Как бы нам от центра да подальше?

Страшное слово «децентрализация» пугает людей в селах до сих пор, несмотря на то, что реформа местного самоуправления у нас якобы идет уже третий год. Мало кто на местах понимает, что это чудо даст людям и выиграют они от децентрализации или проиграют. Да вообще, она напоминает печально известную коллективизацию тридцатых годов прошлого века – все обобщить! И кто знает, что новосозданная громада, к примеру, может проводить местный референдум, имеющий юридическую силу? То есть люди могут проголосовать за переименование села Соколовское в Елисаветградское! И результаты этого голосования будут иметь юридическую силу (статья 2 Закона Украины от 21.05.1997 г. «О местном самоуправлении» №280/97-ВР). Ну и наконец-то распоряжаться землей округи теперь может громада, а не районные власти.

По-простому, эта самая децентрализация – не просто объединение сел и поселков в кучу, а переход на новый тип отношений села с государством. Объединенная громада напрямую работает с государственным бюджетом, обходя районную госадминистрацию. И первый опыт наших трех существующих в области громад показывает: это более чем позитив. К примеру, созданная весной этого года объединенная громада Новоукраинки, в которую вошли еще 11 ближних сел, дала потрясающие результаты. На этот год бюджет Новоукраинки как отдельного города планировался в размере 22 миллионов гривен. После создания громады, приобщения сел бюджет подошел к 32 миллионам. А на следующий год громада планирует бюджет в 105 миллионов! От 22 к 105 – вы замечаете рост?

На момент выхода газеты в области создано уже пять действенных громад, общин, прошли выборы в Соколовской (Кировоградский район) и Новоандрусовской (Светловодский район) громадах. На них выбрали новых глав объединенных общин и депутатов уже не сельсоветов, а громады. Наша область не в передовиках и не в отстающих в этой реформе местного самоуправления. К примеру, в Хмельницкой области уже 40% сел объединилось в громады. А в Киевской – ни одной такой. Понимая порядок цен на землю под столицей, это можно понять: кто его знает, чем все обернется?

Чтобы понять, какой экономический эффект дает создание объединенных громад, в Верховной Раде Украины по инициативе народного депутата Станислава Березкина прошел круглый стол, пусть вас не пугает название: «Экономическая политика и децентрализация – взаимосвязь и взаимная зависимость на примере Кировоградской области». Станислав Березкин в курсе дела. Именно на его округе №100 и были созданы первые в области ОТГ – «об’єднані територіальні громади». В Бобринце, в Новоукраинке.

Много умных людей и понимающих дело экспертов говорили на тему «деньги и децентрализация». Но самым ярким, безусловно, стало выступление Александра Коринного (на фото), главы Новоукраинской громады (он раньше был законно избранным городским головой Новоукраинки).

«Сьогодні відбувається народ­ження нового місцевого самоврядування. Прозвучала фраза, що на Кіровоградщині створено вже три громади місцевого самоврядування. А я скажу – не «вже», а «ще» створено. Настане той час, коли Україна буде жити не в районах, а в громадах. Громада – це не вертикаль, коли цар чи секретар обкому, райкому вказував нам сіяти кукурудзу чи ще що. Ми створюємо горизонтальні зв’язки – влада, громада, бізнес. Для нас управління агропромислового розвитку, департамент економіки вже не указ, вони лише статистику роблять.

Ми дійшли до того, що деякі державні органи влади тепер лише статисти.

Найголовніша проблема об’єднаних громад – це бюджет. Не можна змінювати податкову базу кожного року! Ми постійно змінюємо правила гри для громад. Як приклад – оплата праці для непедагогічних працівників освіти. Я не вірю, що школа без лаборанта, без прибиральниці може давати нормальну освіту дітям. А сьогодні ми дійшли до того, що школа, яка отримує підтримку влади як базова, буде мати кошти на них, а інші – все покладено на місцеві бюджети.

Акцизний збір. Давайте не розмивати його, не керувати ним з Києва, як кому захочеться, це стимулюючий податок для місцевих бюджетів.

