покайтеся.

  12. Выпячивание одной,хотя и трагической,стороны гражданской войны,
    —————————————————-
    Alex, это не выпячивание. Это СТРАНИЦА в НАШЕЙ истории, которую и до сегодня мало кто знает. И сколько ещё ТАКИХ страниц было для нас ЗАКРЫТО?!, а сколько ещё предстоит ОТКРЫТЬ!
    Alex говорит: Так было остановлено пролитие крови.
    —————————————————-
    …Чтобы ПОТОМ она уже лилась реками!!!!

  13. Судя по тому, кто это дело организовывал, давал деньги на памятник, то очень хорошо вписывается в общую стратегию уничтожения советского наследия.

  14. Не заставляйте меня читать Вам лекции.Это элементарное требование объективности-рассмотрение вопроса со всех сторон.Причем,в историческом контексте.Популярно,если пишешь про красный террор,не забудь написать о белом и зеленом.Это трудно понять?
    Одностороння критика советской власти ведет к героизации,мифологизации ее противников.Но проблема в том,что и ее враги далеко не всегда демократы и гуманисты.Необъективность в украинских реалиях ведет в героизации нацистских коллаборантов.Вот результат необъективной оценки советской истории-эсэсовские знаки на улицах современного Львова.Если кому-то взбредет в голову,что речь идет о национально -освободительном украинском движении,за незалежность,пусть прочитает политические документы наци,познакомится с историческими фактами.

  15. Почитайте мои материале о Львове и ответьте на вопрос:как нацистская символика оказалась на улицах современного Львова?Вы поддерживаете неонацизм ради необъективной оценки советского общества?

  16. А давайте посмотрим под другим углом. Большевики создали государство, в котором преступление стало узаконенной политикой. Именем государства, класса, ради идеи и революционной целесообразности уничтожались миллионы ни в чем неповинных людей. Понимаете? УБИВАЛИ НЕВИННЫХ ИМЕНЕМ ГОСУДАРСТВА, НЕ ЩАДЯ НИ ДЕТЕЙ, НИ СТАРИКОВ! Это страшно. В государстве может быть бандитизм, но государство не имеет права само быть бандитом.

  17. А зачем его уничтожать? Уничтожают ведь,как правило, следы преступлений ! Нормальные люди все лучшее ( а оно, объективно, тоже было) берут в будущее,а ПРЕСТУПЛЕНИЯ осуждают и учат молодое поколение это не повторять. А если жизнь у некоторых может раскрашиваться только в белый ,или черный цвет,так это- их трагедия.Каждому свое!

  18. Насколько я знаю,революций после 1917 года не было.И учитывая преемственность власти нами рулили и рулят «нащадки» организаторов голодоморов и гулагов.По этой причине до сих пор закрыты архивы .Поэтому,отбивающий поклоны на миллиардном памятнике жертвам,вдруг окажется внуком палача.Хотя «сын за отца не отвечает».Тем более,если отец его в «люди вывел».Карикатура класс!

  19. Лучшего было много. Но оно стало появляться с конца 50-х прошлого века. Мне кажется, большинство людей моего поколения сохранили об СССР самые теплые воспоминания. Во всяком случае среди моих знакомых нет людей, которые бы рисовали ТУ жизнь исключительно черными красками.

    «Но не правда ли, зло называется злом
    Даже там — в добром будущем вашем?»
    В.Высоцкий

  20. Жаль,что у нас не произошла люстрация. Многим бы пришлось сбежать с насиженных мест.

  21. А кто бы ее, эту люстрацию проводил ? И по каким критериям ? Что, варягов из-за бугра приглашать? Ведь если глубоко копнуть, то у праккически у всех что-то найти можно было 🙂 Был бы человек, а дело всегда найдется …..

  22. Гарна стаття! Я там була, неймовірні відчуття. Всього намішано — і гордість, що все ж згадуємо і віддаємо шану…І сум, і нерозуміння до тих, хто заперечує, не поважає, бреше…
    Якщо ми будемо шанувати своїх героїв, а не зайд, які відбирали в людей хліб, влаштовували голодомори, вбивали інтелігенцію — то жити почнемо краще!!!
    Слава Україні! :good:

  23. Интересно,если заменить там «жертвы сталинизма» ,на «жертвы гитлеризма» ,а все остальное оставить — Ваше отношение к жертвам изменится?

  24. Алекс,когда нечего сказать,можно просто и промолчать для разнообразия.Не обязательно каждый раз заводить разговор о Бандере.Здесь ОН — не при чем.Хватит его пиарить.Расслабтесь.

