Мой личный День Победы

Владимир Семенович Высоцкий очень точно это сформулировал: «Я не воевал. Мне не довелось». Подавляющее большинство из тех, кто прочтет эту статью, не воевали. Но в каждой семье у нас есть воевавший человек или память о таком человеке. Сконцентрированная в виде редких фронтовых фотографий (хотя и пожелтевших от времени, но удивительно стойких), медалей, фронтовых писем-треугольников. Все это лежит где-то в шкафу.

Помню празднование 40-летия Победы. Мы, пионеры из средней школы №34, создавали на стадионе бело-красное пятно. Жара была несусветная. Градусов под пятьдесят. Одноклассников то и дело уносили с тепловым ударом в карету «скорой помощи», а в это время по нашему стадиону бегали люди в плащ-палатках и касках и даже ездило подобие танка. Все это отдавало фальшью за версту, но наше стремительно редеющее пионерское пятно держалось на пятидесятиградусной жаре исключительно по причине фразы, сказанной нашей классной руководительницей: «А вы думаете, там, на войне, было легче?..»

Я все детство играл в войну. Но так получалось, что в любой компании всегда находились менее пассионарные ребята, которых мы назначали немцами. Мы отдавали им лучшее игрушечное оружие, только чтобы они влились в ряды условного противника. Друзья бунтовали. Они были согласны стать басмачами, какими-то там «лесными братьями» (мы очень любили фильм «Никто не хотел умирать», который не показывали, по-моему, уже тысячу лет) и даже итальянскими или румынскими сателлитами. Но немцами — ни в какую. Немцы были табу. Не помогали ни многочисленные успехи спортсменов ГДР в деле укрепления престижа социалистического лагеря, ни потихоньку приобретаемые великолепные гитары «Мюзима». Это были какие-то другие немцы, какие-то другие достижения. Те немцы в моей голове всегда идут с закатанными рукавами по моей родной степи, периодически поливая из автоматов, ошибочно называемых у нас «шмайсерами». Или хохочут на пепелище только что сожженной белорусской деревни, как в фильме Элема Климова «Иди и смотри», который вызвал, безусловно, самое мощное потрясение в моей подростковой жизни.

Мой друг Саша Рабинович живет в Германии. В милом и весьма демократичном городе Кельн. Где по улицам не маршируют неофашисты, а местные жители имеют настолько глубокое чувство вины, что в своей новоявленной политкорректности и каятье уже тошнотворны. Но я почему-то до сих пор уверен, что нельзя есть сыр из мышеловки.

У меня есть несколько знакомых немцев, живущих и делающих бизнес в Киеве. Это очень веселые, открытые и даже немного болтливые люди. Но о войне эти люди принципиально не разговаривают. Поначалу стараются отшутиться (ну как немец может отшутиться от выпившего русского?), потом замыкаются и обрывают разговор. Это чувство вины? Не знаю. Я не воевал. Мне не довелось.

У другого моего любимого барда Юрия Иосифовича Визбора в одной из последних песен есть полная драматизма строка: «И тридцать лет прошло, о Боже, тридцать лет». Боже, прошло 60 лет! В нормальных зализанных направо странах давно бы уже забыли об этой неприятной для многих войне. Войне, в которой благородные Соединенные Штаты охотно брали наше золото за ленд-лизовские «Виллисы» и тушенку, воинственная Франция проиграла с треском и в такие короткие сроки, за которые нормальный едок не осилит французскую булку. А героическая Польша, весь предвоенный период наказывавшая фашистскую Германию на агитационных плакатах штыком в глаз, “сгинела” еще быстрей.

Такая вот неполиткорректная выходит сегодня у меня статья. Хотя можно было поступить весьма в духе западной политкорректности. Просто забыть о США, Франции, Польше, как частенько забывают об СССР в их учебниках истории. Однако фигушки. Всем сестрам по серьгам.

