Хорошие школы хороши по-разному?

Прочитав в «Украине-Центр» статью о финском образовании, учителя кировоградской школы № 18 пригласили нас к себе в гости. Говорят, у них в школе тоже готовят к жизни, а не к экзаменам (хотя в нашей системе образования и без экзаменов, конечно, не обойтись).


— Конечно, что касается финансирования образования, отсутствия экзаменов и оценок, то до Финляндии нам далеко, — говорит завуч Анжела Кирилюк. — Но два года назад, когда к нам пришла новая директор Валентина Прилипко, мы все вместе разработали и приняли стратегию развития нашей школы, которая направлена именно на то, чтобы готовить детей к жизни в современном мире.

Что это означает на практике? Во-первых, на всей территории восемнадцатой школы работает безлимитный Wi-Fi. И детям не только не запрещают пользоваться им на уроках, но даже всячески поощряют использование любых новых технологий. Учительница труда Людмила Пивнева рассказала, что на уроках дети часто делают задание на планшетах и сразу же отправляют учителю по Интернету — быстро и удобно. Что касается обеспеченности детей планшетами, то учителя говорят, что в разных классах пока по-разному: где-то планшеты имеют около половины учеников, а где-то — абсолютно все. Родители быстро согласились, что так удобнее: можно не носить с собой бумажные учебники, выполнять и сдавать учителю какие-то задания, даже если ребенок заболел и сидит дома.

— Во время карантина, — говорит завуч, учительница математики Виктория Завина. — У нас учебный процесс не прекращается. Мы не просто задаем домашние задания на это время, а действительно каждый день занимаемся с детьми по Интернету: консультируем, объясняем и т.п.

Конечно, для этого все учителя должны иметь свои блоги, большинство имеют, хотя этот процесс, говорят в школе, пока не завершен. Со временем все эти блоги будут сведены на одном сайте, пока же это разные странички в социальных сетях. Но и это очень облегчает жизнь и учителям, и ученикам, и родителям. Например, для учителей младшей школы ведение такого блога — ежедневная обязанность, сюда выкладывают новые темы, домашние задания и т.п. Родители первоклашек не переписывают задания, стоя под дверью в темном коридоре, дома на компьютере они могут прочитать не только сами задания, но и рекомендации по их выполнению. Конечно, задания пишут и на доске, по старинке, но подавляющее большинство родителей и детей предпочитают все-таки новые технологии. Для человека, далекого от системы образования, это звучит очень логично и просто, но для консервативной школы — это почти революция!

Спрашиваем у учительницы английского языка Иванны Зарицкой: сколько детей заходит ежедневно на ее страничку?

— По-разному, — говорит «англичанка». — Часто я размещаю там дополнительные задания, какие-то интересные факты по теме урока — их читают только те, кому нравится изучать язык, они не обязательны. А если я, например, выкладываю видео, которое дети должны посмотреть, а потом ответить на вопросы, то, конечно, заходят все. Дети очень любят такие задания.

Кстати, с детьми, которые хотят изучать какой-то предмет углубленно, и с теми, кто отстает, проводятся индивидуальные занятия. Вроде бы это само собой разумеется, но в школе №18 эти часы учителям оплачивают. Такие дополнительные уроки есть по математике, украинскому и английскому языкам и т.п. — в разных классах по-разному, в зависимости от потребностей.

Вообще, что касается финансирования школы, то учителя в один голос говорят, что только с приходом нового директора поняли, что, кроме бюджетного финансирования и денег родителей, есть еще один источник доходов — бесплатные программы, конкурсы, гранты.

— Вот этот класс, например, — показывает Анжела Кирилюк, — интерактивную доску, ноутбук и двадцать планшетов — мы выиграли в конкурсе, который проводил «ПриватБанк».

Школа очень тесно сотрудничает с «ПриватБанком». Сначала родителей это пугало, но оказалось, что банк имеет образовательные программы, проводит экскурсии, банковские квесты для школьников. У учащихся есть юниорские платежные карточки, они умеют ими пользоваться, пополнять телефоны через терминал, делать безопасные покупки в Интернете, и родителям так проще — они всегда знают, где, когда и что купил или оплатил их ребенок (юниорские карточки привязаны к телефонам родителей). По банковскому делу здесь оценок не ставят, но средний семиклассник в школе № 18 разбирается в этом лучше большинства взрослых: он может посчитать проценты по кредиту или депозиту, сказать, какой кредит будет более выгодным в тех или иных условиях, и т.п. И, скорее всего, эти знания в дальнейшей жизни пригодятся ему больше, чем умение находить в тексте метафоры (в конце концов, что такое метафоры, он может за две минуты найти в Интернете, потому что умеет им пользоваться не только для поиска игр и мультфильмов, но и для приобретения знаний).

В школе есть еще один предмет, направленный именно на подготовку к жизни, — «Основи споживчих знань». Здесь изучают, как вернуть товар в магазин, что такое гарантия и когда она не действует, куда жаловаться на некачественный товар, принципы работы рекламы, умение читать банковские договоры — в общем, все то, что большинство из нас узнает во взрослом возрасте путем проб и ошибок. Да и при изучении других предметов в школе стараются максимально адаптировать программу к реальной жизни. Например, когда для школы шили форму, многие родители и старшеклассники были убеждены, что им выгоднее будет сшить костюм самим. И девочкам-старшеклассницам на уроке труда дали такую возможность: они должны были разработать проект формы, купить ткань, сшить юбку и провести презентацию. Когда потом подсчитали затраченное время, цену ткани и фурнитуры, то убедились, что так выходит гораздо дороже, чем шить форму для всех оптом. А проекты старшеклассниц стали основой для модели формы, в которой теперь ходит вся школа.

Еще один практически уникальный сегодня предмет, который преподают в школе № 18, — черчение. Здесь есть инженерные классы — школа подписала договор с Национальным техническим университетом, и преподаватели КНТУ перед ВНО приходят читать лекции для старшеклассников. Черчение, зачем-то исключенное из обязательной школьной программы, оказалось очень востребованным предметом — говорят, на уроки приходят даже дети из других школ (у себя они в это время, вероятно, какие-то уроки пропускают). Правда, чертят пока не на компьютерах, а вручную, на бумаге, но и это очень полезно для будущих технарей.

Как практически в любой школе, в восемнадцатой есть свой ДЮЦ. Кроме традиционных танцев, песен и рисования (школа, кстати, имеет договор и с факультетом искусств КГПУ), здесь есть интеллектуальные кружки и даже автодело. Сейчас думают об открытии в следующем году технических кружков, все-таки инженерные классы обязывают…

— Поверьте, очень многое здесь зависит от личности руководителя, — говорит Анжела Кирилюк. — В системе образования руководители часто консервативны. Когда Валентина Ивановна пришла в нашу школу, когда мы составляли эту стратегию, то и многих учителей пугало использование, например, Интернета на уроках, необходимость вести блоги и т.п., но за два года все научились, и теперь даже непонятно, как мы раньше без этого обходились.

Честно говоря, мы не думаем, что в школе №18 все так гладко и прогрессивно, наверняка есть и проблемы, и недовольные родители. Но, безусловно, у этой школы есть свое лицо. Пусть, если говорить о результатах ВНО, она не входит в пятерку лучших в городе, но зато дети здесь действительно имеют возможность получить образование «для жизни», а у учителей горят глаза, когда они рассказывают о стратегии развития своей школы.

Ольга Степанова, «УЦ».

Добавить комментарий