  25. «Почитайте мои материале о Львове и ответьте на вопрос» — огласите весь список,что нам еще сделать! И уточните,когда доложить…

  26. О! Вспомнили всуе. Что случилось? И кто такой Шаповалов?

  27. Цитата: «Осенью 1920 года по всей Украине у селян отбирали зерно собранного урожая. Селяне в округе не захотели кормить своим зерном голодающих рабочих Петрограда…»
    ===============================
    А почему именно «голодающих рабочих Петрограда»?

  28. Автор имел ввиду именно то, что нарисовал и подписал. Давайте не будем сейчас менять смысл карикатуры, я не для этого её продемонстрировала.

  29. А это для того , что-бы в очередной раз «лягуть» советскую власть. Не будут же писать, что зерно должно было направлятся в промышленные города Украины , к примеру.

  30. то жити почнемо краще!!!
    =============================
    Еще три сотни памятников жертвам, и наступит у нас рай на земле. Ждем-с.

  31. Кстати, впервые про «Холодноярскую республику» из 25 сел :), одну из многих образовавшихся в то время в Украине атаманских республик, было написано в книге Ю. Горлис-Горского (Городянина) «Холодний Яр. Воспоминания есаула 1-го куреня полка гайдамаков Холодного Яра». Первая часть этого романа была опубликована еще в 1935г. Вторая часть «Холодного Яра» вышла в 1937 г.
    Эта была первыя книга о том, как в Черкасской области возникла так называемая Холодноярская республика, которая вела вооруженную борьбу вплоть до середины 20-х.Сам автор книги после непродолжительного пребывания в Холодном Яре вдруг оттуда таинственным образом испарился, избежав тем самым трагического конца, постигшего всех атаманов Холодного Яра от карающего меча ЧК в ходе виртуозно проведенной многоходовой спецоперации «Черноморская повстанческая группа».Правда он потом был возглавляя украинский отдел берлинской радиостанции при ведомстве Геббельса…
    Горский, которого никак нельзя отнести к критикам Холодного яра, среди прочего описывает события, в реальность которых сейчас порой трудно поверить. Ведь среди наших представлений о беспределе атаманщины 1920-х годов вряд ли найдется место картине, где на границе этой «республики» под десятками нанизанных на дерево человеческих черепов красовалась вывеска «Территория Холодного Яра. Проезд чекистам запрещен!»

  32. Значительно хуже, Fredd. «Лягать» советскую, точнее большевистскую, власть есть за что и нужно это делать. Но вот так тонко переводятся стрелки на конкретную национальность. И ниже уже читаем: «CarivnaO говорит: 01.05.2012 в 18:46 Якщо ми будемо шанувати своїх героїв, а не ЗАЙД, які відбирали в людей хліб, влаштовували голодомори, вбивали інтелігенцію…». А зайды кто, растолковывать не нужно. И то ничего, что «Из Елисаветграда выслали кавалерийский эскадрон…». Вот это печально.

  33. А что , разве «ЗАЙДИ» были исключительно приезжие с Петроградской губернии ? Нет конечно, подавляюще большинство были свои , местные, которые хотели утвердится в этой новой власти..

  34. Повірте в тому «Єлисаветградському кавалерійському ескадроні» українців було катма:-) Все більше росіяни, євреї і головні рушії революції — вічно голодні китайці;-))) От вони і зайди!

  35. Ладно я поверю , что в этом подразделении были русские, допускаю с большой натяжкой, что были и евреи, но про кавалеристов-китайцев в степях Украины 🙂 что-то не слышал…. А в основном были свои, местные. .

  36. Как итог, свой рассказ о борьбе холодноярцев автор заканчивает такими печальными строками:

    «Чому штаб Холодного Яру не вірить у можливість перемоги над большевиками внутрішніми силами, без збройного удару із заходу? Чому важко об’єднати всі повстанчі відділи під одне централізоване командування? Чому величезні повстанчі сили України не можна перетворити в національну армію, що захопила би владу в Україні й оборонила її від червоної Москви?

    Чому? Не знаю чому. Оповідаю свої враження за рік, пробутий між повстанцями…

    Чи я знаю, чому повстання на більшій частині України можна викликати лише тоді, як червоні приїжджають дерти «развйорстку»?.. Чи можу я знати, чому український селянин готовий боротися на життя і смерть із ворогом лише під своїм селом, найдальше під своїм повітовим містом? Далі — то вже не його діло… То вже справа Петлюри з армією, в існування і силу якої він свято вірить. Якби не те переконання, може, легше було б зробити із повстанців національне військо».

