Ярослав Страшной: «В музыке, как в любви»

Кировоградская областная филармония видела много звезд разной величины, со сцены звучали голоса всех диапазонов. Много раз звучал там и голос нашего земляка Ярослава Страшного – мягкий, бархатистый, сочный, уверенный, красивый. В очередной раз он будет звучать 17 декабря. Это будет сольная программа под названием «В Новый год с любовью».

Несмотря на молодость Ярослава (всего 27 лет), он обладает «ретро-голосом». Так пели в середине прошлого столетия. Сейчас в моде голоса, похожие друг на друга. Если нет видео, только по голосу зачастую сложно назвать имя исполнителя. Ярослав узнаваем и поэтому уникален. И Кировоград имеет право и счастье им гордиться.

С детства занимался танцами, учился в лицее Короткова. После окончания школы искусств был музыкально-педагогический факультет педуниверситета, класс профессора, народной артистки Украины Раисы Валькевич. И уже потом – филармония. Он – магистр педагогических наук, лауреат многочисленных конкурсов, в том числе международных.

На творчество Ярослава огромное влияние оказало общение с Магомаевым. Правда, посредством Интернета. «Я высылал ему свои записи, он подсказывал, на что надо обратить внимание. Обещал связаться со мной лично, но не успел, ушел…» – вспоминает певец.

В память о любимом исполнителе Ярослав Страшной организовал вечер в Александрии. А в областном центре, в клубе «Виктория», был вечер творчества Фрэнка Синатры, еще одного любимого исполнителя Ярослава, – это было незабываемо.

Накануне концерта мы встретились с Ярославом и поговорили – о нем, о музыке, о прошлом и будущем.

– Ярослав, это будет итоговый концерт года?

– Я хочу подытожить не только год, но и свою пятилетнюю творческую работу в филармонии. Там действительно мне оказывают большую помощь и поддержку. Это мой тыл, там работают профессионалы, и я спокоен с ними. Отчетный концерт… На нем будут звучать песни из репертуара и Магомаева, и Синатры. А поскольку я артист все-таки филармонийный, буду выступать с камерным оркестром, с отдельным пианистом. И сам себе буду аккомпанировать. Концерт называется «В Новый год с любовью». Я подразумеваю любовь к зрителю, к музыке, к маме, к миру и человечеству. Все это выражено в песнях. Я буду дарить свою любовь зрителям.

– Ты сначала занимался танцами, а потом начал петь. Как ты почувствовал свое призвание?

– Учился в музыкальной школе, но баян меня не особо вдохновлял. Правда, дома с удовольствием играл на пианино. К Короткову меня привела мама. А там – не только танцы, это храм искусств для детей. И среда позволяла раскрыться. Там я начал петь. Брал магнитофон с записями и начинал мучить свои голосовые связки. Самым первым исполнителем, под которого я их мучил, был Андрей Миронов.

– Но голос под Миронова не особо проявишь…

– Голос – важно, но это не всё. Не менее важным для меня является гармония. И ее я находил в песнях из фильмов. А потом мама предложила мне послушать Магомаева. Потом были Мартынов, Захаров, Дмитрий Гнатюк. Но больше всех меня зацепил голос Муслима Магомаева. Интернет тогда не был доступным для всех, и я ходил к папе на работу, чтобы скачать песни. И в библиотеку Чижевского ходил, жертвуя занятиями, чтобы послушать записи. Я любил и люблю играть в футбол, но тогда меня больше всего влекла музыка. Я так кайфовал от того, что слушал. Особенно мне нравился сборник песен из мюзиклов «Моя прекрасная леди». Очень красивые песни.

– Сколько тебе тогда было лет?

– Это был десятый – одиннадцатый класс. Шестнадцать.

– Это выглядит парадоксальным: в таком возрасте мальчишки слушают рок-группы, а ты – Магомаева.

– Многие это отмечают. Но ведь каждый человек себя ищет, пытается понять, кто он, для чего родился, где может себя реализовать. Я из тех людей, которые если что-то полюбили, то надолго, навсегда. Я полюбил музыку тех времен. Я слушаю современную музыку, которую слушают очень многие, и пытаюсь понять, разобраться, в чем ее привлекательность. Анализирую. У Лепса есть интересные решения, у других исполнителей. Да, есть массовая музыка, но это не мешает композиторам делать интересные проекты. Например, Крутой сделал проект с Ларой Фабиан и с Хворостовским. Это современно, но еще и богато вокально, вкусно. Притом это еще и коммерческие проекты. Почему нет? Если любимая работа приносит прибыль – это чудесно.

Говорят, что, если ты занимаешься любимой работой, – ты счастливый человек. У меня всяко бывало, хотел даже уйти в другую сферу (я даже разрабатывал сайты). Но музыка вытеснила всё и осталась на первом месте.

– Твоя работа позволяет тебе ни в чем не нуждаться материально?

– Скажу так: я не люблю, когда музыканты в ответ на предложение реализовать какой-то проект, первым делом спрашивают о деньгах. Это неправильно. Мы еще не встретились, не обсудили концепцию, а он уже интересуется, что с этого будет иметь. Я сразу с такими прощаюсь.

