Краеведческий музей. Возвращение

После семи (!) лет ремонтов, реставрации и обновления экспозиции наконец-то открыл свои двери для посетителей Кировоградский областной краеведческий музей. Пока, правда, работает только отдел истории – девять музейных залов на полуторном этаже. Небольшую экспозицию отдела природы (кости доисторических животных, найденные на территории области, и минералы) обещают открыть в ближайшее время. С детства любимые всеми кировоградцами чучела зверушек тоже вернутся в выставочные залы, но когда, неизвестно, – за семь предыдущих лет успели оформить только исторические залы, к природе даже не приступали.

Что же касается отдела истории, то все экспозиции здесь новые. Например, в зале археологии представлен каменный трипольский жертвенник, найденный в прошлом году в Небелевке и отреставрированный работником музея Станиславом Федоровым. Появился зал Владимира Винниченко, где представлены прижизненные издания книг, оригиналы картин, личные вещи нашего земляка. Очень интересной оказалась экспозиция отдела со скучнейшим названием «Зал самоуправления». Ну и, конечно, коллекция Ильина – ей отведен отдельный, самый большой зал, но и в нем выставить хотя бы десятую часть шедевров, собранных электриком Александром Ильиным в своем доме на Ковалевке, не представляется возможным.

Впрочем, это тот случай, когда все нужно обязательно увидеть своими глазами. Музей работает со вторника по пятницу с 9.00 до 17.30, в субботу и воскресенье – с 10.00 до 16.00. Выходной – понедельник. Цены очень демократичные: взрослый билет – 10 грн., студенческий и пенсионный – восемь, школьный – пять, для дошколят вход бесплатный, стоимость экскурсий для групп от 30 до 60 грн.

Выступая на открытии, директор музея Наталья Агапеева рассказала, что ремонт затянулся еще и потому, что в Кировограде не слишком много опыта реализации таких масштабных проектов. Если помните, семь лет назад особняк Барского был в жутком состоянии – облезлые стены, ободранный паркет, отваливающаяся штукатурка. Чудесной лепнины на потолках практически не было видно. Даже странно было слышать, что это, мол, шедевр архитектора Александра Лишневского – одно из самых красивых зданий Елисаветграда начала прошлого века.

После того как помещение было отреставрировано снаружи и внутри (работы выполняло ЧП «Нифа), стали думать о профессиональном музейном освещении и оформлении залов. И сразу же столкнулись с серьезной проблемой. Музейное освещение предполагает использование специальных ламп, которые, ярко освещая, в то же время не вредят экспонатам – документы или картины, если на них будет попадать свет обычной лампы, просто-напросто выгорят. Такие лампы вешают обычно на специальных рамах под потолком, но в данном случае конструкции нужно было продумать так, чтобы они не портили впечатления от лепнины. Честно говоря, все равно немного портят, но, наверное, это лучшее, что можно было сделать (освещение монтировал Виталий Брайко).

Что касается оформления, то, на первый взгляд, никакого особенного оформления в музее и нет, но именно в этом мастерство музейного художника. Мебель и стены не должны диссонировать с роскошными потолками, арочными окнами, сияющим паркетом и прочими архитектурными излишествами раннего модерна, но в то же время не должны отвлекать от экспонатов. То есть должны быть одновременно и роскошными, и незаметными. Оформлением занимались художники Музея истории Киева Семен Равский и Валерий Губенко, которые оформляли и все его филиалы: музеи Булгакова, Шолом-Алейхема, Пушкина, шестидесятничества, культурного наследия и т. д. Дело в том, что живописец и оформитель Семен Равский – наш земляк, он родился и вырос в Кировограде. И когда несколько лет назад в художественном музее проходила его выставка и земляки обратились к нему с просьбой взяться за оформление и нашего краеведческого музея, то он, конечно, согласился. Говорят, приветливый улыбчивый человек Семен Леонидович попил немало крови у работников кировоградских «Интерресурсов», которые изготавливали мебель из кировоградского же дуба, требуя конкретных оттенков древесины и т. п. И долго спорил с музейщикам, которые, конечно, хотели выставить побольше экспонатов, но предметов в музейном зале должно быть столько и расставлены они должны быть так, чтобы у посетителя не возникало ощущения, что он стоит перед рыночной витриной. Конечно, посетители не замечают таких нюансов, да и не должны. Но после рассказа Натальи Агапеевой мы обратили внимание на все эти тонкости, и, надо сказать, результат стоит всех усилий.

