Кузьма. Каким он был и останется

Можно найти много, может, слишком много воспоминаний о Кузьме Скрябине, трагически погибшем 2 февраля этого года. Люди вспоминают, как были на его концерте, как пожимали ему руку, как фотографировались рядом. Кировоградка Елена Ферман, директор агентства праздников «Все для тебя», в течение семи лет работала и дружила с Кузьмой, которого называла Кузьмич. Она поделилась с «УЦ» своими воспоминаниями.

– До личного знакомства с Кузьмой я не то что не слушала группу «Скрябин», я ее органически не выносила. Как только попадала на клип по телевизору, тут же переключала канал. Поскольку я организовываю и провожу различные мероприятия, как-то заказчик попросил привезти Кузьму. Я с ним созвонилась, и при первом общении у меня сложилось впечатление, что мы знакомы триста пятьдесят лет. В день мероприятия, которое мы вместе должны были вести, я была в Киеве. Созвонились и договорились, что Кузьма заберет меня, и мы на его автомобиле поедем в Кировоград.

Пока мы доехали, я уже была влюблена в этого человека. В течение четырех часов он не умолкал, анекдот за анекдотом, история за историей. У меня от смеха челюсти болели. Мероприятие отработали обалденно. Человек не строил из себя звезду, был простым и доступным, со всеми здоровался, обнимал гостей.

До нашего знакомства он в течение двенадцати лет не был в Кировограде. А потом я стала его рекомендовать, и его стали приглашать. Если кому-то нужен был медийный человек для мероприятия, я советовала Кузьму, потому что равных ему не было. Для первого совместного мероприятия я подготовила сценарий на 32-х листах. Он бегло почитал и выбросил его. Ему нужен был только список имен, все остальное – чистая импровизация. Потом я написала сценарий на девяти листах. Впоследствии вообще не писала, только давала список гостей. С ним было так легко работать, как будто мы в дуэте выступаем много лет.

У Кузьмы не было такого подхода к мероприятию, что, если ему заплатили за ведение, он исключительно ведет, то есть говорит и шутит. Он часто компаниям дарил свои песни. «Лєнчик, та ти шо, такі люди! Я буду співати», – говорил он часто. Как-то мы вели свадьбу в Кировограде, Вика и Сережа – шикарная пара. Вечером улица, на которой находился ресторан, была полностью обесточена. Администрация ресторана заставила весь зал свечами, и гости думали, что так и надо. Но мы-то знали, что это форс-мажор. Кузьма так проникся ситуацией, что решил молодоженам устроить концерт. Просто потому, что это были классные люди.

В Киеве мы вели свадьбу. Кузьма звонит накануне: «Чуєш, а люди не будуть проти, якщо я візьму групу і ми їм заспіваємо?» Я позвонила невесте и спросила, она не могла поверить такому счастью. В качестве подарка – час выступления группы «Скрябин».

Он так любил маму! Это была нереальная любовь. Раз в два часа – звонок: «Мамочко, шо ти там? Як ти? В мене все добре. Я тебе дуже люблю». Мама была для него богиней. У них была такая энергетическая связь, что часто Кузьма брал в руки телефон, чтоб позвонить маме, а мама уже звонит ему. Родители для него – святое. И они – замечательные люди.

Когда у моей дочки Полинки был день рождения, Кузьма подарил ей мобильный телефон и колокольчик. Его мама делает из глины колокольчики. Он сказал, что мама передала, что этот колокольчик будет нас охранять от всего плохого. Он висит у нас дома на люстре, и мы верим, что охраняет нас.

К Полинке Кузьма относился как к крестнице. Когда я рассказала, что оба наших крестных исчезли из нашей жизни вслед за исчезновением папы, Кузьма хотел ее «перекрестить». Но этого нельзя делать, поэтому он стал названным крестным. Они так дружили! Сидим мы в гостинице, звонит мой телефон. Кузьмич видит, что это Полинка, берет телефон и выходит на балкон. Возвращается минут через тридцать-сорок.  «О чем вы так долго говорили?» – «Це наші справи».

Полинка знает весь репертуар Кузьмы. Она очень тяжело перенесла его гибель. Сейчас вся ее комната украшена сердечками из полимерной глины, которые она сделала сама, в центре которых его фотки. И на веревочках носит их как подвески. Как-то Полинка на свой телефон записала видео, где она поет песню Кузьмы. Я отправила ему ролик. Потом еще. Он спрашивает меня, почему такое плохое качество записи. Я сказала, что такие возможности телефона. Вот он и подарил ей на день рождения крутой аппарат. Однажды «скрябиков» заказали на День города в Александрии. Он пел на сцене и пригласил Полю, вдвоем они исполнили «Старі фотографії». Эта видеозапись у нас есть.