У нас войну не забыли. Интернет полон баталий сталинистов и демократов. До мелочей разжевывается каждый эпизод военных действий. Недавно в Живом Журнале наткнулся на объемную дискуссию с участием около пятнадцати респондентов на тему, как именно работали заградительные отряды НКВД.

И так, наверное, будет вечно. Эта война не только, как говорили советские журналисты, «пролегла через сердца и души всех людей», но и крепко въелась в наши мозги. Война интересна, загадочна, и загадки ее неисчерпаемы. В наше хилое время, когда супердержаве требуется откровенно шельмовать, чтобы раздавить маленького непокорного диктатора, масштабы Второй мировой просто поражают. Мы понимаем, это была последняя великая война. Следующая великая война закончится смертью всего человечества. Как там говорил Владимир Семенович: «А в кипящих котлах прежних воин и смут столько пищи для маленьких наших мозгов».

Эта война породила огромное количество легенд, небылиц и откровенного вранья. К нам в школу на «военные» праздники часто приходил один ветеран, который красиво и складно рассказывал о Курской дуге и штурме Берлина. Потом, через много лет, я узнал, что все годы войны этот человек провел в должности коменданта одного из небольших сибирских лагерей.

Было и большое вранье. Например, зачитываемый у нас до дыр маэстро Суворов, рассказавший нам про редкий сволочизм нашего народа и дикую агрессивность нашего государства. Бог ему судья, конечно. За предательство кормят всего один раз, а есть человеку хотелось…

Наша советская история тоже много врала про эту войну. Недоговаривала, заикалась, путалась, как неопытный вор на первом допросе в отделении милиции. Потом, где-то в конце 80-х, когда я заканчивал школу, пошла правда. Мы узнали о тысячах русских, сражавшихся в гитлеровской форме против русских. О том, как украинцы конвоировали евреев в Бабий Яр. О том, как НКВД депортировал в Казахстан семью одного из лучших асов советской авиации Амед-хана Султана. Как товарищ Жданов в блокадном Ленинграде ел блины. А вслед за фактами потянулись размышления.

Если бы кровавый палач Сталин не репрессировал верхушку армии, мы бы победили фашистов еще в 41-м году. Среди нас были бы блестящий стратег Тухачевский и бесстрашный Блюхер. Какая красивая легенда. Долго жила! И только когда в поисках правды мы добрались до бездарного провала Тухачевского в советско-польской войне и позорного бегства, оставившего в польских лагерях тысячи советских военнопленных, — о Тухачевском-победителе перестали рассуждать упоительно. Кстати, вы знаете, что стало с теми военнопленными в польских лагерях? Да приблизительно то же, что и с польскими военнопленными в знаменитой теперь на весь мир Катыни. Их уничтожили.

Картинка той войны, нарисованная политиками в конце 80-х – начале 90-х, предстала очень интересной. Трусливый, но полный агрессии Сталин укреплял армию уничтожением генералов и отказом от новых моделей танков и самолетов. Тем не менее, он первым хотел напасть на фашистскую Германию, но не успел, потому что, наверное, много пил хванчкары. Прям как авторитет Антибиотик из «Бандитского Петербурга». Когда же фашисты напали на нас, трусливый Сталин мало того что обратился к советскому народу, как к братьям и сестрам, но еще и позорно прятался в своей ставке. И только появление чудо-богатыря Жукова спасло СССР. Впрочем, и он оказался местечковым Наполеоном, садистом и вором. Остальные были еще хуже. Тупицы и моральные разложенцы. И это на фоне блестящего германского генералитета. В немецкой армии был порядок, немцы очень любили наших детей и давали им шоколадки. А концлагеря придумали еврейские историки и пропагандисты…

Милые, как же это мы войну выиграли? С тупым и трусливым руководством, с грязным и недисциплинированным солдатом, с пьющим и ворующим офицерством? А вернее поставить вопрос по-другому: сколько можно, нечеловечески изгибаясь, пытаться пинать себя в причинное место? Сколько можно заниматься этим автомазохизмом? Почему “гордость” для нас пустое слово? Зато постоянно присутствует безграничное раскаяние за собственную победу.

