Смотрящие за ценами

На прошлой неделе областной центр посетил начальник Государственной инспекции по ценам Министерства экономики Украины Анатолий Козленко. Скромно, в рабочей обстановке Анатолий Михайлович представил подчиненным нового руководителя областного подразделения инспекции, хорошо известного кировоградцам Игоря Фурманова, поставил перед ними конкретные задачи, выслушал пожелания и любезно согласился ответить на несколько вопросов корреспондента «УЦ».

— Анатолий Михайлович, еще в 1990 году в Украине был принят закон о ценах и ценообразовании, в котором было сказано: в стране устанавливается три вида цен и тарифов — свободные, те, что фиксируются государством, и те, что им же регулируются. Но зачастую у рядового украинца создается впечатление, что в свободное рыночное плавание ушли абсолютно все цены и тарифы, что правительство не в состоянии навести порядок в собственном доме и избавить нас от невероятных, а иногда и ничем не объяснимых скачков цен. Насколько это соответствует действительности?

— Да, с начала 90-х мы сделали огромный шаг к свободным ценам. На сегодняшний день лишь 13% от общего объема товаров и услуг контролируется ценовым законодательством. Пятнадцать лет назад была обратная пропорция. Но не нужно думать, что государство умыло руки и пустило все на самотек. 116 статьей Конституции предусмотрено, что право заниматься ценовой политикой предоставляется Кабмину Украины, который делегирует эти полномочия органам местной администрации и определяет сферу их влияния. А контроль за соблюдением законности осуществляется уже нашей госинспекцией по ценам, которая отслеживает ситуацию на рынке ресурсов, товаров и услуг, имеющих социальное значение, а также стоимость продукции предприятий, занимающих монопольное положение на рынке.

Возьмем, к примеру, рынок медикаментов, а это около 4 миллиардов гривен в год. Хорошим шагом к наведению порядка в этой отрасли и улучшению обеспечения населения лекарственными средствами можно считать постановление Кабмина о том, что предельный уровень рентабельности устанавливается в размере 10% при оптовых продажах и 35% при розничных. И все же проверки инспекции по ценам показывают, что в половине случаев выявляются серьезные нарушения. Причина в отсутствии четко установленной оптовой цены производителя. Пока этого нет, каждый посредник ухитряется сделать свою надбавку в 35 процентов. К примеру, наши сотрудники в Сумах и Харькове обнаружили факт, что бумаги ездили три раза от посредника к посреднику и обратно, и каждый раз на товар делалась надбавка. На данный момент этот вопрос решается в Кабмине.

Но пойдем дальше. Где еще государство контролирует цены? На продовольственном рынке. Обладминистрациям на местах дано право устанавливать три различных вида регулирования (рентабельность производства, рентабельность при продаже и предельные цены). Например, в Кировоградской области разработан список из 26 наименований продуктов, по которым осуществляются регулирование и постоянный мониторинг цен. Этот перечень продуктов зависит от состояния самого рынка. Если зерновое производство в избытке, зачем регулировать цену на зерно и хлебопродукты? Рынок сам эффективно сработает. Но, если наблюдается дефицит какого-то продукта, например, мяса крупного рогатого скота или птицы, тогда есть смысл усилить контроль, чтобы у тех, кто завозит мясо, не было соблазна спекулировать.

Следующая отрасль, где государство осуществляет свой контроль, — жилищно-коммунальное хозяйство. Это треть нашей работы, и практически более половины проверок заканчиваются тем, что мы накладываем штрафы. Проблема еще и в том, что 90 процентов предприятий этой отрасли сами по себе убыточны. Общий долг отрасли — восемь миллиардов гривен. Но вот с 1 января вступил в силу закон о ЖКХ, который кардинально меняет некоторые положения. И в нем есть элементы, себестоимость которых регулируется централизованно, но есть и перечень услуг, тарифы на которые устанавливает местная власть. В идеале планируется, что на каждый дом будут свои тарифы в зависимости от специфики (этажности, количества подъездов, наличия детских площадок рядом с домом или магазинов на первых этажах и т.д. ). Подобное разнообразие в тарифах уже сейчас можно наблюдать в Одессе.

