Семь кругов медосмотра

Лето — горячая пора не только для курортников и фермеров. Жарко становится врачам детских поликлиник всех уровней — родители спешат оформить детей в садики и школы, а для этого нужно пройти обязательный медосмотр у специалистов.

Сказать, что летом детская поликлиника превращается в муравейник, — ничего не сказать. Нагрузка на врачей многократно возрастает, им приходится принимать по 40-50 детей в день! Ситуацию усложняет то, что в одной очереди перемешаны дети, которым просто нужно заполнить тетрадку, и дети с заболеваниями, которым нужно уделить повышенное внимание. Родители, в свою очередь, разрываются между кабинетами, находящимися на втором и пятом этажах, путаются в амбулаторных карточках (а их благодаря недавней медицинской реформе приходится таскать с собой две — одну для участкового педиатра, другую для врачей-специалистов) и некрасиво ругаются в очередях. Страдают, как обычно, дети. Казалось бы, вот где можно приложить светлую голову и провести реформирование без лишних денежных затрат — правильно организовать медосмотры для детей.

Основным пунктом медосмотра является обследование ребенка врачами-специалистами. Это, а также лабораторные анализы, — забота детской городской поликлиники №1. Главврач ее  Николай Макеенко отмечает, что в вопросе проведения профилактических медицинских осмотров очень важно взаимодействие с администрациями детских садиков и школ. Сотрудничество медиков с педагогами может творить настоящие чудеса:

— В нашей практике детские коллективы делят на организованные и неорганизованные. Только не думайте, что это оценка поведения, такова терминология. Организованные — это коллективы детских садов и школ, за которые несут ответственность педагоги. Неорганизованные коллективы — это дети на домашнем воспитании. С организованными коллективами мы работаем просто: составляется график, в котором выделяются день и время, когда школьники именно этой школы или детки именно этого садика проходят медосмотр. На втором этаже поликлиники есть школьно-дошкольный кабинет, в котором всех детей осматривают специалисты, оформляют все необходимые документы. Лаборатория также работает, результаты анализов после медосмотра отправляются напрямую медработнику школы или садика. Вся процедура занимает пару часов. Конечно, находятся родители, которые не могут в указанный день пойти с ребенком на медосмотр, тогда они проходят его вместе с неорганизованными детьми.

Огромные очереди под кабинетами врачей-специалистов создают именно неорганизованные. Почему? И как упорядочить это броуновское движение детей и их родителей?

— Если организовать все правильно, то суматохи и наплыва детей в летнее время почти нет, — говорит Макеенко. — Самая большая проблема — разделить поток детей, нуждающихся в консультации специалиста, и детей, которым просто нужно оформить медосмотр. Каждый врач-специалист имеет свое время приема. Чтобы попасть на прием, нужно с утра взять талончик в регистратуре. Я хочу, чтобы родители понимали — это время приема для детей, которые нуждаются в помощи! Для медосмотров мы выделяем отдельное время — во второй половине дня, чаще всего с 15.00-16.00 специалисты принимают детей, проходящих медосмотры. К сожалению, многие родители предпочитают потащить ребенка к специалисту именно с утра, выполнив и даже перевыполнив норму по нервотрепке: в 7 утра взять талончик, возмутиться, почему он на 10 утра, потом прийти снова в 10 утра и выстоять очередь из детей, которых врач принять еще не успел. При этом такой родитель по сути отнимает этот талон у другого ребенка, которому нужна помощь. Поэтому я бы хотел, чтобы у нас с родителями было взаимопонимание.

Если вам нужно только поставить отметку в бланке медосмотра, не стоит бежать в поликлинику с утра за талоном и отнимать возможность проконсультироваться для другого ребенка, которому осмотр врача важнее, чем вам. Есть часы приема именно для медосмотров, на это время талоны вообще брать не надо!

Лаборатория также примет вашего ребенка во второй половине дня. Мы отошли от практики, когда забор анализов происходил исключительно с 7 до 9 утра, вы можете сдать анализы в удобное для вас время. Единственное, на что хочу обратить внимание: если у вашего ребенка есть проблемы со здоровьем, лабораторию лучше посетить утром — это самое благоприятное время для сдачи анализов, их результаты тогда более точны.

