Именем Святой Елисаветы

Чем ближе 21 ноября — день, когда название Кировоград станет противозаконным, — тем больше горожан начинают понимать, что переименование города — это их дело, и, хочешь не хочешь, об этом придется задуматься. На прошлой неделе в Кировограде прошло сразу несколько мероприятий, связанных с переименованием.

Цифры — в студию!

Во-первых, Центрально-украинская социологическая лаборатория обнародовала результаты исследования, проведенного в начале августа. По данным социологов, большинство горожан, свыше 40%, — за Елисаветград.

При этом Златополь набрал всего 5% голосов, а Ингульск — и того меньше — 3,3%. Результаты остальных версий нового имени областного центра из числа обсуждаемых сегодня на всевозможных площадках — ниже 1%. В частности, вариант Новоказачин вообще не поддержал ни один из участников опроса.

При этом название Елисаветград, по подсчетам социологов, поддерживает больше женщин, чем мужчин. Интересен и другой аспект: согласно данным исследования, большинство среди поддержавших Елисаветград составляют горожане в возрасте от 18 до 35 лет, чуть меньше — в средней и еще меньше — в старшей возрастной категориях. Златополь и Ингульск — с точностью до наоборот.

Примечательно, что почетные второе и третье места в «именном» зачете после Елисаветграда заняли варианты «не пошел бы на референдум» (больше 30% опрошенных) и старое привычное название — Кировоград, которое больше 10% участников исследования настойчиво предлагали в качестве своего варианта, несмотря на официальный запрет.

Исследование, о котором идет речь, стало, по сути, первым и пока единственным на тему, проведенным по всем правилам социологической науки, а не опроса представителей тех или иных «узких кругов». Сбор данных проводился с 1 по 10 августа методом индивидуального интервью с выборкой, репрезентативной для взрослого населения Кировограда по полу, возрасту и административно-территориальному делению. Стандартная погрешность составляет +/- 4,2%.

Почетное собрание

В пятницу обсудить будущее название города собрались почетные граждане Кировограда. Надо сказать, это беспрецедентный случай, все вместе почетные собрались впервые. Дискуссии не вышло: оказалось, что все собравшиеся — музыкант Юрий Любович и архитектор Виталий Кривенко, священнослужитель Петр Сидора и спортсмен Александр Симоненко, ректор вуза Сергей Неделько и врач Владимир Ярынич, бизнесмен и промышленник Евгений Бахмач, в прошлом директора крупных предприятий Владимир Курбатов, Виктор Желтобрюх и Александр Саинсус — за возвращение городу исконного названия. А Виктор Желтобрюх в начале собрания даже уточнил: «А есть вообще какое-то другое мнение?»

Открывая собрание, Евгений Бахмач процитировал выводы Института истории Украины Национальной академии наук 2009, 2010, и 2011 гг., подписанные директором института Валерием Смолием и его заместителем Геннадием Боряком: «Фортеці було надано назву Святої Єлисавети 1752 р. Імператриця Єлисавета Петрівна у жалуваній грамоті генерал-майору І.Хорвату, виданяй 11 січня 1752 року (полное собрание законом Российской империи. — Т. ХІІІ. — 1749-1753. — №9924) наказала «…сделать в нынешнем году земляную крепость, которую именовать крепостию Святыя Елисаветы…» Це неспростовний и загальновідомий факт».

— Имя — это сакральная вещь, — сказал Евгений Степанович. — Бог сегодня дал нам шанс вернуть городу имя его святой покровительницы. И мы обязаны это сделать. Посмотрите, что происходит на нашей земле. За 24 года мы привели себя к такому состоянию, потому что Бога в душе не имели, а только думали, как украсть. Возвращение святого сакрального имени городу — это первый шаг на пути возвращения к Богу.

Говоря о том, что не все кировоградцы поддерживают возвращение городу христианского имени, Евгений Бахмач отметил:  «В демократическом обществе мнение большинства — это закон. Меньшинство обязано принять это мнение, а Верховная Рада обязана подтвердить наш выбор.»

Архитектор Виталий Кривенко считает, что сегодня наша задача — не переубеждать друг друга, а донести до Верховной Рады мнение кировоградцев:

— Перед нами стоит вопрос: вернуть городу имя или придумать кличку. Для нас ответ очевиден. Но Верховной Раде это может оказаться по барабану. Скучающие, отвлекающиеся люди могут послушать выступление псевдоученого, который красиво им расскажет, что придуманная им кличка лучше имени, и принять решение. Не надо ни с кем спорить, надо просто донести нашу позицию.

Кстати, Юрий Любович отметил совершенно удивительную вещь: позицией почетных власти никогда не интересовались. Это действительно странно, потому что каждый из этих людей — авторитет для тысяч кировоградцев, и когда мы говорим об «элите общества», то первыми в списках должны быть как раз они. То, что они вращаются в разных кругах и работают в разных сферах, делает мнение таких экспертов еще более ценным.

