Вся боевая авиация за один день

В День авиации Украины в здании кировоградского аэропорта открылась необычная выставка. Больше сотни моделей боевых самолетов представил известный кировоградский Мастер, магистр искусств Игорь Шатохин.

На выставке можно было увидеть модели самолетов практически всех стран: от английского бомбардировщика «Ланкастер», который во время Второй мировой войны нес сверхтяжелые бомбы, до самолета П-38, на котором летал французский писатель Сент-Экзюпери. Или американский истребитель П-39 «Аэрокобра», на нем воевал трижды Герой Советского Союза маршал Покрышкин. Каждая модель сопровождается полным описанием со всеми тактико-техническими характеристиками и обоснованием цветов камуфляжа, которые у каждой воинской части были свои. Самый же большой интерес вызывает модель самолёта B-52 D STRATOFORTRESS (на фото): самая большая, размах крыльев — 1 м 71 см, длина — 1 м 46 см!

— Игорь, вспомните, как всё началось?

— Рисую всю жизнь. В школьные годы, начиная с 4-го класса, делал трафареты на футболки. Начал с мультфильмов «Ну, погоди!», «Бременские музыканты». Сначала были черно-белые, затем — цветные (ансамбли, индейцы, мультики…). Все одноклассники ходили в «моих» футболках. А в 8-м классе нарисовал рубль и на большой перемене купил у бабульки 10 стаканов семечек. Все со смеху упали. Проходит пару уроков, вызывают к директору, спускаюсь, стоит директор с той самой бабулькой. Та в крик: «Проклятые пионеры, комсомольцы!!!», мол, сразу пошла в магазин, а ее прогнали с этим рублем. Ну я занял быстро у ребят, отдал рубль. Чуть из школы не выгнали. А помните, при СССР в кинотеатрах билеты были сине-голубого цвета? Обложка от тетради как раз подходила… Три обложки — и мы вечером всем классом идем в кино. Много разного было, всего не упомнишь.

Так начинались первые опыты копирования. Теперь уровень другой: у всех моих авиамоделей вертятся колеса, открываются дверцы, а если присмотреться, то в кабинах можно увидеть навигационные приборы, штурвалы и кресла. Набирался опыта, начал механику делать, двигатели ставить. Теперь уже и пропеллеры вертятся, и пушки поворачиваются. Для своих работ я использую реальные чертежи. Кроме того, в Польше выходят специальные журналы-выкройки. Я их беру за основу, потом дорабатываю, совершенствую. Как-то на выставке произошёл курьез: пришёл один высокопоставленный военный чиновник. Увидел модели и давай возмущаться: «Народ обманывают, тут не только бумага, ты колёса из резины делаешь!» А я ему в ответ: «Штуку баксов на стол, и я разберу любое колесо в любой модели. Пять баксов — работа, остальное — моральный ущерб». Ушёл, ничего не сказав. Я ведь сам те же колёса клею из множества слоёв картона, потом шлифую до нужной формы и крашу. За пристрастие к бумаге и отказ от пластмассы друзья меня даже прозвали Макулатурщиком!

— Кстати, о ценности твоей коллекции. Были предложения её купить? В какую сумму оценивали?

— Конечно, были, я ведь с ней провёл более сорока выставок. Много писали в газетах. Шли разговоры и о покупке для частной коллекции, и для постоянной экспозиции в Ле Бурже, на авиасалоне. В зависимости от количества готовых самолётов цена колебалась от 800 тысяч до 2 миллионов. Тут представлена краткая история развития боевой авиации за сто лет: от Первой мировой войны и до современности. В следующем году будет 30 лет с момента сборки первого самолёта. Однажды, на одной из выставок в Артеке (Игорь там несколько лет проводил выставки и давал мастер-классы по моделированию. — Авт.), в зал вошла одна девочка и спрашивает: «А автор ещё живой?» Она просто была уверена, что такое количество работы невозможно сделать в течение одной жизни. А как-то пришли на одну из выставок две интеллигентных бабушки, в шляпках. А я — с распущенными волосами, бородатый. Поспорили между собой, может ли батюшка увлекаться боевыми самолетами, разговорились мы с ними. «Ой, мы видим, что не вы батюшка, — смутились. — А помнишь, Маша, как нас эти «Мессеры» утюжили?» Оказалось, что они четыре года были медсестрами на аэродроме. Вот в этом ценность коллекции!

— А как с количеством сейчас?

— Считай сам! Мне этим заниматься некогда. (Пересчитал: на выставке находится 130 моделей самолётов и вертолётов. — Авт.). Ещё с десяток на выставку не ставил: там сложные фонари кабины пилота — надо гнуть, а некогда. Кстати, я благодарен за то, что почти закончил коллекцию, Книге рекордов Гиннесса. Подавал туда заявку в мае 2012 года. Заявку приняли, получил ответ с массой восторгов — началась переписка. Полгода они мне «мурыжили» мозги и нервы. В апреле 2013 года сообщают, что рекорд у них считается с 500 единиц. Пишу, что столько боевых самолетов, стоявших официально на вооружении, нет. Именно базовые образцы — сюда не входят модификации, опытные, малосерийные, экспериментальные, транспортные, учебно-тренировочные и прочее (их очень много, но это не базовые модели). Даже если ВСЁ оставить и заниматься только моделями, уйдет 50 лет жизни (в год 10-12 штук). Пишу им, что невозможно прожить 1000 лет (жизни не хватит!), пока изобретут нужное количество данной техники, а тем более потом всё это сделать. Мне из Гиннесса позвонили. Долго разговаривали. Объяснял минут тридцать этот факт. Получаю письмо, что собирались эксперты, подтвердили, что, действительно, столько авиации и стрелкового оружия нет. Приносят извинения, но они свои условия не меняют.

На сегодняшний день в Книге рекордов Гиннесса зафиксировано всего 3-4 коллекции. Но это купленные, готовые модели автомобилей, которые продаются для коллекционеров в магазинах. Да — их десятки тысяч. Для такого количества и 500 мало, тем более что эти коллекционеры их не делали, а купили готовые. Эти коллекции имеют право быть, но нужно отличать купленные и сделанные. Выходит, что Книга рекордов Гиннесса в основном для тех, кто дальше плюнет, больше проглотит червяков или аквариумных рыбок, лбом разобьет 100 яиц за минуту и.т.д. Бред!!! Но я всё равно им благодарен. Для меня был огромный стимул окончить начатые экспонаты коллекции, и благодаря этому она почти готова.

Зато с Книгой рекордов Украины проблем не было. В апреле 2007 года на выставке в «Артеке» присутствовали представители Книги рекордов Украины, которые зафиксировали мою коллекцию, и уже в мае занесли в Книгу рекордов и вручили диплом. Даже несмотря на то, что тогда не все самолёты готовы были.

— Собрать, содержать, да и хранить эту коллекцию — совсем не просто! Как это удаётся?

— Помогали мне многие люди, всем им огромное спасибо! А сейчас всё это стало возможным благодаря многолетней бескорыстной помощи МААК «УРГА» и лично первого заместителя генерального директора компании Николая Типайло.

Алексей Гора, «УЦ».

Вся боевая авиация за один день: 1 комментарий

Добавить комментарий