Податок на надра. Я не розумію, чому Новоукраїнка, на території якої працює п’ять кар’єрів, це пил, радон, рівень захворювань, пов’язаних з цим, надвисокий, а податок ми повинні віддавати в Київ?

Штрафи за порушення правил дорожнього руху, за які ми раніше могли робити дороги, йдуть у Київ.

З огляду на все це я прохаю лише про одне – не змінюйте правила гри щороку! Дайте пожити хоч в одній системі координат два-три роки!

Мене гнітить те, що відбувається з коштами. Не використали ми якусь суму, так дайте нам на наступний рік, дайте накопити на якісь проекти! Люди створили якісь запаси на наступний рік. До кінця року вони згорять. Я не можу їх використати на підвищення зарплатні вчителів, лікарів.

Ще я не розумію, чому громада, яка має мешканців більше, ніж деякі міста обласного підпорядкування, не має повноважень, не має законодавчої бази для розвитку? А міста мають більше свободи. Я звертаюсь до народних депутатів: давайте не політизувати децентралізацію! Мене не хвилюють квартири Лещенка чи бійки Ляшка, депутати, голосуйте за закони про розширення повноважень громад! Повірте мені, сьогодні вже дуже мало людей голосують за гречку, голосуватимуть за тих, хто підтримає права громад.

Мене обрано головою Всеукраїнської асоціації об’єднаних громад України. Закликаю всі нові громади приєднуватися до нас».

Процесс на самом деле идет. Как рассказал на круглом столе в Верховной Раде первый заместитель главы облгосадминистрации Сергей Коваленко, в Кировоградской области планируется создать 54 объединенных громады. Проекты по 31-й уже разработаны.

Но в этом процессе у нас есть свои, уникальные проблемы. Область занимает последнее место в стране по наполняемости школ. Укрупнение, объединение школ не являются децентрализацией, но от этого никуда не деться. Государственная программа обязывает проводить школьную реформу, это не придумка наших местных.

В целом в плане реформ Кировоградщина заканчивает год более чем успешно. Область избавилась от статуса депрессивного региона. В 2016-м наша центральная область дала весьма высокие показатели по приросту производства и инвестиций. Более того, самая знаменитая на сегодня структура в районах – «Державний фонд регіонального розвитку», ДФРР, как его называют чиновники, – крепко усилила внимание к нашему региону. В уходящем году этот фонд профинансировал в области 16 проектов (ремонт школ, больниц), а уже на следующий год запланировано 76 подобных проектов! А это сотни миллионов гривен, и все только на социальные нужды.

Конечно, не все у нас так успешно. Директор департамента регионального развития, извините, министерства регионального развития, Елена Кучеренко считает, что у нас в области мало используется потенциал государственно-частного партнерства. А в остальном мы так, ничего, прилично выглядим.

Сколько симпатичных экспертов из Киева точно и досконально знают, как нам развивать Кировоградщину! Им бы еще чаще приезжать к нам. Вот, к примеру, Игорь Парасюк (не путать с «сотником» Парасюком). Он работает в проекте США в Украине. И на самом деле именно он автор идеи территориальных громад в Украине в таком виде, в каком они есть. Так он сказал на круглом столе, что «Главная проблема Украины в том, что инвесторы – не идиоты». Он считает, что только земельный вопрос тормозит развитие страны. Причем не чернозем, не аграрные гектары! Парасюк, как профессор, доктор наук, на примере Знаменки и Александрии обосновал, почему в эти города не придет, к примеру, «Тойота» (профессор применял именно этот бренд) построить свой завод. У городов нет подходящей земли с подведенными коммуникациями. А за городом – нет понимания, кто «решает» вопросы с этой землей. И именно это тормозит развитие Украины – простое установление границ населенных пунктов. Одно утешает: в плане размежевания Кировоградщина – один из лидеров в Украине.

По итогам круглого стола нардепы, министерские люди, эксперты обещают дать рекомендации нашему краю – как дальше жить и зарабатывать деньги. Подождем – проверим.

Геннадий Рыбченков, «УЦ», Киев – Кропивницкий.

Опубликовано Рубрики 51

Добавить комментарий