Люстрация или модернизация государственного аппарата.

Избитый тезис : новое время требует новых людей. Но будет ли готова ли новая власть этот тезис внедрять в жизнь ? Время конечно покажет, но все-таки…
Немного цифр : «По состоянию на 1 января 1992 года в Украине было где-то 69 тыс. чиновников, сегодня – 293 тыс.» (А.Мартынюк , октябрь 2010 год). Т.е. за последние 20 лет в стране стало в четыре раза больше чиновников. В это-же время численность населения страны уменьшилось с 52 млн. до 45,5 млн.чел. И это несмотря на то, что доля госсектора в экономике Украины уменьшается и составляет сейчас примерно 9,2% ( в ВВП  25-30%), количество чиновников различного ранга продолжает расти и расти. Все эти чиновники, которые называются теперь гордым словом «державні службовці», потребуют на свои нужды в данный момент примерно 4 млрд. грн в год. Т.е. мы видим? Чиновничий аппарат растет, а толку от него все меньше и меньше. И с каждым годом он потребует на себя все больше и больше денег. Про разгул коррупции и некомпетенции я вообще молчу.
По большому счету всем уже понятно, что так дальше продолжаться уже не может. Но вот что делать? Сейчас новая власть предлагает провести т. н. люстрацию . Но очень много опасений, что все это дело (люстрация) приведет только к «гонению на ведьм по партийной принадлежности», к захвату так называем «хлебных мест» 🙂 и т.д.. Что кстати уже не один раз происходило в короткой истории нашего государства.  Но все-таки надо что-то делать.
Мое видение этого процесса таково :
1. По большому счету известно, что начальника любого ранга в первую очередь делает его окружение. Проводимая сейчас смена первых лиц различных гоструктур как в столице, так и на местах, практически ничего не решает. Ведь смена первого лица в министерстве или ведомстве, госадминистрации, управлении, департаменте или госпредприятии ничего не решает в плане повышении его эффективности и т. д. Наверное все-таки, в данный момент, надо принимать непопулярные решение об отстранении от руководства не только первого лица, а также и всех его заместителей, а в некоторых случаях и руководителей более нижнего звена. Ведь сам руководитель не готовит то или иное решение и т.д., он только освящает своей подписью то, что его подчиненные, которые сидят на своих «теплых местах» подготовили, естественно исходя из требований руководства, но как правило со своими изменениями. Да и по большому счету, часто меняются ведь только первые лица, а вторые и т. д. сидят в своих кабинетах многие-многие года.
2. Установить определенные критерии эффективности работы органов государственной власти и что самое главное, придерживаться их в оценке работы той или иной структуры. Естественно с персональной ответственностью руководителей и их подчиненных за итоги работы. Но это не должно значит, что чиновника, который не справился со своими обязанностями и все что можно завалил, тупо переводить с почетом на другую должность, в другую структуру. Данная персональная ответственность должна обязательно подразумевать запрет в дальнейшем вообще занимать любые должности в органах государственной власти. Жестко ? Да! Но  как по мне, только так можно заставить чиновника, работу которого оплачивает народ, заставить работать на его благо.
3. Разработать и установить (можно даже определенными законами) конкретные обязанности для должностных всего госаппарата, начиная от министра, заканчивая «провідним спеціалістом»  на местах. 🙂  Может быть это выглядит смешно, но если для чиновника, который работает на державу, не определены его обязанности и за что он конкретно отвечает, как государственное лицо, то и спроса с него практически нет .
4. Коренным образом уменьшить количество государственных служащих. Мне видится, то госслужащим могут быть только руководители  и их заместители, ну максимум начальники отделов, не не больше.
5. В органах, формируемых советами всех уровней не должно быть вообще государственных служащих, включая первых лиц советов. Давайте наконец-то отделим органы государственной власти от органов, которые формируют советы.
6. Обязательно привязать уровень заработной платы государственного служащего к минимальной, которая устанавливается законами о госбюджете. Всяких интересных надбавок, премий и т.д. вообще не должно быть.
7. Жесткий контроль о доходах и особенно расходах чиновничьего аппарата, включая членов их семей и ближайших родственников, как во время нахождения на госслужбе так и как минимум в течении 5 лет после отставки с должности. Обязательный запрет на наличие счетов в иностранных банках
8. Человек, который назначается на работу в госапарат (на любую должность, пусть даже секретаря-референта) должен в обязательном порядке официально выйти из партии, общественной организации.
Ну и т.д.

Может быть для кого-то это покажется бредом, но честно говоря, уже надоело видеть, как наших чиновников тупо пересаживают с одной должности на другую, как «тетя Маша», просидев всю жизнь за одним столом, перекладывая бумаги с одной стопки в другую и  тяжелее ручки в руках не держав, уходит на «заслуженный отдых» имея пенсию больше, чем человек, который всю жизнь горбатился на различных работах. Надоело видеть, как «ценных кадров» возят служебные машины на работу, когда и пешочком вообще-то путь занимает всего 10 минут. Надоело видеть тупого, безграмотного чиновника, который ни за что не отвечает, но мнит себя «пупом земли» . Ну и многое другое…
А теперь, как многие говорят, бросайте тапки 🙂

Люстрация или модернизация государственного аппарата.: 3 комментария

  1. Согласен полностью! Меня уже давно удивляет, чем занимаются многие министерства при том, что их отрасли практически полностью приватизированы.

  2. Не далекозора у тебе позиція!
    По пункту 1 — звільнивши одразу таку кількість людей(в маштабах країни мисли!) ми спровокуємо небувалу кількість безробіття, по-друге ефективність дуже часто залежить саме від керівника!

  3. згодна на всі 100, треба змінювати систему влади. Треба міняти риторику державу. Вона має бути людино — орієнтовною, а не процесо — орієнтовною.

Добавить комментарий