Еще один потрясающий вопрос эпохи демократической шизофрении — а не было бы лучше, если бы фашисты нас победили? Ну наконец-то навели бы порядок в этом бардаке! Понастроили бы тут всяческих производств и другой полезной машинерии. Как ни странно, эту дискуссию любят поддерживать те наши сограждане, которые, по расовым законам рейха, имели бы широкий выбор между печью крематория и газовой камерой. Или в лучшем случае кастрированное и стерилизованное рабство с проживанием в очень чистом и аккуратном бараке.

Дальше – хуже. Фашисты романтичны. Эсэсовцы особенно красивы, подтянуты и при этом таинственны. Рыцарство, оккультизм, мистицизм, гомосексуализм. Такие себе джедаи с вальтерами вместо лазерных мечей. И наши, блин. Не на что смотреть. Еще и портянки эти. Семнадцатый век вторая четверть. Ну не выдерживают никакого сравнения по стандартам журнала «Вог»! Не гламурная и не готичная Советская Армия. Такое себе село…

Мы в Украине вообще попали в дивную ситуацию. Несмотря на то, что здесь в военных действиях так или иначе принимал участие практически каждый, получается, что война вроде бы была не нашей. Воевал Советский Союз. Советского Союза больше нет. Мы, конечно, празднуем 9 Мая, и фильмы по телевизору старые идут, и новые песни про Победу пишутся. Но как-то нас, «незалежних», тянет поглядывать в сторону новых друзей… На братскую Эстонию с маршами ветеранов СС, на нежно любимую Латвию, где уровень нацистского психоза уже зашкаливает, на практически недосягаемую в своем демократическом развитии Голландию, где, вконец обкурившись халявной травы, народ радостно ставит памятники фашистским палачам. Мы вот тоже примиряем ветеранов Советской Армии с воинами УПА. Ролик по телевизору запустили настолько милый, что, наверное, некоторые ветераны из-за инфаркта не смогут дожить до 60-летия Победы. Правда, уже ветераны УПА не согласны мириться. Они сражались за независимость Украины, а не были оккупантами, как бойцы Красной Армии.

Честно скажу, очень рад, что не добились тогда этой самой независимости. Садите меня в тюрьму или еще чего можете сделать, но такая независимость наверняка завершилась бы этнической чисткой потрясающих масштабов! Если не верите, почитайте что-нибудь о волынской резне 1943 года. Даже СС-маны дивились скорости работы УПА. Взяли и сняли польский вопрос в отдельно взятом регионе.

Короче, кайфовая была бы независимость. Как по мне, так лучше та, которую мы имеем сейчас. С территориальными приобретениями Сталина, пьяными подарками Хрущева и с державным идиотизмом Михаила Сергеевича. Та, в которой наши нынешние вожди, несмотря на абсолютно различное отношение к празднику Победы, все же продолжают его праздновать. В которой мы продолжаем издеваться над нашими ветеранами, не обеспечивая им и малой толики того предзакатного комфорта, который гарантируют своим Израиль, Соединенные Штаты и даже проигравшая Германия. Как говаривал еще один кумир моей молодости Михаил Михайлович Жванецкий: «Мы пережили войну и еще более сложное мирное время».

Да, действительно наши ветераны уходят из жизни быстрее, чем их западные сверстники. А тут еще и масса людей – от журналистов до чиновников – стремится превратить этот уход в откровенное издевательство. Я не знаю, что больнее для ветерана: когда ему не дают обещанную машину или когда у него забирают право называться победителем. Я знаю другое: если ты плюешь в лицо человеку при сильном ветре, твой плевок обязательно попадет в твой же глаз. Ну что ж, будем жить, как жили раньше. Большая часть народа будет считать себя победителями в войне, меньшая — проигравшими. Одни будут гордиться Николаем Гастелло, другие — Степаном Бандерой. Будем стыдливо переворачивать страницы собственной истории в страхе прочитать там правду. Как сделал наш бывший президент, пожимая руку польскому коллеге на открытии мемориала жертвам волынской резни. В общем, как всегда будем оставаться между двух полюсов. А что лучше: быть бедным победителем или богатым проигравшим?

