Легенда о Короле: орловский вариант

В минувшую субботу кировоградские зрители благодаря усилиям и невероятным личным связям Владимира Ефимова получили возможность побывать на гастрольном спектакле российского коллектива – в рамках украинского гастрольного тура в театре им.Кропивницкого с мюзиклом «Биндюжник и Король» выступал театр «Свободное пространство» из Орла.

Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» открылся 26 декабря 1976 года как театр юного зрителя. С 1987 г. главным режиссером его является заслуженный деятель искусств России Александр Михайлов, первой работой которого в данном театре стал спектакль по пьесе М.Булгакова «Адам и Ева», которая до этого в Советском Союзе не ставилась. Театр много и успешно гастролирует, в том числе и за рубежом, участвует, причем успешно, в международных фестивалях. Уже 4-й год в Орле проходит Международный фестиваль камерных и моноспектаклей Ludi. В театре успешно ставят свои спектакли приглашенные режиссеры из США, Испании, Англии…

О творческом потенциале коллектива театра «Свободное пространство» говорит репертуар: «Алые паруса» М. Дунаевского, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Дульсинея Тобосская» А. Володина, «Ночь перед Рождеством»
Н. В. Гоголя, «Вестсайдская история» Л.Бернстайна, «Продавец дождя» Н. Р. Нэша, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Мой внук Вениамин» Л. Улицкой и др.

Мюзикл «Биндюжник и Король», либретто к которому написал Асар Эппель по мотивам произведений Исаака Бабеля «Закат» и «Одесские рассказы», а музыку – известный композитор Александр Журбин, хотя и относится к жанру, который принято считать довольно легким, полон философского подтекста. Благодаря кино эта история теперь известна многим: одесский биндюжник Мендель Крик, имеющий двух взрослых сыновей – Беню и Леву – и дочь Двойру, которая никак не может выйти замуж, грубиян и семейный деспот, полностью оправдывая поговорку «Седина в бороду – бес в ребро», страстно и нежно влюбляется в молоденькую девушку Маруську и собирается продать весь свой извозный бизнес и уехать с ней в Бессарабию. Однако на страже семейного имущества становится его старший сын Беня по прозвищу Король – известный в Одессе налетчик. Вспыхивает ссора, которая заканчивается дракой и приводит к тому, что Мендель становится буквально инвалидом, а его надежды на новую жизнь растоптаны собственным сыном…

Те, кто пришел на спектакль, надеемся, не разочаровались. Среди актеров, безусловно, выделялись заслуженный артист России Валерий Лагоша (Мендель Крик), игравший в полном смысле слова на разрыв аорты, а также, несмотря на небольшую по объему роль, Елена Симонова (Маруся), нужно отметить и замечательные голоса артистов театра, а также работу сценографа (Мария Михайлова) и балетмейстеров-постановщиков (заслуженный артист Украины Олег Николаев и Светлана Щекотихина). Стоящий в конце спектакля зал, овации, крики «браво!» и цветы, в том числе и шикарная корзина от облгосадминистрации – вполне заслуженная награда орловскому театру «Свободное пространство».

После спектакля нам удалось побеседовать с режиссером Александром Михайловым и исполнителем роли Менделя Валерием Лагошей.

Первым на диванчик в фойе театра присел Александр Михайлов.

– Скажите, пожалуйста, Александр Алексеевич, почему вы выбрали именно этот мюзикл? Ведь аудитория, понимающая текст Бабеля, на самом деле уходит…

– Для того и выбрали, чтобы заинтересовать. Аудитория у нас в основном молодежная, и спектакль смотреть им было бы трудно. А вот музыкальная версия, где много дополнительных всяких компонентов, – совсем другое дело. Но я надеюсь, что они все-таки приходят к литературе, то есть у этого спектакля есть еще и просветительская функция.

– Как воспринимают ваш спектакль в России?

– Очень хорошо. Мы не только в Орле его играем, вот сыграли его в Туле и в Москве, а теперь поехали в Украину. Мы его всего год играем. Представили его на фестивалях в Херсоне и Черкассах, а до этого были в Днепропетровске. И после первого же спектакля в Днепропетровске реакция была совершенно другая, нежели в России.