Кроме основной работы, музыканты откликаются на предложения где-то выступить. Это жизнь, движение, и от этого никуда не деться. Если Бог дал данные, этим надо воспользоваться обязательно. Талант надо развивать.

– Ты себя считаешь звездой, скажем так, местного масштаба?

– Я просто исполняю свою работу. Спасибо маме, сотрудникам филармонии, другим людям. Это та орбита, по которой я вращаюсь. Одного моего желания мало, необходима поддержка, и она у меня есть.

– Нет ли желания выйти на другую орбиту? Я имею в виду не областной, а всеукраинский, а то и международный уровень.

– Если сложится такая ситуация – не откажусь. Конечно же, и я мечтаю о La Scala. Были предложения из Киева, но для этого нужны средства. Если бы нашлись люди, готовые меня поддержать, я бы поучился. Хочется петь оперно-камерную музыку.

– Тебе достаточно кировоградской аудитории? Людей, которые ценят твой голос и любят исполняемую тобой музыку?

– Недостаточно. Вы же понимаете, что тот жанр, который я пропагандирую, который нравится мне, так же нравится далеко не всем. Но радует то, что люди понимают: этот певец поет так и то, что, может быть, никто не поет.

– А что ты поешь? У тебя есть собственные песни?

– Есть. И они будут звучать на концерте. Моя мама пишет стихи, и на стихотворение «Мамино танго» я написал музыку. Пономарев как-то сказал, что лучше, чем сам себе, тебе никто не напишет. Согласен. Я общался с Натальей Бидненко, поэтессой, входящей в Конгресс литераторов Украины. У нее такие стихи, что садишься за рояль, и сразу идет мелодия. Мне нравится что-то лирическое, лирико-драматическое. Пытался писать что-то веселое, но это не мое.

Есть еще один момент. Кроме поэта и композитора, нужен аранжировщик. Аранжировки стоят больших денег. Говоря о выходе на другую орбиту, получается, что или я буду продолжать следовать классическому жанру, петь арии, но для этого, повторюсь, надо учиться, или буду писать свои песни. Второй вариант мне больше подходит.

– А пока, в ожидании выхода на новую орбиту, не было мысли организовать какие-то конкурсы? Пусть они будут детскими. Пусть это будет конкурс текстов к будущим песням…

– Что, сделать вокальный Майдан’S? Буду думать. На четырнадцатый год я уже поставил определенную планку. Думаю, что найдутся время и место для организации конкурсов.

– Как со временем меняется твоя аудитория? И меняется ли она?

– Меняется. К счастью, она расширяется. Когда я начинал, меня очень мало людей знало. Сейчас приходят на концерты, ждут их, приглашают. И это я отношу не на свой счет, а на счет музыки, которую люди хотят слушать.

– Кого ты хочешь видеть в зале на своем отчетном концерте?

– Во-первых, тех людей, которые меня поддерживают, помогают мне. Во-вторых, тех, кто меня приглашает, кто действительно хочет слушать Ярослава Страшного. Вообще хочется, чтобы пришли люди, знающие и понимающие, куда они идут. Но, по большому счету, есть несколько человек, присутствия которых в зале я жду и которых мне будет достаточно. Увижу их глаза и пойму, что концерт состоялся.

– Будет достаточно аплодисментов и цветов? Важно ли для тебя, что скажут потом?

– Я достаточно самокритичен. Похвала тешит самолюбие. Но в свое время я, наверное, был излишне захвален, если можно так сказать. А это могло привести к нехорошим вещам. Я вовремя переключился. Поэтому сейчас, когда хвалят или ругают, я стараюсь особо не вникать. Верю, что со словами передается энергетика.

Кроме этого, я спокойно отношусь к белому и черному пиару. Особенно коллеги-артисты всякое могут говорить. Я к этому отношусь философски: если человек неинтересен, о нем вообще ничего не будут говорить. А это плохо. Как в любви: чтобы понять свое чувство, надо вызвать какую-то эмоцию. Если она есть, значит, человек тебе интересен. В общем, в музыке, как в любви.

– Каким будет Ярослав Страшной в будущем году?

– В этом году Змея меня кусала. Она ведь не любит резких движений, а я, сангвино-холерик, делал их достаточно. Неоднократно был ужален, но, слава Богу, вовремя накладывал жгут и избавлялся от яда.

Будущий – Год Лошади, благородного, трудолюбивого животного. Буду делать работу над ошибками, трудиться, переосмысливать и стараться удержаться в седле.

– У тебя есть возможность обратиться к кировоградцам накануне своего концерта.

– Дорогие друзья! Приходите на концерт, где будет звучать разнообразная музыка, где будет интересно. Я постараюсь, чтобы так было. Рад видеть всех. Все песни будут пронизаны любовью, с которой я ко всем вам обращусь со сцены. До встречи!

Записала Елена Никитина, «УЦ».

Ярослав Страшной: «В музыке, как в любви»: 1 комментарий

Добавить комментарий