9 Мая пойду с дочкой возлагать цветы к памятнику воинам, погибшим при освобождении Кировограда. Она давеча нарисовала Вечный огонь и две березки. Проникновенно получилось.

… Можете не стараться. Мы все равно ничего не забудем.

Мой личный День Победы: 19 комментариев

  1. КГ/АМ. У совдепов, правда, гомосексуалистов не
    было. Пидары вот — были.

  2. Уважаемый Геннадий Александрович! У вашего родственника на Западной Украине в углу вместо икон портрет Гитлера? Или как вы можете доказать эти свои умозаключения? К вашему сведению, мы очень разные люди по культуре и обычаям с любым жителем с. Грузькое Кировоградской области. Как, в принципе, и вообще с любым жителем села. Я более полугода провел в командировках в по Киевской области, и хочу вам сказать, что житель любого населенного пункта северной Киевщины оч. отличается от жителя Киевщины южной. Собственно, точно на столько, на сколько житель восточной Кировоградщины от западной. По-вашему, это повод для противопоставлений? К вашему сведению, в Кировоградской области так же действовали отряды партизан. И не только на стороне Красной Армии. Еще жив житель Кировоградщины, который как командир УПА со своим отрядом с Кировоградщины дошел аж до Донецкой области, действуя в в тылу гитлировцев. Он тоже предатель? Уважайте историю. Уважайте память погибших. Не могу не согласиться с большинством суждений Дзолы. История многогоранна и не однозначна. Но страшно то, что мы продолжаем искать в своей памяти поводы для конфронтации, а не для объединения.

  3. Находим оправдание для своих, а других своих понимать отказываемся. Повторюсь , война — это всегда трагедия и братоубийство. И в том и есть трагедия нашего украинского народа, что мы оказались по разные стороны фронта. Одни бились за родину — Украинскую ССР, другие за родину — Украинскую республику. Одних одурманивали национал — социализмом, других коммунизмом.

  4. И что это за двойные стандарты? Красная Армия,значит, проводила парады с немецкими войсками после начала второй мировой, как — будто фашисты до 41 — го не были фашистами, разделила Польшу и воевала вместе с фашистами против Армии Крайовой, а когда УПА учавствовала в параде при взятии Львова и потом , отказавшись выполнять приказы гитлеровцев , ушла в леса это воспринимается не так как действия советских войск.

  5. Да и еще Геннадий, у меня тоже есть знакомые из западной Украины. У одного из них деда — священника убили в Тернополе в застенках НКВД в 40-м. А бабку угнали фашисты в Германию в 41 — м,где она погибла. И честно , не могу осудить его отца за то что он воевал в УПА и против немцев и против советских войск. В немцах он видел убийц своей матери , а в солдатах Красной Армии — убийц своего отца.

  6. 2 Г.А.Не идеализируйте Гитлера для УПА и не делайте идолопоклонников фашизма из украинцев, которые живут в западной части нашей страны. Режимы Сталина и Гитлера достойны друг друга. Жертвами сталинизма и фашизма стали миллионы. В Красной Армии и фашистских войсках УПА видело врагов одинаково, потому как помнило о зверствах НКВД и СС начиная с 39 года.Достаточно ознакомиться с "Літописом УПА", источником , который создали и опубликовали украинские историки Академии наук. Просто прочтите, чтобы узнать другую точку зрения ,отличную от просоветской и прокоммунистической, которая основана на фактах. В этом издании представлены документы той эпохи, которые помогут Вам сделать попытку разобраться в той сложнейшей ситуации.

  7. Уважаемый Mamaich.
    Вы лично бывали в селах Западной Украины? Вы знаете их психологию? У меня есть родственник со Старого Самбора. Я был у него в гостях. Мы очень разные люди как по культуре так и по обычаям. Для них УПА герои, для меня враги. Для них идол Гитлер для меня он враг.