– Концовка спектакля очень жесткая (спектакль заканчивается стилизованным вагоном, в котором люди в кожанках куда-то везут всех героев пьесы. – Авт.)

– Конечно, это сочинено. Этого нет ни в «Закате», ни в мюзикле, но это – судьба Бабеля и всех тех, кто верил в революцию и получил за эту веру сполна…

– Сложилось впечатление, что вы ставили не легкое произведение, не мюзикл, а драму, а то и трагедию.

– Ну конечно. Мы привыкли к тому, что мюзикл – это легкий жанр. Но на самом деле ведь он и возник, в отличие от оперетты, наличием каких-то серьезных сюжетов – скажем, «Вестсайдская история», рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» и т.д. И здесь в основе очень серьезная история. А музыка – музыка только держит такую романтическую интонацию, ничуть не облегчая сюжет и не делая его более плоским. На самом же деле это трагическая история про заблуждения человеческие, про страсти роковые, про уход молодости, про все…

– Александр Алексеевич, на вашем театральном сайте есть ваше интервью с самим собой. Оно датировано еще, скажем, прошлым веком. В нем вы спрашиваете себя, как изменится «Свободное пространство» в ХХІ веке, и отвечаете: « Могу предположить, что возникнет мощное импровизационное направление театра. Актерское искусство будет становиться все более авторским, с собственным ощущением внутренней и внешней формы». Насколько оправдались ваши мечты?

– Такое направление не очень реализуется в нашем театре, но основную тенденцию я все-таки наметил. С одной стороны, конечно, мощнейшее развитие режиссуры, причем в совершенно разных направлениях. Каждый выдумывает, творит что хочет. А с другой стороны, момент присутствия актера-личности на сцене для меня с каждой работой становится все более значимым. И сегодня, когда мы берем какие-то серьезные вещи, это невозможно без того, чтобы артист присутствовал в них всем своим существом. И чем глубже актер, чем богаче и ярче, чем крупнее личность, тем значительнее будет результат, и тогда за ним очень интересно смотреть, и тогда это импровизационное начало, о котором я говорил, имеет право.

– У вас совершенно потрясающий репертуар, настолько разноплановый, настолько мощный, что сложно назвать на постсоветском пространстве подобный. А можно ли рассматривать возможность полноценных гастролей в Кировограде?

– В принципе это реально. От Кировограда мы находимся не так уж и далеко, единственное – это таможенные проблемы и не очень дешево. У нас в последние годы министерство культуры стало выделять гранты на гастроли, однако, к сожалению, на зарубежные поездки это не распространяется. Может быть, что-то изменится, и мы с удовольствием поменялись бы гастролями с вашим театром. У нас украинский театр последний раз был еще где-то году в 1990-м. А на украинские спектакли народ ходил с удовольствием, людям это очень нравится.

К нашему разговору присоединяется заслуженный артист России Валерий Лагоша.

– Валерий Евгеньевич, который раз вы сегодня выходили с Менделем Криком?

– О, с учетом этих гастролей, где мы играем только «Биндюжника», наверное, приближаюсь к полтиннику!

– Кем стал для вас Мендель, каким вы его чувствуете?

– Он не просто стал… Как только материал был прочитан, нашлось сразу много каких-то общих вещей…

– …возрастных.

– Разумеется, это и кризис среднего возраста, которому мы все подвластны, и прочее-прочее-прочее… Хотя у меня потрясающая жена, которая здесь же работает, и дочь, и квартира, и собака – словом, все, что нужно. Но это ведь природа, против нее не пойдешь. Это и проблема отцов и детей, и проблема человеческих эмоций, потому что человек ведь жив страстями, а не расчетом. Тот, кто расчетом живет, тот мертвый человек, а вот эмоции нам необходимы. И вот Менделю Крику улыбнулось такое счастье, как любовь молодой девочки, и это его взбудоражило и перевернуло всю его жизнь. В этом произведении вообще-то нет положительных героев как таковых, но вот кому-то свыше было дано такое счастье. И именно поэтому, наверное, именно поэтому вот этот тиран семейный, совершенно жуткий человек, который всем морды бьет, и стакан водки пьет, и всех на свете через коленку перегибает, всю Одессу держит, тем не менее, он в финале вызывает сочувствие… Потому что вот так сломать человека на последнем взлете… Говорят же, не так запоминается первая любовь, как последняя. Когда мужчина теряет последнюю любовь, это для него крах, конец света.