    Без малого столетие прошло с тех пор, но и нынче нет согласия в Украине. Строго говоря, его и не было никогда, по крайней мере, — в обозримом прошлом. И сегодня, как вчера и позавчера, украинцы мучительно выбирают путь к храму, то споря до хрипоты, то хватая друг друга за глотки. Кажется, Наполеон когда-то сказал: на своих ошибках учатся лишь дураки, умные учатся на ошибках других. А как назвать тех, кто не учится даже на ошибках собственных?

  37. А для чего?

    Вы продемонстрировали,я изменил и спрашиваю…опять же,можете не отвечать.Каждый в своем праве!Отсутствие ответа,иногда,тоже ответ. :unsure:

    Так изменится отношение?

  38. Вы от памяти по своим умершим и погибшим, тоже ждете улучшений для СЕБЯ?Нет..?А кто ждет?От чьего имени тогда про «рай»,от чьего про ожидание?
    Сарказм иногда уместен,но не на поминках.

  39. CarivnaO,:) ведь больше никто не писал про национальный остав «Єлисаветградського кавалерійського ескадрона» 🙂

  40. В том еще одна сторона трагедии- когда один сосед пошел к «красным»,другой к «зеленым».
    Или когда местные тунеядцы помогали «гостям из Петрограда»-(действительно,был такой призыв — «помочь голодающим питерским рабочим»)- отнять последнюю корку у работящего соседа.

    Врагов ДЛЯ СЕБЯ,сегодня, в этой истории искать поздно и глупо.
    А помнить об ужасах той мясорубки — нужно.Из чувства самосохранения на будущее.
    А погибших тогда…просто помнить.Неужели нужно объяснять — ЗАЧЕМ?Или — почему..?

  41. Тем более, что это был наверняка эскадрон из красноармейской кавалерийской школы, ( в будущем кавалерийские курсы красных командиров.) А как правило л/с таких школ комплектовался из местного населения.

  42. Fredd,
    а Шкляра «Залишенець (Чорний Ворон)» читали?

  43. «Основной состав учащихся Елисаветградского кавалерийского училища был разнообразным. Потомственные дворяне (среди которых встречались и титулованные — князья и бароны) составляли не более 20%, и даже вместе с детьми младших офицеров и чиновников они едва достигали половины курса в XІX веке, а с началом XX века большинство юнкеров были крестьянского, мещанского и казацкого происхождения».
    http://genrogge.ru/memo/eku.htm

  44. наследие коммунистической пьяни (именно они особо усердствовали во время раскулачивания) еще долго будет нам аукаться…вообще масштабность последствий коммунистического зла безгранична….именно этот гнилой строй, при своем становлении в основном опиравшийся на разную пьянь и бездельников разодетых в кожанки, породил и «узаконил» институцию воров и положенцев, которые постепенно дорвались до государственной власти и теперь управляют нами

  45. Спасибо автору. Очень хорошая и актуальная статья.

  46. Карикатуру продемонстрировала, как довольно точное выражение своего мнения по данному вопросу.
    По поводу жертв — я поняла, к чему вы клоните. Давайте будем «мухи отдельно, котлеты отдельно». Никто не говорит, что почтить память погибших — это плохо. Но когда под это дело размахивают нацистскими стягами, кричат «кляти москали» и всячески политизируют данное действо, это вызывает отвращение. Никогда нам не быть цивилизованным обществом, пока каждая новая власть будет очернять предыдущую и зомбировать людей, а также накручивать счетчики погибших до абсурдных цифр.

  47. Ожидание некоторыми гражданами улучшений от того, что в очередной раз будет осужден красный террор — вполне заслуживает сарказма. Погибшие тут ни при чем.

  48. Это шаг к объективности.Но почему его сейчас можно сделать только в читательских комментариях к электронной версии УЦ? Почему бы автору не написать о книге Горлиса,с цитатами?
    Еще раз:одиозный антисоветизм-дорога к героизации нацизма.Примеры?Прибалтика,Львов.

  49. Мемуары-исторический источник,Черный ворон-художественное произведение.Большая разница.

  50. Из статьи А.Зелинского о Холодноярской республике(использованы мемуары Горлиса
    «Но даже такой человек, как Горский, которого никак нельзя отнести к критикам Холодного яра, среди прочего описыавает события, в реальность которых сейчас порой трудно поверить. Ведь среди наших представлений о беспределе атаманщины 1920-х годов вряд ли найдется место картине, где на границе этой «республики» под десятками нанизанных на дерево человеческих черепов красовалась вывеска «Территория Холодного Яра. Проезд чекистам запрещен!»