Теперь собственно об экспозициях. Кроме уникального трипольского жертвенника, кировоградцы впервые увидят аналой из собора Успения Пресвятой Богородицы, построенного в 1800 году за средства полковника Ивана Красноглазова и снесенного в 1950-е годы (сейчас на его месте горисполком). Представлены и самые ценные (точнее, практически бесценные) предметы из коллекции Ильина: позолоченная кружка работы Равича, которая принадлежала Петру I, и крест для хранения мощей XII века из киевской Десятинной церкви (!). Безусловно, все залы очень интересны, и о каждом можно написать отдельную статью. Нас смутило, что многие экспонаты (документы, рекламные и агитационные плакаты XIX- начала XX века) – не оригиналы, а копии на пенокартоне. Заместитель директора музея Светлана Колесник объяснила, что это тенденция современного музееведения: бумажные экспонаты больше других подвержены световому и температурному влиянию, поэтому во всем мире в музеях сегодня выставляют для посетителей копии, а оригиналы хранят при определенной температуре и уровне влажности в специально оборудованных помещениях.

Что касается зала Винниченко, то сегодня, по словам Светланы Колесник, он еще недооформлен. Дело в том, что из Франции в наш музей передали кабинет Владимира Кирилловича, мебель отправили на реставрацию в мастерские минкультуры. Но из-за проблем с помещением реставрационных мастерских в прошлом году и последующих событий в стране работа не завершена (и поскольку реставрация проводится за бюджетные средства, то вряд ли будет закончена в ближайшее время).

Очень интересным, несмотря на название, оказался зал местного самоуправления – фактически это зал 75-летней истории Кировоградской области. Здесь можно увидеть забытые символы области: уникальную керамику из села Цветного, продукцию Александрийского завода горного воска и трогательные сегодня приметы эпохи: приз за трудовые достижения «Золотой початок» в натуральную величину (угадайте, какого года), на самом деле сделанный из бронзы, и подарки кировоградских трудящихся Брежневу на дни рождения. Последние нас озадачили: Брежнев не брал? Или возвращал? Как объяснила Светлана Колесник, ежегодно для вождя кировоградские трудящиеся изготавливали несколько сувениров, потом выбирали лучший, отсылали в подарок, а забракованные передавали в музей (на подарках есть подписи, так что передарить их было никак нельзя).

И немного о скромной экспозиции зала природы, которую обещают открыть в ближайшее время. Производят впечатление кости животных ледникового периода: черепа гигантских буйволов, бивни мамонтов и т. п. Но самое интересное, на наш взгляд, – раковины моллюсков, которым десятки миллионов лет! Хрестоматийный головоногий моллюск аммонит, который жил на земле в Девонский период, когда материки были совсем другими и только стали появляться первые земноводные и насекомые, водился, оказывается, здесь – на территории Светловодского района! Такие раковины, рассказала старший научный сотрудник отдела природы Светлана Саванчук, находят при раскопках в старом русле Днепра и во Власовском карьере.

Сегодня после реконструкции стала особенно заметна другая проблема краеведческого музея – недостаточная выставочная площадь. Научные сотрудники хотят показать нам, посетителям, еще очень много интересного, но негде. Из той же коллекции Ильина демонстрируется мизерная часть, что уж говорить об одном-единственном стенде, посвященном сразу и Зиновьеву, и Троцкому. Скромные стенды триполья, скифов, сарматов, времен Золотой Орды поместились в крошечной курительной комнате, а ведь это были целые эпохи! И в фондах музея достаточно материала, чтобы оформить отдельные залы каждого периода. Несколько лет ведутся разговоры о передаче под выставочные залы бывшего дома политпросвещения, где сейчас находится кибернетико-технический колледж. Но учитывая, что на ремонт в небольшом особнячке Барского ушло семь лет, можно предположить, что если музейщикам передадут огромное здание политпросвета, то шанс увидеть в нем экспозиции будет только у наших внуков. Так что пусть лучше музей будет такой, как есть, – небольшой, зато открытый. Мы по нему очень соскучились.

Ольга Степанова, «УЦ».

Краеведческий музей. Возвращение: 5 комментариев

  1. А кому принадлежало пианино на третьем фото?

  2. мей би, слесарю с завода Эльворти?))))

  3. Рад, что реконструкция завершена. В этот проект вложили свои силы и Мездрин (он стал инициатором этого проекта), и Николаенко, который довел его до логического завершения. Считаю важным поблагодарить их за этот результат. Те, кто принимал участие в открытии, должны были об этом сказать.

Добавить комментарий