«Инструментальный» феномен

Впервые Валерий взял в руки гитару в пять лет — это был мамин подарок ко дню рождения, судьбоносность которого проявится гораздо позже. Сегодня он один из самых одаренных гитаристов мира. Феноменальный мелодист, дерзкий композитор-экспериментатор, высококлассный аранжировщик, звукорежиссер и исполнитель своей музыки — молодой российский музыкант с «музыкальной» по произношению белорусской фамилией ДиДюЛя. Которая плавно трансформировалась в «музыкальный» еще и по написанию псевдоним, бренд, название группы, проекта…

Репертуар его концертов никогда не повторяется, они неизменно проходят при аншлагах. В этом, собственно, жители Кировограда могли убедиться, побывав на минувшей неделе на его двухчасовом выступлении в областной филармонии. Как выяснилось, Кировоград — один из немногих городов, который ДиДюЛя посетил во время своего мини-гастрольного тура по Украине. И как он затем признался во время общения с местными журналистами, остался очень доволен теплым и дружественным приемом здешней публики: «Такое впечатление, что мы приехали к вам уже третий или четвертый раз». К слову, гитарист выступал не один, вместе с ним — четыре профессиональных музыканта-мультиинструменталиста.

Восприятию музыки способствовали как световые эффекты, так и сопровождение ее сладкими восточными телодвижениями в профессиональном исполнении прелестной молодой танцовщицы. Сам же гитарист-виртуоз, представший перед кировоградским зрителем в стильном белом костюме, за время выступления не проронил ни слова, но с помощью струн совершил поистине увлекательное путешествие по лабиринтам человеческих страстей. Безумство испанской гитары, летящие мелодии Востока, знойные латиноамериканские страсти и каскады сменяющих друг друга ритмов — поистине зритель, попавший на концерт ДиДюЛи, сполна ощущает настоящий ураган эмоций.

Именно Испания, где молодой исполнитель жил в течение длительного времени, раскрыла перед ним свои темпераментные объятия, вскружила голову свободолюбивой натурой и заразила ритмом фламенко — стилем, с которого началась сольная карьера гитариста и который поныне считается его визитной карточкой. Сейчас ДиДюЛя виртуозно владеет не только испанской гитарой, но и греческой базукой, безладовой гитарой и многими другими инструментами. А это, в свою очередь, дает возможность талантливому музыканту постоянно изобретать что-то новое. Кроме всего прочего, ДиДюЛе свойственно еще и тонкое ощущение зала, что позволяет ему во время многочисленных концертов за счет постоянных импровизаций дирижировать эмоциями своих слушателей.

Без сомнения, уже сейчас о ДиДюЛе можно гворить как об одном из главных инструментальных феноменов Европы. Кроме потрясающих сольных концертов на его счету и совместные проекты с такими звездами российской сцены, как Кристина Орбакайте, Авраам Руссо, Дмитрий Маликов. А еще молодой гитарист дружит с канадским рок-певцом Брайаном Адамсом, с которым он вместе снимался в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Дом дураков». Но ДиДюЛя не записывает с Брайаном песен, а пишет для него стихи…

А вот откровениями о личной жизни музыкант-виртуоз журналистскую братию не жалует и предпочитает отвечать в основном на вопросы, касающиеся творческих моментов своей биографии.

— Поговаривают, что своебразным «инструментальным» кумиром для вас является русский гитарист Иван Смирнов, за творчеством которого вы постоянно следите.

— Мне ближе мой собственный стиль. И хотя я очень уважаю стиль Ивана Смирнова, тяготеющий к этноджазу, все же, как мне кажется, мы нашли свой собственный способ самовыражения, свое направление, в конце-концов — свое лицо. И я горд тем, что мы с моей группой ни на кого не похожи. Будем стараться и дальше себя не потерять.

— Ваша дебютная пластинка «Фламенко» была выдержана в испанском настроении, второй альбом — «Дорога в Багдад» — в восточноазиатской манере, третий — не имеет к географии никакого отношения…

— Во-первых, хочется делать все пластинки разными. Во-вторых, не скрою, этим мы преследуем и некую коммерческую цель — чем больше направлений, тем шире аудитория. Кстати, новый альбом, который уже записан, вообще потрясет ваше воображение. Он совершенно другой, неожиданный. И такая традиция будет продолжаться.