Он был очень прямым, в лоб говорил, что ему нравится, что не нравится. Не притворялся и не приспосабливался. Для него не существовало запретных тем, он не ограничивал себя цензурой. Был абсолютно непритязательным. Все равно, что есть, где спать. Нередко он с ребятами из группы ночевал в гримерке. Райдер был, но он не требовал определенных условий, какого-то изысканного алкоголя. Он, кроме французского вина, ничего не пил.

О его доступности публике можно говорить много. Пока не даст автографы всем желающим, не сфоткается со всеми, не уйдет в гримерку. Он мог на концерте в микрофон сказать свой номер телефона. Был уверен, что адекватные люди не будут трезвонить, а неадекватные и без того найдут его номер. Такие тоже были: набухаются и звонят, чтобы показать своей компании, что они на короткой ноге с Кузьмой. Таких абонентов Кузьма заносил в папку под названием «Х… р моржовый». Все, кто звонил для понтов, были туда занесены. На них стояла его любимая песня, и Кузьма, не отвечая на звонок, просто слушал эту песню.

Скажу для тех, кто не знает: у Кузьмы Скрябина есть две книги – «Я, Победа и Берлин» и «Я, Паштет и армия». В первой книге две истории. Одна, автобиографическая, о том, как Кузьма гонял на продажу в Германию «Победы». Очень смешная, от первой до последней строчки. Вторая история – «Місто, в якому не ходять гроші». Он рассказывал, что сюжет ему приснился, и он о Чернобыле. Когда читаешь ее, не до смеха. Кузьма был зол на то, что эти два рассказа были объединены в одной книге (какая-то ошибка произошла). А «Я, Паштет и армия» – воспоминания об армейской службе. Тоже смешнючая.

Кузьма очень любил семью, дорожил родными, но не был домоседом. Обязательно дома он был три дня в году: дни рождения мамы, жены и дочки, Марии-Барбары. Ну и когда получалось, когда не было гастролей, работы. А это было редко.

Что касается друзей, в шоу-бизнесе их точно не было. Общался и уважительно относился он к Пономареву, Кондратюку, Бебешко и Дорну. После гибели Кузьмы оказалось, что прям весь украинский шоу-бизнес с ним дружил. Но близкие к нему люди знают, что это не так. Многие, например, знают, что Кузьма негативно относился к Вакарчуку, но именно Вакарчук, его концертное агентство, готовит концерт памяти Кузьмы. И на следующий день после гибели Кузьмы Вакарчук записал песню «Мовчати». Ее запускали на радио, и мне рассказывали, что вместо нее шел белый шум. Причем в компьютере у радийщиков она звучит, а в эфир не выходит. Как это объяснить? Кузя оттуда, сверху, прикалывался…

Сейчас активно многие стали искать какие-то знаки, предчувствие Кузьмой своей гибели. В клипе «Руина» едет молоковоз, а за ним «ритуальные услуги». «Кінець фільму, кінець траси»… Говорят о заказном убийстве, о том, что от него избавились из-за его последнего интервью. Наверное, проще кого-то обвинить, найти крайнего. Он очень давно стал гнать на политиков, на власть. Хотели бы – давно его убрали бы. Это было ДТП. Мне рассказывала Оля, которая была с ним в машине, что дорога была мокрая, но не скользкая. А на том злосчастном повороте был лед. Вот машину и занесло.

По всей стране и по Кировограду вскоре после гибели Кузьмы прошли вечера памяти. Мне они показались несколько преждевременными. А теперь я готова организовать вечер памяти моего друга. Четвертого апреля в кафе «Квартира» на Полтавской будет уникальное мероприятие. Кроме песен Кузьмы, будет звучать аудиозапись, которую еще никто не слышал. Мы были в кафе Днепропетровска и на ходу придумали поставить в центр зала стол с двумя стульями и микрофонами. За стол сели Кузьма и Егор Крутоголов (команда «Дизель»), нагребли кучу местных журналов и в микрофоны что-то комментировали, рассказывали анекдоты, истории из жизни, отвечали на записки из зала. Это было такое гонево! Они импровизировали, представляя радиопрограмму, в перерывах между историями Кузьма включал какую-то песню из телефона. Мы все это записали. К сожалению, не на видео. Но есть три с половиной часа уникального чёса. На афишах мы написали «18+», потому что ребята в выражениях и темах обсуждения не стеснялись.

Мне хочется, чтобы собрались люди не ради того, чтобы где-то скоротать вечер, а те, кому Кузьма и его творчество действительно были дороги.

Записала Елена Никитина, «УЦ». Фото из архива Елены Ферман.

Добавить комментарий