– Ваш спектакль-мюзикл – это не пьеса «Закат», по большому счету. Но у вас есть одно – то, что было в исконном материале Бабеля, – это сумасшедшая страсть. Менделем движет страсть, вы играете страсть. Много лет назад я встретил такую фразу, что Мендель Крик – это одесский Король Лир.

– Я почему улыбаюсь? Я это сравнение слышал совершенно недавно. После того как был сдан этот спектакль, приехал композитор Журбин, и мы были приглашены в Кремль. Мы работали кусочки, потом нам вручали премию «Скрипач на крыше», а затем мы работали в Москве, в театре киноактера. Была встреча с московской общественностью, и я услышал разговор Журбина с кем-то, он рассказывал, что, когда куда-то приезжает и его спрашивают, могут ли они поставить его мюзикл, он сразу спрашивает: «А Мендель у вас есть? Если есть Мендель, я даю свое согласие. А в орловском театре не Мендель – там Лир!»…

– В Орле и в Одессе только первая буква общая. Южно-украинский колорит в Орле наверняка просто напрочь отсутствует. Вы играли не одесскую, а просто трагедию…

– Просто трагедию, но как бы режиссер и не настаивал на том, чтоб мы передали одесский колорит, чтоб мы учили особенности речи одесской. Мы играли произведение. Но, тем не менее, кто сколько знает, сколько где-то услышал, тот столько и добавляет. Но, когда добавляется больше, это режет. Я был в Одессе дважды, и второй раз – целенаправленно. Но я специально не делаю этого. Не так важна та местность, где это происходит, важны человеческие чувства, эмоции. Это может быть где угодно. Ну вот у Бабеля это произошло в Одессе…

– Честно говоря, была мысль, что мы не сможем сейчас с вами разговаривать, что увидим человека, выжатого как лимон… Но вы в прекрасной форме!

– Тут понимаете какая вещь… Это же все равно великий обман. Если по-настоящему жить на сцене, то и умирать нужно по-настоящему. Но мы же этого не делаем, правда? Поэтому мастерство в том и заключается, что, чем максимальнее ты к этому приближаешься, но сохраняешь над собой контроль, тем убедительнее это для зрителя.

Кировоградских зрителей Александру Михайлову и артистам театра «Свободное пространство» убедить удалось, реакция кировоградской публики гостям тоже понравилась. Следовательно, есть хоть маленькая, но надежда увидеть орловский театр в Кировограде еще раз. Следите за афишами и нашими публикациями.

Ольга Березина, Ефим Мармер, фото Елены Карпенко, «УЦ».



Редакция «УЦ» благодарит Инну Додонову-Курман за помощь в организации интервью.

Легенда о Короле: орловский вариант: 5 комментариев

  1. Стоящий в конце спектакля зал, овации, крики «браво!» и цветы, в том числе и шикарная корзина от облгосадминистрации – вполне заслуженная награда орловскому театру «Свободное пространство».
    ==========================
    А був хтось з облдержадміністрації? Бо ці корзини, якщо вони «заочно» поставляються на різні торжества (як на свята мед. працівників — було і скоро буде) — це ганебно. Показуха. :negative:

  2. Жалко, что только всего один день гастролей! Очень хотел пойти, ведь трупа мои земляки. С работы не получилось отпросится — пора отпусков, завал с людьми.

  3. Последний раз был на гастролях Орловского драм театра в 1990году с матерью. Постановка на тему «Записки охотника» по Тургеневу. Правда я тогда смотался, молод был, театр не любил, так сяк отсидел первое действие.

Добавить комментарий