Грузинская школа: без отопления, но с нетбуками

Этим летом мне довелось побывать на международном семинаре-тренинге «Формальное и неформальное образование» в Грузии. В середине августа в грузинское село Бакуриани съехались учителя из девяти стран — Швеции, Латвии, Польши, Румынии, Испании, Беларуси, Молдовы, Украины и Грузии, которые работают в сельской местности.

Бакуриани — небольшой населенный пункт, в котором около двух тысяч жителей. Но место — волшебное, расположенное неподалеку от Боржомского ущелья на высоте 1700 м. Куда ни бросишь взгляд — горы, луга и леса, есть даже ботанический сад Грузинской академии наук. А еще в Бакуриани чистый воздух, прекрасная вода, вкусная и натуральная (без добавок, как мы привыкли!) еда и приветливые люди. Бакуриани — популярный горнолыжный курорт, поэтому здесь мы видели и современные подъемники, и трассы для зимних видов спорта (слалом, бобслей, прыжки с трамплина). Говорят, Бакуриани был любимым местом отдыха царской семьи, потому что здесь мягкий климат и очень много снега с октября до марта. Нам довелось побывать на перевале Цхрацкаро, который расположен на высоте 2780 метров над уровнем моря. Пейзажи, должна вам сказать, потрясающие!

Замечательная грузинская природа, радушие, внимательность и квалификация организаторов создали незабываемую творческую атмосферу на тренинге. Много времени мы дискутировали. Особенно интересно было обмениваться мнениями относительно системы образования в разных странах мира. Система образования в Беларуси, Молдове, Украине и даже Румынии в целом мало чем отличается, а вот в Польше, Латвии и Швеции все по-другому.

Но, пожалуй, следует рассказать о системе образования в Грузии. Грузинские дети обычно идут в школу в шесть лет и учатся двенадцать лет. Система среднего образования Грузии делится на три уровня: начальная школа (6 лет), основная (3 года) и средняя (3 года). По окончании девяти лет обучения школьники получают аттестат об основном образовании, а по окончании двенадцатого класса — аттестат о полном среднем образовании. В школьной системе Грузии принята десятибалльная система оценок.

Школами в Грузии управляют попечительские советы, которые выбирают директоров школ по представлению министерства образования и науки. Эти попечительские советы решают финансовые, организационные и другие вопросы, а также имеют право формировать дополнительную школьную программу. Обязательных предметов в Грузии всего восемь: химия, физика, биология, география, история, грузинский язык, литература, один из иностранных языков и математика. Как и в большинстве стран, в Грузии существует единый национальный экзамен, успешная сдача которого позволяет поступить в высшее учебное заведение.

Не могу не рассказать о типичной сельской школе в Бакуриани. В ней 250 учеников и 25 учителей. Откровенно говоря, эта школа удивила всех без исключения участников семинара. Во-первых, она давно не ремонтировалась, и заместитель директора нам это спокойно демонстрировала, объясняя, что ремонт помещения будет сделан за счет министерства образования в следующем году. Во-вторых, в школе нет отопления, у стен аккуратно сложены дрова, а посреди каждого класса на почетном месте стоит «буржуйка». В-третьих, в школе нет столовой. На мой вопрос, как же питаются дети, ведь они находятся в школе с 9.00 до 15.00, заместитель директора ответила, что эту проблему самостоятельно решают родители, кто как может.

Зато в школе есть отдельный класс для обучения детей-инвалидов, два компьютерных класса с подключением к сети Wi-Fi (кстати, Wi-Fi «ловит» в Грузии везде, где мы были!).

Учебный год в Грузии обычно начинается 15 сентября, однако на сей раз этот день попадает на воскресенье, поэтому обучение в грузинских школах начнется 16 сентября. В этом году все школьники получат бесплатно учебники, а первоклассники — еще и нетбуки! Отдельно надо сказать о самих учебниках — они поразили даже благополучных шведов. Хорошая полиграфия и современное наполнение, а главное — количество изложенного материала рассчитано так, чтобы ребенок его успешно усвоил за время урока! Кстати, латвийские учителя рассказали, что в этом учебном году у них вступает в действие закон о том, что учащиеся обеспечиваются всем необходимым для обучения, в том числе и рабочими тетрадями. То есть латвийским родителям остается купить только ручки и карандаши.