  8. Уважаемый Геннадий Александрович! Прочли бы вы хоть что-то еще, кроме учебника истории СССР. Можно начать с Истории Украины. Не стоит приравнивать воякив УПА и СС Галичина. Точно также можно сказать, что все русские пленные предатели и власовцы (кстати, так считал почитаемый вами Сталин). Так что про дедов не нужно. Пусть они сами решают, что и праздновать и с кем примиряться. Я не осуждаю противников примирения, и в чем то их понимаю. Но считаю, что УПА воевало за независимость. И, безусловно, достойны не только реабилитации, но и признания. Про зверства УПА. Была волынская резня, это факт. Но мало ли людей погибло от рук НКВД? Вспомним заградотряды, когда стреляли в спину своих. О том, что на западной Украине резали за русскую речь ходили слухи даже в горбачевскую эпоху. Я сам отлично помню рассказ "троюродного брата знакомого человека, чей сын услышал от друга" историю о том, как "западенцы" в конце 80 вырезали целый взвод спящих солдат в одной из воинских частей. "Утром пришел командир, а все солдаты лежат с перерезанными глотками". Слышали? Да и сами советские командиры признавали, что УПА воюет с немцами. Но и с "советами", и польской Армией Краевой. То есть, со всеми, кто, по их мнению, был оккупантом. Про сотрудничество с Нацистами. Вспомним совместные парады войск Карасной армии и Вермахта. Они ведь проходили даже за недели до нападения на СССР. Или это не сотрудничество? Может дружба? Давайте оставим в покое наших дедов и тем более, их память. Не нужно их учить, как смотреть на жизнь. Вряд ли мы сможем (да и имеем ли право?) им рассказывать, как что оценивать. Но не нужно старые конфликты переносить на молодежь. Для меня нет разницы, откуда человек родом: с Донецка или Львова. У меня есть много знакомых из разных городов Украины. Кстати, в Салоне Дона и Баса (оч. популярная донецкая газета) треть сотрудников — выпускники львовской журналистики. И я не собираюсь делить друзей на людей, деды который воевали под красными знаменами и желто-синими (или черно-красными). И не позволю это делать всяким симоненкам, морозам, витренкам, корчинским и т.д. Но мои дети будут чтить память как ветеранов Красной Армии, так и ветеранов УПА. Потому, что все они наши деды.

  9. Юрий спасибо за нормальные слова.
    Я смотрю на наши телевизионные каналы и прессу и не могу понять за что погиб мой один дед, а второй прошагал всю войну. Смотрел телевизионную программу по 5-каналу: при опросе жителей городов Украины львовяне утверждают что для них 9 мая не праздник Победы. Какие у меня с ними могут быть общие мысли и о чем? Когда воины СС Галичина становится героями, для меня никогда это не будет понятно…

  10. Уважаемая, Алина Вольская, я очень сочуствую что с вашим дедушкой чуть не произошло такое несчастье. Но это связано не с тем, чем вы это связываете, а с военным, поствоенным временем, где много шпионов, диверсантов, предателей и т.д. Советовал бы вам отнестись более критично к таким высказываниям и логическимс цепочкам. Давайте все таки критически ставиться ко всему, а не так как того хочется.

  11. … Можете не стараться. Мы все равно ничего не забудем.
    Юрий Смирнов, «УЦ».

    Юра Смирнов, который в советское время не знал и половины правды о войне, решил сразить всех советским агипропом. ню-ню, и как, вырос в собственных глазах?
    и как такую гадость еще печатают. а завтра такие №;% начнут Сталину памятники ставить

  12. Попытки разобраться в претензиях России ко всему миру, которые озвучивает автор статьи, заводят в тупик- одна злоба и ненависть ко всем, кто не разделяет устремления их загадочной души.