Так, например, Владимир Курбатов и Виктор Желтобрюх, ссылаясь на свой нынешний статус пенсионеров, отмечали, что эта часть общества считает переименование несвое­временным.

— У нас в ходу ложные лозунги типа: «Будет хлеб — и будет песня», — возражает  Юрий Любович. — Хлеб появляется, а песня почему-то исчезает. Мы всегда ждем, что вот все станет хорошо, а тогда мы, наконец, займемся культурой. И в результате приходим к обществу, для которого духовность и культура — пустое место. Реформировать медицину, поднимать экономику и развивать культуру нужно параллельно.

В результате круглого стола почетные граждане города подписали обращение к кировоградцам, которое также решили направить в Верховную Раду и в Кировоградский городской совет. «Нашому місту 261 рік, — говорится в обращении. — Майже 200 воно носило ім’я Святої праведної Єлисавети, і під її покровом стало тією «золотою провінцією», де толерантно уживалися представники різних культур і віросповідань. (…) Висновок один: місту необхідно повернути історичну назву — Єлисаветград!

Переконані, що маємо право на таку позицію, бо знаємо думку більшості наших трудових колективів (на опросы, проведенные в коллективах, ссылались Владимир Ярынич и Евгений Бахмач. — Авт.), бо упродовж десятиліть розбудовували місто, долучалися до створення його величних храмів, пам’ятників, парків, площ, які стали окрасою обласного центру. Ми бажаємо щасливої долі рідному місту. Ми прагнемо його розвитку і зміцнення. Нехай заступництво Святої праведної Єлисавети збереже наше місто у мирі, злагоді, любові та послужить, як і раніше, його розквіту».

Об украинском Елисаветграде, значении слова «декоммунизация» и осторожности

В четверг в библиотеке Чижевского состоялся круглый стол «Повернення історичної назви міста як складова подальшого успіху регіону», в котором приняли участие ученые, краеведы, журналисты, предприниматели, художники, просто неравнодушные кировоградцы. Ценность подобных собраний прежде всего в том, что каждый из собравшихся говорит о том, что знает досконально, и здесь можно услышать очень интересные аргументы.

Так, например, главный хранитель музея им. Кароля Шимановского Елена Классова рассказала, что изначально церковь в Крепости Святой Елисаветы была украинской:

— Церковь, которая была построена в крепости, до 1754 года находилась в подчинении Киевской митрополии, первую Троицкую церковь в Елисаветграде расписывал великий украинский художник Олимпий Галык по распоряжению Киевского митрополита.

Елена Классова отметила, что, несмотря на то, что город вне всякого сомнения назван в честь святой, пугать украинских детей именем российской императрицы Елизаветы Петровны тоже не стоит:

— Время правления Елизаветы во всем мире называют украинским ренессансом. Она не только была замужем за украинским казаком Розумом, ставшим Алексеем Разумовским, но и возобновила в Украине институт гетманства, открыла университет в Киеве, во время ее правления в украинских городах строились церкви в стиле барокко и т.п. В истории Украины Елизавета — положительный, а не отрицательный герой.

Кандидат философских наук Виталий Игнатьев предложил задуматься о смысле слова «декоммунизация»:

— Как проявлялась коммунизация в топонимике? Прежде всего она была направлена против религии и заключалась в уничтожении христианских названий. Соответственно, ДЕкоммунизация — это обратное действие, то есть возвращение христианских символов украинского народа. В этом ключе нужно рассматривать и возвращение городу имени Святой Елисаветы. Я предлагаю пойти дальше и назвать именами святых (всем известных, лучше межконфессионных) некоторые улицы областного центра — Святого Владимира, Святого Николая-Чудотворца, елисаветградского Святого старца Даниила и т.п.

Круглый стол почтили своим присутствием два депутата: депутат городского совета Артем Стрижаков и депутат областного совета Анатолий Коротков. Им обоим задавали вопрос: к какому решению склоняется депутатский корпус? И оба ответили почти одинаково, что лично они за возвращение исторического названия, но говорить о позиции всех депутатов не могут, поскольку к подобным вопросам народные избранники относятся очень осторожно (от себя хочется добавить: настолько осторожно, что кажется, что им просто все равно).

После ответов депутатов нынешних слово взял депутат прошлых созывов Анатолий Перевозник и напомнил, что 23 июня 1992 года сессия горсовета уже принимала решение по этому вопросу. Больше 75% проголосовавших тогда высказались за возвращение исторического названия города, но почти половина депутатов или воздержались, или не голосовали вообще. В итоге решение не прошло — это была цена «осторожности», которую Перевозник назвал апатией. По мнению Анатолия Владимировича, то же самое может произойти и сегодня. С той лишь разницей, что сегодня, если мы не примем решение, то его за нас примет Верховная Рада.

Участники круглого стола также подписали резолюцию, которую направили депутатам горсовета и Верховной Рады.