  51. Да нет. Я к тому, что Горлис-Горского я не читал. Но уж очень «Залишенец» напоминает то, о чем пишет Fredd ссылаясь на мемуары Горлис-Горского.

  52. Госп,Alex,мой в меру уважаемый оппонент.Предыдущая дискуссия по теме » «убедила меня в првильности выбранной тактики в «играх» с вами (пользуюсь футб.терминологией). Вместо беспорядочных навесов и ударов издалека,я нанёс вам акцентированные удары — контраргументы и вопросы по СУТИ.В ответ — НИЧЕГО!Даже опасных голевых вы не создали.В результате, три сухие «банки»,как минимум, вы пропустили. Потому продолжаю в том же духе, по пунктам:
    1. Ваши здесь комментарии,это банальное КРИТИКАНСТВО.Оно имеет форму,но в основе своей совершенно бессодержательно.По отношению к ДАННОЙ статье. Это как если бы, обсуждая книгу госп.Корнилова о мало известной ДКр, не критиковать её по СУТИ,а ставить ему в вину, что » Это односторонность не приведет к объективному пониманию прошлого»(цит-ю Alexa).Потому как, коль скоро пишешь о сепаратизме того времени красных большевиков, то почему «утаиваешь» о ЗЛУКЕ зелёных националистов.Ведь — «Это элементарное требование объективности-рассмотрение вопроса со всех сторон»(цит-ю Alexa).Не правда ли, глупость?Но она совершенно аналогична ВАШЕЙ!
    В статье Рыбченкова тоже идёт речь о КОНКРЕТНОМ! событии того времени — кровавой бойне, учинённой большевиками над моими беззащитными земляками. ПАМЯТЬ о нём, предсказуемо, не может нравиться даже сегодняшним ком-стам,комсомолкам и алексам.Но их ДЕТИ должны и будут о нём ЗНАТЬ!
    Геннадий, огромное спасибо! Теперь буду знать и Я!
    2. Вы говорите,что не хотите читать здесь лекции.Лукавите Alex.Вы ведь кормите читателей целыми,т.с., монографиями (только дробя их на посты), да ещё и с менторскими наставлениями.Да бог бы с ними. Но! Кабы ж то по ТЕМЕ, задаваемой журналистами, блогерами…Так нет.Вот и сейчас, к авторской вытащили снова СВОЮ.Я не возражаю,постоянно муссируемая вами тема концепции освещения истории в целом, а также событий и фактов дня сегодняшнего, наверное важна.Но будет ли это интересно «сфере».Во всяком случае я не заметил, чтобы она «цепляла» даже проф. историков,которые присутствуют здесь.
    Между прочим, уже был прецедент, когда один комментатор тоже пытался учить журн-тов «УЦ» — КАК и ЧТО писать.Но получив много «откликов и предложений», в частности, открыть свою газету и диктовать ей политику, быстро всё осознал.Лично для вас,Alex,замечу,ВНИМАНИЕ!
    Он был недоволен ОДНОСТОРОННИМ подходом газеты к освещению событий… с провластных! позиций. Правда на поверку человек оказался весьма порядочным и самокритичным. В отличие от ВАС.
    Вам предлагалось и раньше, гораздо менее затратный выход из ситуации — Открыть не газету,а персональный блог и выкладывать на нём все свои ПРЕТЕНЗИИ для обсуждения.Лучше конечно,здравые МЫСЛИ.Имеете право!В демократической же стране…А пока, вся ваша писанина, один сплошной ФЛУД.

  53. Правду треба знати. Дуже добре, що вшанували селян, які захищали своїх дітей, жінок, батьків, на своїй землі, від грабіжників і вбивць (особи яких навряд чи можливо встановити). А ось особи сучасних злочинців треба називати і карати.
    Komsomolka, про цинічність наведеної Вами карикатури промовчу. Щоб жити краще, треба злочинців карати, награбоване повернути народу і не допускати подібного в подальшому. Якщо є гори трупів, то є й злочинці. Реально, внаслідок сучасних подій зазначених на малюнку, були жертви, от і давайте назвемо їх поіменно, так само поіменно і тих, хто сколотив статки на крові і горі народному, заразом і тих, хто сприяв, допомагав їм.

  54. Немецкий философ Карл Ясперс в 1949 году в своей работе «Смысл и назначение истории» выразил мысль: «Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь — в нежелании знать, в стремлении забыть, в неверии, что все это действительно происходило».

