Не боги строят корабли

«Украина-Центр» много писала о мастерах и мастерицах: резьба по дереву и художественная ковка, лоскутное шитье, энкаустика и канзаши – все это очень красиво, необычно и интересно. Но, увидев на выставке модели кораблей, которые делает военный пенсионер Владимир Леонидович Казанцев из Кировограда, мы просто не могли пройти мимо.

Небольшие кораблики в масштабе 1:100 до мельчайших деталей повторяют исторические суда: бриг «Меркурий», отличившийся во время русско-турецкой войны, каракка «Санта Мария», на которой Христофор Колумб прибыл в Америку, французский фрегат 1744 года La Renomme. То есть действительно до самых мелких деталей: у «Меркурия», например, можно покрутить крошечный штурвал и увидеть, как поворачивается перо руля внизу судна – тросовая проводка работает так же, как на настоящем корабле. В крошечной спасательной шлюпке приготовлен для команды бочонок с питьевой водой – высотой миллиметра три, но это самая настоящая бочка, склеенная из деревянных досточек. Пушки на кораблях металлические – выточенные на токарном станке. А система тяг парусов абсолютно такая же, как на настоящих больших кораблях, – можно даже попробовать поуправлять парусами, хотя на самом деле детали выглядят настолько хрупкими, что прикасаться к ним страшно.

можно покрутить крошечный штурвал и увидеть, как поворачивается перо руля

– Я еще в школьные годы увлекся авиамоделированием, – объясняет Владимир Леонидович. – А во время службы (Владимир Казанцев – военный летчик. – Авт.) стал пробовать вырезать сам. Наборов тогда было мало, и хотя я служил в Чехии, в Германии, имел возможность покупать там модели, все равно хотелось чего-то своего. К тому же большинство моделей производят в масштабе 1:72 – на мой взгляд, они получаются слишком громоздкими. Я стал делать модели 1:100. Детали вырезал из липы. Перед самым отъездом из Германии я купил там набор резцов по дереву за одну марку и уже тут, в Кировограде, пока увольнялся из армии, занялся резьбой по дереву – просто для удовольствия.

Сегодня резные иконы занимают целую стену в квартире Владимира Леонидовича: большие и совсем крошечные, раскрашенные и необработанные, в которых художник смог так использовать натуральный рисунок дерева, что он не мешает, а, наоборот, подчеркивает резьбу. А моделями кораблей Владимир Казанцев стал заниматься всего пару лет назад.

– Я увидел в киоске модель галеона, – говорит он. – Она продавалась с журналом, по частям, раз в две недели, что ли. Мне надоело ждать новых деталей, и я подумал: почему бы не попробовать самому? Нашел чертежи, почитал, что и как, сделал галеон – его я почти сразу продал, так что могу показать только фотографию. Это не была идеальная модель, сегодня я бы многое там изменил. Общаясь с коллекционерами, с коллегами, я понимаю, что, чем точнее модель повторяет оригинал, тем она ценнее. Если оригинальных чертежей «Санта Марии», например, не сохранилось, то тут возможны некоторые допущения, но тоже в рамках эпохи. Я, кстати, «Санта Марию» сделал в масштабе 1:48 – это был маленький корабль на сорок человек длиной до 25 м. (Из-за большего масштаба на «Санта Марии» еще больше мелких деталей – лесенки, ведущие в трюмы, резные дверки и т. п. можно рассматривать часами. – Авт.)

лесенки, ведущие в трюмы, резные дверки и т. п. можно рассматривать часами

– А вот «Меркурий» сорок метров длиной, двадцать два орудия, – показывает Владимир Леонидович. – Так что здесь масштаб 1:100, чтобы модель не была слишком громоздкой. Здесь у меня, к сожалению, есть неточность («Меркурий» – один из тех кораблей, оригинальные чертежи которого сохранились, они находятся в военно-морском архиве в Питере). Корпус корабля был покрыт медью, но я пока не придумал, как можно сделать это в домашних условиях и в таком маленьком масштабе – самый маленький гвоздик будет заметен. Вообще-то многие используют гвоздики – это не считается зазорным, но мне кажется, что они все-таки слишком бросаются в глаза, я все только проклеиваю. Можно было бы, конечно, покрасить медной краской, но это уже не то… Я вообще почти ничего не крашу, только покрываю матовым акриловым лаком, чтобы виден был натуральный цвет дерева.

Владимир Леонидович рассказал, что не использует никаких (!) специальных инструментов и материалов. Дерево – грушу, яблоню, орех – мастер заготавливает сам, некоторые детали сделаны из шпона бука и бамбука, подставки, на которых стоят корабли, – из дуба. Вырезаются и шлифуются все детали только вручную. На изготовление одного такого корабля, по словам Владимира Казанцева, уходит шесть-восемь месяцев. Стоят такие модели, соответственно, тоже немало.

– Дело не в деньгах, – объясняет мастер. – Мне нравится этим заниматься: искать чертежи, изучать историю кораблей, придумывать, как можно сделать какую-то деталь. Я получаю удовлетворение. Хотя, конечно, продать модель, заработать да еще и получить восторженный отзыв от коллекционера, тоже очень приятно.

Ольга Степанова, фото Павла Волошина, «УЦ».

Добавить комментарий