Еще один блок социально значимых товаров и услуг, по которому проводится постоянный мониторинг цен и тарифов, — все платные услуги, предоставляемые медицинскими учреждениями (ветеринарной службой, санстанциями), учебными учреждениями, БТИ, госавтоинспекцией, МВД и т.д. К примеру, по жалобе, пришедшей из ДОСААФ, недавно закончена проверка МВД, и выяснилось, что за удостоверение об окончании курсов необходимо было заплатить около 70 гривен при его реальной стоимости в 4 гривни 60 копеек.

Также под контролем государства находятся тарифы на электроэнергию, сжиженный газ и твердое топливо, отпускаемое населению для бытовых нужд, услуги городского пассажирского транспорта. И здесь мы обнаруживаем до 25 процентов нарушений, причем таких, что диву даешься.

К сожалению, существует ошибочное мнение, что именно мы устанавливаем тарифы и мы ответственны за их повышение. Хочется еще раз отметить, что в функции инспекции по ценам входит мониторинг, дающий правительству возможность видеть ценовую ситуацию в стране. Например, с 15 апреля по поручению премьер-министра Тимошенко мы ежедневно проводим мониторинг цен на мясо, предоставляем информацию о состоянии рынка по всем 490 районам Украины, делая несколько десятков тысяч замеров. Вторая задача, возложенная на наше управление, — контрольные функции и наказание нарушителей. За прошлый год в бюджет мы вернули около 200 миллионов гривен.

— Пришла новая власть, и, как новая метла, она все делает по-новому. Какие задачи поставлены новым премьер-министром перед правительством и вами в том числе?

— Задача поставлена следующая: усилить рыночные методы регулирования цены как на внутреннем рынке, так и в сфере внешнеэкономических отношений. Создавать там, где можно, конкурентную среду, например, в том же жилищно-коммунальном хозяйстве. Создавать частные ЖЭКи, кондоминиумы, частные фирмы по вывозу мусора. От этой конкуренции выиграет потребитель. Прорабатывается несколько схем, чтобы регулировать энергетический рынок. В Европе подобная конкурентная среда уже существует, и каждый потребитель может выбрать себе подходящего поставщика энергии. В Германии, например, благодаря такому подходу на четверть снизились тарифы. А что у нас? На выходе с электростанции тариф составляет 11 копеек, с АЭС — еще меньше, но если сравнить их с теми, что платят промышленные предприятия, мы увидим, что тарифы возрастают в 2-3 раза.

На продовольственном рынке конкурентная среда существует давно, но и ее необходимо развивать и совершенствовать. Ведь лишь ужесточением контроля мы сможем избавиться от такого явления, как корпоративный сговор.

— Если образно представить наш рынок в виде зоны боевых действий, то первый фронт — это фронт нефтепродуктов, второй — мясной, третий — фронт коммунальных услуг. Где у нас еще слабина, куда государство бросит все свои силы?

— В сторону наведения порядка в сфере услуг внутригородского общественного транспорта. Кстати, вы подобрали очень хороший образ для представления о нашей работе.

— В октябре прошлого года правительство Януковича обещало сделать все, чтобы снизить цены на основные потребительские товары и удерживать их в дальнейшем. Сейчас ситуация повторяется. Юлия Владимировна говорит практически то же самое об усовершенствовании системы мониторинга, об облегчении доступа на рынок сельхозпроизводителей и так далее. Возникает элементарное ощущение дежа вю.

— В работе этих правительств есть большие отличия. Возьмем, к примеру, дефицит мяса. По различным данным, в страну необходимо ежемесячно ввозить от 100 до 150 тысяч тонн. Что делает новое правительство и не смогло осуществить старое? Оно снизило пошлину на ввоз до 10 процентов и установило индикативную цену в зависимости от качества мяса. Раньше были высокие пошлины, но их никто не платил. Из 360 тысяч тонн импортного мяса за прошлый год 91% завезли беспошлинно. Так лучше взять вместо 80-ти 10 процентов, но это будут реальные деньги! Которые в свою очередь, и это очень важный момент, пойдут на развитие нашего производителя.

— И все же очень интересно, насколько сработают новые схемы нового правительства и когда нам ждать реального падения уровня цен.

— К сожалению, таких прогнозов я не имею права делать. Наша задача инспекторская…

Добавить комментарий