Ромская школа: быть или не быть?

Этот вопрос на протяжении трех последних месяцев был главным для жителей Пантаевки — небольшого поселка под Александрией. Недавно решение на этот счет наконец приняли местные власти.

Ситуация, о которой пойдет речь в данной публикации, по мнению большинства ее участников, вполне могла бы стать возможной причиной межнационального конфликта в масштабах отдельно взятого поселка. Нужно сказать, что украинцы и цыгане довольно-таки мирно сосуществуют на территории нынешней Пантаевки уже около двух веков — ребятня дружно гоняет по проселочным дорогам, молодые представители обеих национальностей нередко создают новые ячейки общества, а более зрелые ромы даже занимают в поселке руководящие должности.

Тучи на здешнем интернациональном небосклоне начали собираться с того момента, как, в соответствии с указом Президента Украины об открытии культурологических центров в местах компактного проживания представителей нацменьшинств и “Программой социально-духовного возрождения ромов Украины”, утвержденной вице-премьер-министром Украины Дмитрием Табачником, председатель Конгресса ромов Кировоградщины Иван Адам решил создать в Пантаевке воскресную школу для цыган. Кстати, в нашей стране уже существуют подобные учебные заведения — четыре в Западной Украине и одна в Одесской области.

“Как городской голова я всегда стараюсь поддерживать различные благие начинания, которые способствуют повышению уровня жизни города и прилегающих поселков, — комментирует ситуацию мэр Александрии Степан Цапюк. — Поэтому после того, как ко мне со своей инициативой обратился Иван Иванович Адам, исполнительный комитет Александрийского горсовета, руководствуясь державными документами, дал разрешение на размещение в пустующих комнатах пантаевского детского сада воскресной цыганской школы.

Через некоторое время, в связи с многочисленными обращениями жителей поселка, возникла необходимость приостановить это решение для более детального изучения сложившейся ситуации”.

Как выяснилось, большинство пантаевцев отнеслись к перспективе открытия в поселке нового учебного заведения, мягко говоря, без особого восторга. Поэтому Степан Цапюк поступил вполне демократично — инициировал проведение общественных слушаний по этому вопросу.

По точным подсчетам организаторов мероприятия, 514 жителей поселка 10 июня собрались в местном Доме культуры, чтобы высказать свое мнение относительно учреждения в Пантаевке региональной центральноукраинской ромской школы. При этом цыганскую общественность небольшого поселка, в котором живут около 30 ромских семей (а это более 120 человек) представлял лишь сам Иван Адам.

По словам участников собрания, автор идеи, раскрыв финансовую сторону своего проекта (главный цыган нашего региона якобы получил грант на открытие школы благодаря международному фонду “Вiдродження”), так и не смог ответить присутствующим гражданам Пантаевки, какие дисциплины и кем будут преподаваться в будущей школе. Местную общину настораживала и настойчивость, с которой Иван Иванович добивался предоставления для школы вполне конкретного помещения — в здании пантаевского детского сада. Другими словами, благие “освітянські” намерения Ивана Адама показались представителям власти и общественности не совсем реальными.

Предугадывая возможные обвинения коренных пантаевцев в проявлении подобным образом дискриминации в отношении соседей — ромов, отметим: к местному цыганскому населению поселка они относятся вполне лояльно. Что же касается получения обязательного среднего образования, то из более чем 40 цыганчат посещают здешнюю школу только шестеро…

Альтернативой замыслу Ивана Ивановича могло бы послужить предложение директора поселковой школы Лидии Шокиной открыть на базе вверенного ей учебного заведения соответствующие факультативные курсы или ввести специальные уроки, на которых не только ромы, но и другие желающие могли бы изучать ромскую культуру…

В ходе общественных слушаний обозначилась еще одна, весьма немаловажная проблема. Дело в том, что после принятия решения открыть ромскую школу в Пантаевку массово начали съезжаться цыгане из других регионов. По случайному ли совпадению, но с началом этой миграции статистика зафиксировала и увеличение количества бытовых краж, и ухудшение криминогенной ситуации в поселке. Это, видимо, и послужило причиной недовольства коренных поселковых жителей. По информации пантаевского участкового инспектора, 30% раскрытых преступлений совершили люди ромской национальности. Это притом, что цыгане составляют лишь 3% от общего числа жителей поселка.

В результате Степан Цапюк, поддерживая просьбы местного населения, обещал “школьный” вопрос больше не поднимать…

P.S. А пока Иван Адам собирается обжаловать решение пантаевской территориальной общины в вышестоящих инстанциях, в том числе и в столице, в минувшую пятницу на сессии Александрийского городского совета было отменено постановление о предоставлении помещения в поселке Пантаевка для открытия межрегиональной ромской школы.

Добавить комментарий