Отдельный вопрос — амбулаторные карты детей, в которых врачи делают записи. Сейчас родители приходят на медосмотры к специалистам не с одной, как было раньше, а с двумя карточками. Н.Макеенко по этому вопросу отметил следующее:

— Все новое начинается с некоторым скрипом. Думаю, лет через пять система устоится, и врачам-специалистам уже не будут нужны амбулаторные карты участковых педиатров. Хотя, если разобраться, они и так не нужны. Специалисту нужна ведь не сама карточка, а данные о здоровье ребенка, которого он обследует. То, что родители носят с собой карточки, — неправильно. Амбулаторная карта — это документ, который медучреждение обязано хранить еще несколько лет после того, как пациент снимется с учета в нем. Родители же часто теряют карты, а вместе с ними теряется и информация, необходимая врачу. Если участковый педиатр или семейный врач направляет ребенка к специалисту, он, по правилам, должен сделать выписку из амбулаторной карты. Но, к сожалению, бумажной работы у врачей и без того очень много, поэтому педиатры упрощают себе жизнь, просто дав карточку пациенту на руки.

К сожалению, меры, описанные Николаем Макеенко, не всегда эффективны. И зависит это совсем не от главврача поликлиники. Очереди к определенным специалистам огромны в любое время года, и причина этого — нехватка этих самых специалистов.

— Самая большая проблема с офтальмологами, — говорит Макеенко. — На данный момент их у нас работает двое, нагрузка на каждого — иногда до 80 детей в день! Решить эту проблему нелегко. Сейчас мы ожидаем молодого специалиста, и после двух лет интернатуры у нас будет трое врачей-окулистов. А вот неврологов осталось двое, и теперь неврология в поликлинике — еще одно проблемное место. Легче стало отоларингологам — недавно мы взяли на работу третьего ЛОР-врача. Но вообще, чтобы нормально обслуживать наш город, в поликлинике должны работать пять врачей-специалистов по каждому из главных направлений.

Сегодня власти взяли курс на упрощение целого ряда процедур. Интересно, дойдет ли очередь до медицины, и если да, то какие из документов и справок можно будет отменить? Вообще каким образом можно сделать процедуру медосмотра проще и для пациента, и для врача?

— Я бы много на эту тему рассказал, но это не относится к детским медосмотрам, — с улыбкой отметил Н.Макеенко. — Если же говорить о них, то самый лучший вариант — это электронный медицинский паспорт. Он решает сразу все вопросы. Сейчас у каждого ребенка по сути три медицинские карты: одна у семейного врача или участкового педиатра, вторая — в регистратуре поликлиники и третья — в школе или детском садике. Появляются электронные медицинские паспорта — необходимость во всех этих документах отпадает сама собой. Этот паспорт внешне похож на банковскую карту, человек может его все время носить с собой. Идешь на прием к врачу — даешь ему этот паспорт, он вставляет карту в компьютер, компьютер считывает код с него и входит в электронную базу денных, в которой хранится вся информация о здоровье пациента. Но эта система пока действует только в Израиле…

Осмотр специалистов — это важная, но не единственная часть медосмотра. Любой осмотр начинается и заканчивается в кабинете педиатра. Однако осветить этот аспект так же подробно мы, к сожалению, не можем. И вот почему: во время подготовки материала нас поразила реакция медиков, когда у них спрашивали о том, не могут ли они дать «УЦ» комментарий по теме. Огромное спасибо Николаю Григорьевичу за подробный и исчерпывающий ответ, но, как оказалось, он — единственный, кто при общении с журналистами не оглядывается на чиновников из городского и областного управлений здравоохранения. Все другие врачи просили сначала побеседовать с сотрудниками вышеупомянутых управлений и согласовать вопросы.

Не спорю, некоторые из вопросов были бы неприятны чиновникам (может быть, поэтому мы так и не смогли договориться о встрече с ними?). Это и несвоевременно поступающие в медучреждения вакцины, и обилие ненужной бумажной работы, которую приходится выполнять врачам, помимо прямых обязанностей, и катастрофическая нехватка кадров, создающая очереди под кабинетами и нагружающая оставшихся специалистов сверх всякой меры. Но неужели об этих проблемах нельзя говорить? Нам кажется, о них нужно не просто говорить, о них нужно кричать! И самим чиновникам, и врачам. Кричать на совещаниях, кричать через СМИ, кричать на митингах. Иначе люди, от которых что-то зависит, нас не услышат.

Виктория Барбанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 32

Добавить комментарий