К сожалению, есть в Кировограде силы, которым по разным причинам выгодно «раскачивать маятник», создавать лишнее напряжение в и без того больном и издерганном обществе. Оба описанных выше собрания не обошлись без провокаций со стороны этих сил. Это было неприятно и некрасиво, но, наверное, это не лишнее. Может быть, такие «контрвыступления» помогут многим собраться, стряхнуть с себя апатию и взять судьбу города в свои руки. Потому что, когда умные уважаемые люди собираются вместе, рассказывают друг другу интересные истории и расходятся очень довольные друг другом, — это хорошо. Но листовки против имени Елисаветград, напечатанные Кировоградским областным обществом «Просвіта», которые ежедневно раскладывают в почтовые ящики кировоградцам, камень точат. Возможно, сторонникам возвращения исторического названия тоже стоит объединиться и направить свои усилия не на убеждения друг друга в том, с чем и так все согласны, а на обращения к «скучающим и отвлекающимся» нардепам — ко всем вместе и к каждому в отдельности, к депутатам горсовета, которые должны принять решение и передать его на рассмотрение ВР.

Андрей Трубачев,  Ольга Степанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 35

Именем Святой Елисаветы: 6 комментариев

  1. Не волнуйтесь вы так — большинство проголосует за Елисаветград потому,что альтернативы Кировоград-Елисаветград нет.
    Другие варианты,до этого,просто не обсуждались и не планировались.
    ВР этот вариант не пропустит и я понимаю почему.
    Сколько опрашивалось людей?
    Разберитесь с процентами за 1992 год(цыфры — слабое место УЦ).Проголосовало 75%,против или не голосовали около 50%(75+50 больше 100),может речь идет об абсолютных цыфрах(тогда было 160 депутатов,в основном коммунисты,сам был тогда депутатом).

  2. Кстати,спорившим о имени императрицы-святой.Как пишется имя Елизаветы Петровны в «Полном собрании законов …»?

  3. Улыбнуло — «думку більшості наших трудових колективів…».
    Ну-ну…

  4. Спасибо авторам статьи, они продемонстрировали то так происходят обыкновенные манипуляции с мнениями горожан.

    «лаборатория обнародовала результаты исследования, проведенного в начале августа»

    Подобные лаборатории во времена золотого батона регулярно опубликовывали подобные «изучения» о наивысочайшем политическом рейтинге лучшего друга всех страусов на планете. Вбивая в голову обывателю мысль о тщетности противодействия якобы «большинству».

    В статье на прямую говорится о якобы большинстве
    «По данным социологов, большинство горожан, свыше 40%, – за Елисаветград», ««В демократическом обществе мнение большинства – это закон»
    То есть в сознание людей уже вкладывают картинка, как свершившийся факт, противодействовать которому бессмысленно. И на утро цыганское радио будет разносить и вкладывать эту фейковую идею во все,что имеет уши.А потом мы удивляемся как тысячи дончан и луганчан одновременно сошли с ума. А вот так их и свели с ума.

    Далее все по советскому шаблону, большой штамп на голову врага
    «люди могут послушать выступление псевдоученого, который красиво им расскажет».

    Вот тут мне хотелось бы услышать , кого именно нарекли «псевдоученым»?

    » есть в Кировограде силы, которым по разным причинам выгодно «раскачивать маятник», создавать лишнее напряжение в и без того больном и издерганном обществе.»

    В общем как всегда мешают враги, они же расшатывают, они же гадят в подъезде, они же хотят дать городу кличку.

    Ну и в противовес «врагам» герои. «Почетное собрание», «почетные граждане Кировограда» и тд.

    И вот читая о почетном собрании «уездного дворянства» так и хочется сказать, господа, вы так бы с коррупцией и казнокрадством боролись да с коммунальной бесхозяйственностью…

    Но это наверное мелко для господ такого ранга?

    Но зато выводы «почетное собрание» сделало ошеломляюще пафосное » стряхнуть с себя апатию и взять судьбу города в свои руки»…тут вообще тема для Жванецкого…судя по фотографии, то средний возраст «стряхнувшего с себя апатию» далеко за 60…ну и что раньше мешало?
    Как там у Печкина-» Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу»…

    Ну и порадовала сакральная теология о христианстве и истинности.

    В общем картина неизвестным веществом на стене общественного туалета.

    Но самая печальное, что я вам хочу сказать, что начинать с фальши великое дело негоже. Тем более если упоминается Святая. Не любят Святые фальши и гнусности.Ой не любят. Поэтому думаю не выйдет из этой затеи ничего хорошего.

  5. Неприємно дивує відверта фальсифікація.
    Який такий університет відкрила Єлизавета в Києві?
    Яке таке щастя вона принесла на нашу землю?
    Хіба мало жінок у світі мають українських чоловіків коханцями.
    Більшість 40%!!!
    Ой лишенько! Та це ж не більшість.
    Дивно.
    Серйозні люди. Вай вей!

Добавить комментарий