  55. Далеко не универсальная формула. Смотря КАК напоминать о прошлом. Одно дело, путём бесстрастного изложения последовательности исторических событий, другое-сопровождать изложение оценочными суждениями. Далеко не у всех людей в достаточной степени развиты чувства понимания и прощения и скелеты прошлого никогда не оставят их в покое.

  56. Oxana говорит: 02.05.2012 в 17:09 «Карл Ясперс … выразил мысль: «Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее».
    ==============================
    Вся более-менее известная нам история человечества доказывает, что знание истории не предотвращает повторения её ужасов. А тем более не страхует от повторения ошибок.

    Я ни в коем случае не спорю с Ясперсом! Всего лишь мое мнение. :mail:

  57. Если кратко,что я хотел сказать?
    Односторонне изучение истории не может быть объективным.Оно порождает новые мифы,новые бои за историю.И дело не ограничивается только рамками науки.На постсоветском пространстве автоматическое перевертывание исторических оценок с плюсов на минусы ведет не к истине,а героизации нацистских коллаборантов.Яркие тому примеры события современной Западной Украины и стран Прибалтики.Я не хочу,чтобы по улицам Кировограда маршировали молодчики с нацистскими знаками на рукаве.Кажется никто из моих оппонентов на на это никто не обратил внимание.
    Трудно понять,что не каждый антисоветчик или антисоветская политическая сила демократичны,лишь только потому,что они антисоветского направления.
    Эти рассуждения нельзя воспринимать как призыв к замалчиванию каких-то фактов.Напротив,к их всестороннему анализу.
    Требуется максимальная осторожность в оценках «атаманщины» времен гражданской войны.Крестьяне боролись не только против большевиков,но и против войск УНР,петлюровцев,деникинцев.Боролось жестоко.Боролись город против деревни.Искать,кто тут прав,а кто виноват -сложно.Ясно,что ни одна республика не могла стать феодальным удельным княжеством и чтобы развивалась страна нужно было покончить с сепаратизмом и анархизмом.Наверняка среди архивных материалов можно найти и такие,которые свидетельствую о зверствах крестьянских отрядов .Это гражданская война. О ней писали и Бабель и Толстой и многие другие,а не только Шкляр.
    Поэтому важно избегать оценок -перевертышей и демонизировать советскую власть.Она бы не победила бы,как писал Винниченко,если бы ее не поддержал украинское крестьянство.

  58. Про — «мух отдельно,а котлеты отдельно» — категорически согласен.
    Тогда и все остальное,Вами перечисленное,лишнее…
    Не только в ВАШИХ комментах,а вообще.
    Зачем же это повторять из раза в раз?

    Ну ладно,»нынешние» как всё валили,так и валят на «прошлых» ,при каждой следующей власти.Последние почти сто лет!Пора привыкнуть…
    Чем Вам покойники-то насолили,что столько раздражения при их упоминании?

  59. Согласна с Вами, Борменталь. :yes:
    А вот размышления А. Кончаловского:
    «…сегодня так важно не забывать о том, что иллюзии в стремлении построить идеальное государство превращаются на деле в построение ада. Единственный способ искупить такого рода преступления существует: мы должны испытывать определенное чувство вины, которое необходимо, чтобы избежать этого ужаса в будущем. Можно сказать, что послевоенное поколение немцев доказало миру, что у них существует национальная совесть и чувство исторической вины за то, что произошло в Германии в первой половине двадцатого века. Это чувство вины является подтверждением того, что немцы ощущают свою ответственность за холокост перед человечеством. Но не менее страшно — это отсутствие чувства исторической вины. Это знак того, что нация не чувствует себя ответственной за произошедшее, ибо экстерьеризирует, т.е. находит виноватых вне себя. »
    Мне кажется, есть здравый смысл в этих словах, и не только в применении к Холокосту, о котором он здесь пишет.

  60. А мне кажется, безоценочно излагать исторические события невозможно. Мне, например, трудно понять, что значит «путём бесстрастного изложения последовательности исторических событий». Особенно, когда дело идет о человеческих жертвах. Думаю, что объективный взгляд на каждое историческое событие может быть сформирован только через множество разных его оценок. :unsure:

  61. если в исторических заметках сказано , что во время военных действий, голода или еще чего-то погибло 100 тыс. человек. это будет сухая статистика,которая ни кого ни чему не научит. А если сказать, что 100 тыс. семей остались без отцов, матерей , сыновей и проиллюстрировать это эмоциональными фото того времени. то восприятие совершено другое. У меня есть твердое убеждение, что историю нужно преподносить через эмоциональное воприятие, через трагедию ни всего народа а отдельно взятого человека… может тогда станем добрее

  62. Наталко, народіть собі дитину, виховуйте і вчіть, що предків треба забувати.
    сподіваюсь, що це дасть щастя й вам, і вашій дитині.
    а взагалі-то світовий досвід виховання вимагає пам»ятати минуле — і ті сторінки, якими треба пишатися, і ті, над якими треба вклонитися в скорботі.
    тільки ті нації, які змогли це зробити, отримали право на світове визнання.

