«Владимировские казаны» на телевизионной кухне

Мне всегда нравилось ездить по Кировоградской области, открывать для себя какие-то местные достопримечательности, находить интересные незаезженные места, знакомиться с новыми людьми. На прошлой неделе я путешествовала вместе с ведущими телепрограммы «Ранкова кава» Еленой Квашей и Алексеем Маком, которые готовили пятиминутный сюжет для передачи, которую планировали показать через неделю. В результате получился репортаж «два в одном»: с одной стороны, хочется рассказать о новой кировоградской достопримечательности – «владимировских казанах», с другой – сам процесс съемок сюжета тоже показался мне очень интересным.

Пять минут в эфире

На сей раз наши утренние ведущие снимали сюжет, в котором будет идти речь о путешествиях по области. Ехать решили недалеко – в села Владимировка и Могутнее Кировоградского района. Материал для пятиминутного сюжета снимали почти семь часов, на выездные съемки вместе с Еленой Квашей и Алексеем Маком отправились шеф-редактор «Ранковой кавы» Елена Франтасова, оператор Виктор Беглецов и осветитель Сергей Орлов с целым набором осветительных приборов.

Первый пункт нашего путешествия — Владимировский сельсовет. Заходим внутрь, знакомимся с сельским головой Сергеем Степановичем Евенко. Потом телевизионщики просят сельского голову выйти на крыльцо, а сами возвращаются в машину, чтобы повторить процедуру приезда-знакомства, но только уже перед камерой. У оператора что-то не складывается, ведущие вылезают из машины еще раз и еще раз и, наконец, лучезарно улыбаясь, приближаются к сельскому голове. Если этот эпизод, съемки которого заняли минут десять, и войдет в пятиминутный ролик, то продлится всего несколько секунд, и вряд ли кто-то из нас, зрителей, вообще обратит на него внимание. А пока Елена Кваша и Алексей Мак улыбаются Сергею Степановичу абсолютно счастливыми улыбками и между делом интересуются, куда бы сходить во Владимировке (на самом деле программа съемок продумана еще вчера).

Сергей Евенко рассказывает об истории села и его жителях, а потом приглашает нас в местный музей. Писать плохо о сохранившемся в селе маленьком народном музее, который находится в неотапливаемом помещении без электричества и значительную часть экспонатов которого составляют бюсты и портреты вождя пролетариата, наверное, грешно. Сохранили в селе музей, сберегли экспонаты времен Великой Отечественной войны, фотографии погибших солдат – и это прекрасно. В мае, когда вокруг цветет сирень, сюда, наверное, приходят школьники… Но в хмурый зимний день полутемный музей выглядит не слишком приветливо. А Елена Кваша и Алексей Мак со счастливыми улыбками приглашают всех зрителей посетить владимировский музей (правда, посетить его без предварительной договоренности с сельским головой вообще невозможно – здесь нет постоянных работников).

После музея мы все вместе отправляемся доить корову, в хорошем шоу ведущие обязательно должны делать что-то смешное или экстремальное. Доить корову Калинку – для абсолютно городской Елены Кваши, которая раньше коров вблизи не видела, это и смешно, и экстремально. Хозяйка Калинки – Наталья – провожает нас в хлев, где, кроме коровы, живут бычок Мартын, свинья и пятеро поросят. Здесь вперед пропускают осветителя. Пока он устанавливает в узких проходах между загонами свои приборы, ведущие кормят гусей.

— Я точно знаю, друзья, — сияя, сообщает гусям Мак, — что кто-то из вас скоро побывает у хозяев на новогоднем празднике.

— Вырежи это, – сразу же распоряжается шеф-редактор программы. – У нас утреннее позитивное шоу – дети смотрят на зверюшек, не нужно здесь говорить, что кто-то кого-то съест.

Съемочная группа с трудом размещается в хлеву. Наталья приносит ведро и тряпочку (корову, оказывается, сначала надо помыть и вытереть) и показывает Лене, как держать соски. И ведущая «Ранковой кавы», глядя на Калинку с плохо скрываемым ужасом, все-таки моет ее и доит. Впрочем, Калинка много молока не дает, ее с утра уже доили, поэтому в хлеву мы проводим всего минут тридцать. Потом Елена Кваша угощает молоком хозяйских котов, мы вытираем обувь о мокрую траву и двигаемся дальше – в Могутнее.

По плану у нас – мастер-класс по вышивке крестиком и народные песни. Все это происходит в одном и том же помещении – в комнате народознавства могутнянской средней школы. Сюда жители села много лет сносили рушники, вышитые наволочки и салфетки, скатерти, коврики и покрывала ручной работы, старые глиняные глечики, прялки и т.п. Местная гордость – огромный ковер два на полтора, где на черном фоне вышиты гладью яркие цветы. Ковер этот, рассказывают бабушки-вышивальщицы (они же и местный народный хор) два года вышивала жительница села Елизавета Китко, пока ее сын служил в Афганистане. В 1989-м он вернулся домой живым и здоровым, и счастливая мама подарила ковер школе.

Конечно, обычно бабушки-вышивальщицы собираются не среди дня в школе, и вряд ли маленькие девочки приходят к ним учиться в веночках и украинских народных костюмах. Все это – постановка, но какая трогательная! Бабушки прождали нас больше часа, и все это время действительно вышивали – у каждой в руках нитки и какое-то незаконченное рукоделие. Даже мне захотелось сделать все возможное, чтобы не разочаровать и не обидеть этих чудесных людей, которые, скорее всего, готовились к съемкам не один день.