— Считается, что мода на гитару вечна — в инструментальном исполнении и сейчас звучит то, что, скажем, звучало еще в XVI веке, а все именитые гитаристы в итоге возвращаются к классической гитаре.

— Согласен — звук акустической гитары вечен. И хотя в студийной деятельности мы используем и современные процессоры для обработки звука, и всевозможные электронные достижения, все же истинное удовольствие я получаю от первородного звука гитары, как на концертах. У меня есть еще несколько видов гитар, и мне этого вполне хватает, чтобы достучаться до зрителя, что-то ему рассказать.

— История фламенко и его традиции предполагают некую камерность в представлении этой музыки зрителю для передачи всей ее темпераментности. Как вам удается доносить до зрителей этот захватывающий ритм на больших площадках?

— Последнее время я стал тяготеть к большим залам. Хочется делать интересное и яркое шоу, совмещать несовместимое — камерность, которая присуща гитаре, и некое масштабное, сильное воздействие на слушателя, на себя, которое есть у современной музыки, современного ритма. У нас свое видение красоты, и мы его воплощаем на сцене, как получается.

— Вы самоучка или имеете классическое музыкальное образование? Кто вам «поставил руки»?

— Я самоучка. У меня не было возможности учиться, но была возможность наблюдать, слушать и общаться. Самообразованием занимался, занимаюсь и буду заниматься. Есть в этом, конечно, определенные минусы, но есть и свои плюсы, ведь самому постичь звук — это очень интересная и сложная работа. Педагог быстрей бы подсказал, скорей привел бы к какому-то результату. Но, с другой стороны, самому можно понять то, чего педагог недоговорит, недоскажет. Мои музыканты имеют академическое образование, и, используя опыт их и мой, мы вместе составляем хорошую команду.

— Расскажите о ваших музыкальных пристрастиях?

— Когда я слушаю или смотрю концерты других гитаристов, я замечаю как положительные стороны исполнения, так и отрицательные — в игре, в сценическом решении. Поэтому стараюсь гитарную музыку слушать избирательно. На меня больше влияет другая музыка — академическая, авангардная, фольклорная, современная, какие-то новые электронные поиски. Здесь я черпаю даже больше, чем от гитары.

— А как рождаются виртуозные гитарные рисунки ДиДюЛи?

— Когда познакомишься с кем-то, пообщаешься, остается некое впечатление. А это уже звуки, музыка, гармония, которую, как мне кажется, я начинаю чувствовать, ощущать и превращать в определенные музыкальные фрагменты, а затем в цельную композицию. Все очень спонтанно.

— Москва является своеобразной лакмусовой бумажкой для приезжих талантов, это достаточно претенциозный и искушенный во всех вопросах город. Как быстро и насколько трудно проходила адаптация к специфичным столичным условиям провинциального музыканта из белорусского Гродно?

— Я просто окружил себя людьми, с которыми мне комфортно. Важно, кто как Москву использует, важно найти свой круг общения, свое направление в этом безумном городе, и тогда его негативную сторону как бы и не замечаешь. В столице действительно много соблазнов, и опасности хватает на каждом углу, особенно для приезжих, их запросто могут обмануть и подставить…

— Вы верующий человек?

— Да, но это та, причем достаточно большая часть моей жизни, о которой я не распространяюсь, — между мной и Богом посредников нет.

— Но когда вам плохо, вы устремляете свой взор вверх или обращаетесь к друзьям?

— Вопрос философский, и говорить на эту тему можно очень долго. По-разному бывает. Но вообще пытаюсь свою беду переосмыслить, понимаю, что где-то есть ситуация сложнее, чем у меня. А если не получается — погружаюсь в работу.

— Когда вы получили свой первый гонорар и есть ли у вас уже свои ученики?

— Учеников нет, потому что учитель из меня, честно говоря, никакой. У меня нет терпения, и я даже не знаю, как учить и с чего начинать. Были, правда, попытки, но они ничем не увенчались. А свой первый гонорар я получил лет в 14 и отдал его маме. Я начал играть в вокально-инструментальном ансамбле, и мы поехали в какой-то колхоз на праздник. Помню, тогда я был безумно счастлив, что могу заниматься любимым делом и еще получать за это деньги…

Добавить комментарий