  63. підтримала революцію голота.
    сподіваючись на краще життя.
    причому люди, готові працювати на краще життя, але ті, що не мали земельного наділу, йшли в міста й влаштовувалися на заводи й фабрики.
    а ті, що працювати не дуже рвалися, сиділи вдома в селі, «циганкували» по сусідах.
    от вони й скористалися шансом, які їм дала нова влада.

  64. Так одной из движимых сил большевиков были именно рабочие. А это была отнюдь не голота, к тому же а неплохо образованная категория граждан. В отличие от селян.
    А на одной голоте не уедеш, маргиналы хороши для митингов, а гражданскую войну с ними не выиграеш.
    Исходя из темы статьи, я не удивлюсь, если к 9 мая выйдет статья свидомого патриота о классных парнях из полиции, ост-батальонов, дивизии «Галичина», УПА как идейных борцах с красной нечистью.

  65. Концепция-кулак-справжний хозяин,а бедняк и середняк-ледары и бездары?Ну и много ума нужно для таких рассуждений?Сумерки сознания,как писал Ж.П.Сартр

  66. не був би хазяїком кулак — став би бідняком… і дуже швидко.

  67. Вы повторили сказанное Вами выше,смысл?
    Если быть последовательным,то скажем,тимошенки,ахметовы или саши белые-все справжние хозяева?Вообще,с Вашей точки зрения,Украина оказывается страной бездарей и лентяев.Посмотрите статистику социального расслоения крестьянства перед первой мировой.Сельский буржуа по этим данным составляет меньшинство,а тех,что создавали прибавочную стоимость,т.е.прибыль, наемных рабочих,в Вашей терминологии-голоты,большиство.Вы просто -напросто повторяете мотивы начала 90-х,когда идеализировалась рыночная экономика,и наоборот,все советское выставлялось в идиотском свете.Когда же пришел дикий капитализм,вместо ожидаемого либерально-европейского,розового,все стали мыслить более критически по другому оценивать недавнее прошлое,кроме Вас.Плывете по инерции,вниз,по течению….

  68. Главное отличие настоящих хозяев (в данном случае я не говорю о Тимошенко, Ахметове и Саше Белом) — взятие ответственности и часто огромных рисков на свои плечи , и, кроме этого, обязательств перед наемными рабочими.
    К, сожалению, и сейчас большинство населения, только и мечтает о том, чтобы на тратить свои «драгоценные» силы на созидание , а без лишней ответственности просто распределять чужое. А это как раз и есть дорога вниз по течению. :negative:

  69. Oxana, чувствуете, как быстро и УВЕРЕННО тема ТРАГЕДИИ жителей нескольких сёл нашей области и исторической ОТВЕТСТВЕННОСТИ коммунистов за массовые убийства мирного населения Украины, скатилась к коллаборационистам, «бандеровцам», полицаям и даже…..к Тимошенко.
    Ай да Alex, ай да сукин сын!
    Я сознательно дальше не принимаю участия в ЭТОМ ФЛУДЕ. О чём написал выше.

  70. Голота нашла работу и стала неплохо образованная категория граждан.

  71. Бис!Бис! Промолчу все сказал в -«Наша задача – продлить жизнь живым».

  72. хто шукав роботу — той знаходив.
    хтось шукав можливості отримати освіту. а хтось шукав, як би в «кулаків» поживитися.
    теж знайшов.