К слову, вспомнился рассказ шведов об их системе образования. Все участники семинара согласились, что она лучшая из представленных. Судите сами: обучение бесплатное, даже в вузах! Если вы — иностранец и решили поступить в шведский вуз, но не знаете шведского языка, то в течение года можете учиться на бесплатных (!) языковых курсах и после сдачи экзамена будете зачислены на обучение. Если к тому же вы приехали из России или стран Балтии, то вам еще и стипендию будут платить на летних курсах шведского. Что касается школьного и дошкольного образования, то тут многое похоже на нашу систему. Однако четко прослеживается, что Швеция — страна разнообразных социальных гарантий, в частности, школьные обеды у них бесплатные, а родители могут работать, даже если ребенку исполнился всего один год, — он будет находиться в яслях, и родители будут уверены, что с ним все в порядке. Кстати, одна из шведских коллег, которая была на семинаре, работает в школе помощником учителя. То есть она помогает ребенку-инвалиду учиться рядом с другими детьми в обычном классе. У нас это называется «инклюзивное образование».

Завершая тему грузинского образования, скажу еще несколько слов. Когда я попросила заместителя директора показать свой кабинет, она ответила, что его просто нет. Ее рабочее место — отдельный стол в учительской и шкаф, в котором целых шесть (!) рабочих папок. Кстати, мне объяснили, что методических объединений как таковых у них нет, обмениваются опытом они по необходимости, аттестацию проходят раз в восемь лет, а квалификацию повышают каждые три года. Повышение квалификации в Грузии — это не месячные курсы, иногда на 80 % состоящие из материала, который учитель никогда не использует на своих уроках, а интенсивные практические недельные тренинги, где учителя, действительно, учатся модернизировать учебный процесс. Бросилось в глаза и то, что выдающегося грузинского педагога Шалву Амонашвили уважают и гордятся им, он является реальным примером для многих грузинских учителей, однако никто не носится с ним и его «наследием» как с писаной торбой, как это привыкли делать мы, украинцы.

Нас, учителей из постсоветских стран, поразило и то, что международную делегацию встретила заместитель директора, провела по школе, рассказала и показала то, как есть на самом деле. «Если бы это было у нас, мы бы полгода покоя не знали, — сказала коллега из Беларуси. — Полшколы было бы в венках, с рушниками и баянами». Согласитесь, у нас в Украине было бы так же! Возможно, наше украинское образование сейчас в таком состоянии именно потому, что мы привыкли втирать очки, приукрашивать реальность, вышиванками-рушниками демонстрировать «патриотизьм». Я убеждена в том, что украинская система образования должна пройти нелегкий путь. Для того, чтобы сделать эту систему другой, мы, учителя, сами должны измениться. Должны научиться всегда действовать в интересах ребенка! В современных условиях это не всегда и не всем нам удается.

Во время дискуссии о национальных реалиях и европейской структуре образования в сельской местности большинство учителей отметили, что в отдаленных сельских школах во всех странах существует общая проблема — часто один учитель читает много предметов, понятно, что это влияет на качество их преподавания. Все участники семинара отметили низкий уровень заработной платы, по сравнению с другими отраслями хозяйства. Даже шведские учителя, по их словам, получают мало. Вот поэтому я всегда говорю, что учитель — это не профессия, которая позволяет заработать состояние, это образ жизни.

Конечно, приятных впечатлений осталось много, впрочем, есть много проблем, над которыми стоит задуматься. Обмениваясь впечатлениями и с членами украинской делегации — Надеждой Журбой, учительницей английского со Львовщины, и Ириной Вовкотруб, учительницей географии из Уманского района, — мы все согласились, что украинским учителям надо быстрее интегрироваться в современное образовательное пространство и пропагандировать лучшие украинские педагогические идеи так, чтобы ими мог воспользоваться целый мир.

Лариса Митленко, заместитель директора Новопражского учебно-воспитательного комплекса Александрийского района Кировоградской области.

Грузинская школа: без отопления, но с нетбуками: 1 комментарий

Добавить комментарий