Ап! Усталые и замерзшие телеведущие опять лучатся радостью и с искренним интересом расспрашивают каждую старушку о ее увлечениях: одна пишет стихи, другие поют, ткут, вышивают, вяжут. Газетный журналист на таких встречах обычно берет интервью у одного-двух человек, может долго расспрашивать кого-то о жизни, «вытаскивать» из собеседника интересную историю. У телевизионщиков другая специфика работы: им нужно снять всех – крупным планом и издалека, записать песни, показать вышивки. И, кажется, это шоу уже не для зрителей, а для этих бабушек и маленьких девочек, которые очень рады приезду телевизионщиков. Мы слушаем десять песен, хотя в окончательный сюжет, скорее всего, войдет фрагмент одной, потом местная поэтесса читает стихи, учитель долго и подробно рассказывает об истории Могутнего. А вот мастер-класс по вышивке крестиком срывается. Когда Елена Кваша просит одну из бабушек научить ее, та протягивает ей свою полуметровую картину, вышитую крошечными, не больше миллиметра, крестиками, и предлагает пробовать прямо тут: «Это несложно: вот сюда ниточку, а потом назад!» Елена не решилась, и я ее понимаю: я тоже пожалела бы это произведение искусства, на которое у вышивальщицы ушел не один вечер. Зато другая бабушка подарила «Ранковой каве» уже готовую вышитую дорожку. Перед отъездом Елена Франтасова пригласила колоритных могутнянских вышивальщиц приехать на следующей неделе в студию.

Уже начинало темнеть, и мы, быстро попрощавшись с бабушками, поехали на рыболовецкую базу «Владимировские казаны» — снимать общие планы можно только при свете дня, никакие осветительные приборы здесь не помогут.

Здесь измученных и голодных телевизионщиков уже ждали роскошный ужин, приготовленный в русской печи, раскочегаренный самовар и тот самый казан – главная достопримечательность Владимировки. Но зайти погреться и перекусить смогла только Елена Франтасова. Остальные решили, что первым делом – самолеты, то есть съемки, а уж потом, если останется время, заслуженный отдых.

Вернувшись из командировки, Лена и Леша пошли в телерадиокомпанию, им нужно было еще перегнать в компьютер и пересмотреть почти два часа отснятого материала, отметить, какие куски пойдут в эфир, подобрать музыку и вместе с монтажером Натальей Кожевниковой собрать все это в легкий и веселый пятиминутный сюжет. Семь часов работы, конечно, веселой, но не такой уж легкой, останутся за кадром. И тысячи телезрителей позавидуют Кваше и Маку, работа которых заключается в том, чтобы ездить по интересным местам и счастливо улыбаться в камеру.

Чан под звездным небом

Усадьба «Владимировские казаны» производит солидное впечатление. Во-первых, сами «казаны», то есть на самом деле казан один – огромный чугунный чан на два кубометра воды, под которым разводят костер. Если углубляться в историю, то это древнеримская баня – калидариум. Но в Украине такие чаны уже есть – в Закарпатье, там их считают своей «фишкой».

— В Закарпатье чаны устанавливают в горах, в лесу, где практически нет ветра, — рассказывает директор базы Александр Симбаба. – Поэтому там можно держать чан под открытым небом. У нас же со всех сторон дует, для поддержания нужной температуры уходит слишком много дров, и удовольствие становится слишком дорогим. Поэтому мы решили закрыть топку и поставить над чаном стеклянный шатер.

Казалось бы, лежать в ванне (пусть и такой большой) с температурой воды 37 градусов в неотапливаемом стеклянном шатре должно быть холодно, но почему-то это не так. Полежав в чане с полчаса, Алексей Мак с удовольствием пробежался по кладочке и прыгнул в ледяной ставок. Вообще знатоки советуют сначала полежать в казане 15 минут при температуре 37 градусов, потом выпить чаю, снова залезть в уже подогретую на один-два градуса воду, а только потом прыгать в ставок. Для пущего эффекта процедуру нужно повторить два-три раза и довести температуру воды до сорока градусов. Если вода нагревается больше, в чан просто доливают холодной родниковой воды (для таких процедур используют только чистую родниковую воду с отварами трав). Кстати, в такой ванне вода «держит» тело, как в море, но не за счет соли, а за счет тепла, которое поднимается от дна казана вверх.

Но главное на базе все-таки не сам чан, а колорит, какое-то ощущение настоящей барской дачи начала прошлого века – и современный комфорт этому никак не мешает. Здесь все какое-то настоящее, взаправдашнее. Настоящая русская печь, в которой пекут хлеб и делают свою фирменную колбасу, чай из настоящего антикварного самовара, настоящий камин, возле которого спит толстый и ласковый кот Пушок, и, говорят, настоящий рай для рыбаков. База стоит на берегу арендованного ставка площадью 36 га, в котором водятся белые амуры, карпы и толстолобики.

Пока в «Казанах» только один большой, полностью обшитый деревом снаружи и изнутри дом на три спальни. Но к лету хозяева обещают построить несколько маленьких домиков на одну семью – благо дело, территория позволяет разместить их так, чтобы отдыхающие не мешали друг другу…

Ольга Степанова, «УЦ».

«Владимировские казаны» на телевизионной кухне: 5 комментариев

  1. Здорово, что у нас стараются развивать зеленый туризм!

  2. …Спасибо большое..))…В нашей области множество прекрасных мест!!..))…милости просим!!!

  3. да, кирвоградская область открывает себя всё с новых и новых сторон. это радует — есть куда привлеч народ.

  4. Конечно на Кировоградщине очень много красивых мест и люди очень доброжелательные и гостям всегда рады!

  5. Украина багата своими талантливыми , предприимчивыми людьми.

Добавить комментарий