  73. Естественно читал 🙂 Но ничем не поразил сей труд…

  74. ВЫ не правы.
    Я утверждал,что одностороння оценка событий прошлого может привести к реабилитации нацизма.Наиболее актуальный,показательный и наиболее убедительный пример-коллаборационизм украинских националистов.Акции неонацистов во Львове,Эстонии,Литве..Тем,более,скоро 9мая,а у нас стыдятся даже понятие «Великая Отечественная » произнести.
    Поскольку ,на мой взгляд,тема статьи не отличается разнообразием точек зрения(атаманщина и ее проявление-Холодноярская республика,жестокость обеих сторон-заборы из черепов красноармейцев…)и может посеять новые иллюзии(по типу:то,что раньше оценивалось позитивно,то теперь отрицательно) я счел возможность показать саму несостоятельность такого необъективного подхода к историческим фактам.Очевидно,что предложенную информацию флудом нельзя считать.Более того,подобный подход:антисоветский значит демократический,давно устарел,с тех пор ,как впервые стал использоватья на рубеже 80-90-хх.
    Что касается ответственности.Атаманские республики воевали со всеми:УНР,петлюровцами,деникинцами,другими атаманами и были СОЮЗНИКАМИ всех своих врагов.Крестьян убивали и они убивали и не всегда за свою землю.Но основа их движения-анархия вела в тупик,пролонгированию гражданской войны.Удельные княжества не могли построить оазис в отдельно взятом селе.Наверное ,чтобы разобраться,нужно читать не Шкляра,а нобелевского лауреата Шолохова «Тихий Дон.» ,»Донские рассказы».Затем мемуары(выше назвал,интересны и мемуары Деникина).

  75. Господи,как же ты ПРАВА, Оксанка! Все чаще задаю себе вопрос: тебе сколько жизней отведено ? ОТВЕТСТВННОСТЬ ПЕРЕД В С Е М И (!!!!!!!) — очень ТЯЖКИЙ ГРУЗ ! Попробуйте,кто ГРОМКО КРИТИКУЕТ , а потом поговорим.

  76. «Односторонне изучение истории не может быть объективным.Оно порождает новые мифы,новые бои за историю.»

    Почитав ваші коменти, так підхід до історії у вашому випадку і є однобічним. Інший бік історії, ви і сприймати не хочете. І у Галичан є своя правда, але такі як ви її не бачать, чи не хочуть бачити. А історія Холодного яру, це тільки ще один доказ, коли людина захищає своє, на своїй землі як може і я к уміє.

  77. Насамперед — скрізь є свої нюанси. ми ж не вивчаємо революцію за спогадами французів?
    Шолохов писав про реалії, які були на іншій території.
    так, багато чого було подібного.
    але — про своє не читайте, читайте «Тихий Дон»…
    якось дивно

  78. Мировая литература не бывает локальной по смыслу и значению.Не исповедуйте хуторянство,поднимите голову ! Сам характер гражданской войны,которая прошлась по судьбам народов,разделившая семьи на враждующих чужих людей,когда отец поднял руку на сына,когда нельзя искать правду по одну из сторон баррикад-обо всем этом у Шолохова.Слишком быстро Вас обучили:купуй украинське,думай по-украинськи!Выбирайтесь за ограды хутора,нельзя думать по украински:можно думать только логично или тупо.

  79. И еще-случай хуторянства,которое полагает,что знает,как любить Родину
    «але – про СВОЭ НЕ читайте, читайте «Тихий Дон»…
    якось дивно»-Дивно другое,что на самом деле,»свое» я не запрещал читать.Ссылку на мемуары холоднояровца Вы от МЕНЯ получили.

  80. ну, ви ще ініціативи Ларіна покритикуйте. і скажіть, що купувати Кіровоградське — це хуторянств.

  81. Степаныч, да не покойники мне насолили, а сектантский национализм — нацизм. Нужно почитать память, но не делать из этого пропагандистское действо.
    Мой дедушка воевал под Сталинградом. Миллионы людей отдали свою жизнь за Родину, под красными знаменами.
    Современные же хмыри ходят по площадям и срывают георгиевские ленточки, выпячивают СС — атрибутику, которая является вражеской по определению. Хочется атомную бомбу сбросить на это кубло.

  82. Rainbow, а чем же наша страна может «пишатися», если не принимать во внимание русско-советское наследие? Назовите, интересно.

  83. Жаль, что на сайте нет ни одного блогера из Сосновка Александровского района 🙂 Они бы рассказали, как сейчас живут, и чем занимаются правнуки тех героев …

  84. Зверну увагу не з козаків, а з «казаков».

  85. Ще три сотні червоних прапорів інаступить рай на землі?
    Після 1 травня покращення не побачив. А після 9 травня, після червоних прапорів і георгіївських стрічок наступить покращення?