  13. Администратору сайта УЦ: измените, пожалуйста в моем предыдущем посте слово "Русофобская" на "Русофильская". Это я ошибся в терминах. Мне очень стыдно:)

  14. Русофобская, антиукраинская статья. Автор соглашается только с тем, что в детстве прочитал в советских учебниках. Ну и соответствующую литературу читает. Справедливости ради стоит отметить, что автор привел яркий пример того, как фалсифицыровали историю (о "метеране" воевавшем в Сибире на должности коменданта лагеря). У нас в школе тоже был мальчик, который в преддверии 9 мая сказал, что его дед вешал флаг на Рехстаг. Самое интересное, что многие (даже учителя!) ему верили. И не раз просили превести героического деде в школу. Это при том, что фамилии настоящих героев известны. И снова затертая, но не потерявшая актуальности фраза: история не имеет сослагательного наклонения. В мире это поняли. у нас — нет.

  15. Юрий, спасибо…
    Вы очень удачно облекли в слова то, что и я чувствовала в преддверии Дня Победы.
    Мой дедушка воевал в Брестской крепости, прошёл немецкий плен (до сих пор не может есть морковку, потому что ею их кормили в концлагере). Когда удалось сбежать из плена, его чуть не расстреляли "свои" из-за того, что при нём не было документов (его уже везли на расстрел, когда мимо случайно проезжал его бывший командир — он его узнал и поручился за него).
    Дедушке сейчас 86 лет. Он всегда ждёт этого дня — 9-го мая, это действительно для него святой праздник. Он получает поздравительную открытку из Брестской крепости и радуется, что о нём помнят.
    В День Победы у него так светятся глаза ! ..

  16. Автору не нравилась бы независимость с "зачистками". Наверняка, его страхи связанны с рассказами о жестокости отрядов УПА и фразами некоторых их лидеров . Тех, о которых Руднев говорил: "Бандеровцы бьют немцев, но они наши враги". Как-будто не было тех же зачисток с большей жестокостью, когда независимости не было.Что ж вполне возможно, чо такое могло быть, но ведь могло быть и по-другому. Могла быть независимость Украины, как и Польши с Финляндией после 1918 года. И это была бы другая независимость. И совсем другая история. 9 Мая я тоже пойду с сыном на мемориальное кладбище и возложу цветы погибшим солдатам, чтобы война никогда не повторилась снова.

  17. Разницы между СССР, которая или расстреляла родственников или угнала черт знает куда и между унижением и убийствами фашистов человек мог и не увидеть. Брат шел на брата. Везде была жестокость. Была Хатынь и концлагеря, Бабий Яр и массовые расстрелы "просто так", а были Днепроперовский хлебокомбинат , который советские войска взорвали вместе с людьми и голодомор, сталинские воронки,ГУЛАГ и потоп в Одессе, когда Красная армия затопила приморские кварталы с жителями и сбросила машины со своими ранеными в море. Или когда в Харькове не немцы, а наши сожгли дом с несолькими сотнями людей в нем. Война-это ужас.

  18. Не со всем согласен в статье. Война не была однозначной. Был и просчеты советского руководства и с Германией СССР был союзниками( как объяснить дружественные парады 39 года во время второй мировой,между прочим, пакт о разделении территорий, которые не принадлежат ни немцам, ни Советам и многое другое) и советская власть своими действиями только способствовала тому, что часть народов(украинцы,россияне, белорусы и т..)верила в приход немцев,как в освобождение.

  19. Никто не помешает автору в воскресенье пойти на Валы. Вечная память погибшим и слава героям!
    Но зачем же эти выпады в отношении соседних стран, где тысячи людей видят в Украине дружественное государство? Таким хамством в газете больщого тиража Вы подставляете прежде всего нашу страну. В чем суть претензий? Ведь для литовца или латыша память о деде погибшем в сибирском лагере не менее дорога чем для Вас ностальгия о Советском Союзе.Нравится кому-то или нет, но Украина сейчас независимое государство. Именно независимое , а не "незалежне", как Вы пишите. И будет уважать в том числе и тех кто соружием в руках боролся за эту независимость.

Добавить комментарий