  86. Віктор58 говорит: 04.05.2012 в 08:46
    Зверну увагу не з козаків, а з «казаков».
    ==========================
    «По утверждению директора Центра генеалогических и геральдических исследований Института истории Украины НАНУ историка Виктора Томазова семья Ющенко была КАЗАЦКОГО происхождения» (выделил я).
    http://www.info.pardon.com.ua/biografy/yuschenko_viktor_andreevich/
    :unsure:

  87. На фронтах клали життя не за прапор. А під яким прапором радянське СС (НКВД) стріляло в спину та розстрілювало тих самих фронтовиків?
    Фронтовики, і ще живі, і ті, кого вже нема, з великою повагою ставилися до фронтових нагород, дбайливо їх зберігали. Але я не знаю жодного випадку, щоб зберігали червоні прапори (в т.ч. і надумані «прапори перемоги»).
    Комуністи кричать про повагу до червоного прапору, а в минулому році, і раніше, вони тягали (носили) на 9 травня пожмакані прапори. Оце і вся повага, бомжацька.

  88. Приведу сравнение, т.к. вижу некую аналогию :
    в свое время профессии художников, композиторов, ученых были исключительно мужскими. Для женщин был введен запрет. Многие женщины брали мужские псевдонимы, чтобы заниматься любимым делом, например — писать музыку. Сейчас у многих наших современников есть четкое убеждение в том, что только мужчины способны достигать вершин в искусстве и науке. Даже Вы, Наташа, об этом писали.

    Точно также мы можем найти очень много выдающихся людей родом с Украины, сформированных здесь как личности, но внесших огромный вклад в русско-советское наследие. Почему именно в русско-советское, а не в украинское? Возможно, и у них долгое время были какие-то ограничения и запреты? 😉

  89. А чем советское сектанство лучше?Уж там в пропагандистских действах толк знали!Или все-таки дело не них?

    Нетерпимость — одна из составляющих ЛЮБОГО сектанства.Вам ВАША не жмет,в праведном-то гневе на «сектантов» ?

    Как хорошо,что атомные бомбы в магазинах не продаются…

  90. краще не допускати обставин за яких виникає потреба в жертовності

  91. Великий лозунг Революции «Грабь награбленное» и сейчас в ходу. Только полуграмотные вожди читают первую часть и им хватает!

  92. До чого тут Степан Бандера з його прихвостнями до подій у Сосновці у 1920 році? Треба просто вчити та популярізувати історію свого рідного краю а не те що Вам пхають в голови московські ідеологи. а автору статті респект а також повага тим людям які зібрали кошти та встановили пам’ятника загиблим від рук «червоних дияволів»

  93. нам не бути цивілізованим суспільством до того часу , доки українці розмовлятимуть мовою чужої держави

  94. А яка різниця кому? просто сплюндровано саме поняття єкономічних відносин, людина виробила товар- купіть, виростила збіжжя,-купіть та й корміть своїх «голодающіх рабочіх», а то «Отобрать і подєліть» типовий бандитський світогляд.70 років «страшного суду», слава Господу, вже позаду так давате не відновлювать минулого а будувать нормальну демократичну державу без «хохлів» та «москалів». Ми- українці!держава наша- Україна, мова -українська.

  95. Русский язык-родной язык Слобожанщины,Донецка,Луганска,то есть Востока и Крыма-территорий присоединенных у Украине,а значит,для них русский,а не украинский,родной.

  96. Таже рекомендация.Дело в том,что ТЕМЫ меняются,а стиль рассуждений нет.СЕгодня история мифологизируется также,как и в советское время,поэтому у новых мифов структура одинакова.Логика мифологизация пояснена на основе доступного и раскрученного факта.Его рассмотрение помогает выработать и понять факт 20-х годов.Кто не привык мыслить абстрактно,то у того естественно возникают вопросы,как события разных времен связаны между собой.Но если включить мозги,то виден единый алгоритм фальсификаций.

  97. Что не было представителей власти-вполне объяснимо:посмотрите во что превратила власть,имею ввиду власть,орудующая в Украине с 91 года,некогда цветущую страну?О
    коммунистах речи не веду,%70 у власти до сих пор эти ребята.Только тогда был контроль,сейчас от безнаказанности у этих универсальных деятелей(вчера строили коммунизм,сегодня-не понятно что) крыша совсем поехала.Воруют,ломают как перед концом света…И они придут отдать почести людям созидателным?…

  98. Вчити історію треба шановний, а не балаган влаштовувати. Рідна мова для Криму російська, ви на якій планеті живете? Коли ж то Крим російським став???? Рідна мова Криму — татарська. На сході України рідна мова — українська, як і на Кубані, В Курську, Таганрозі, Воронежі, і багатьох інших.
    В мене ваша українофобія посмішку викликає. Бо говорите ви дурниці!

  99. Уведомление: googlezerlunited

Добавить комментарий