Кем быть, чтобы хорошо жить?

На дворе конец апреля, и тысячи молодых людей находятся перед судьбоносным выбором, укладывающимся в вечный, почти гамлетовский вопрос «кем быть?», точнее «куда и на кого идти учиться?». Если раньше эта проблема касалась, по сути, только одного человека — абитуриента, ну, может быть, еще его мамы с папой, то сегодняшние реалии таковы, что ответ на заданные выше вопросы является определяющим для будущего страны. Другими словами, попадет ли Украина наконец в список стран-производителей материальных благ или в ближайшие годы опустится до уровня «банановой республики»…

Выпускники и их семьи должны отдавать себе отчет, насколько в нынешних условиях возросла их ответственность за выбор будущей профессии. От их сегодняшнего решения зависит, будет ли специалист востребованным на украинском и мировом рынке труда XXI века, сделает ли он стремительную карьеру и, соответственно, обеспечит материально себя и свою семью, либо же пополнит ряды невостребованных международных экономистов или безликих менеджеров, которые в поисках достойной работы столкнутся с вывеской в отделе кадров, гласящей «таким-то просьба не беспокоить».

О проблеме профориентации мы сегодня говорим с главой наблюдательных советов ЗАО «Гидросила ГРУП» и ЗАО «Эльворти ГРУП», председателем Федерации работодателей Кировоградской области Павлом Штутманом.

— Павел Леонидович, структура кадров, работающих в народном хозяйстве, за последние 20-30 лет менялась несколько раз, можно даже сказать, что мы пережили несколько кадровых революций…

— Востребованность кадров меняется постоянно, особенно когда возникают абсолютно новые направления в научно-техническом прогрессе или изменяются экономические формации.

Вот весьма показательный пример. В конце 80-х годов произошла трансформация — резкий скачок в развитии электронно-вычислительной техники, появление персональных компьютеров. Прикладных программ почти не было, объективно потребовалось огромное количество программистов, и им на то время хорошо платили. Молодые люди массово ринулись в программисты, но через несколько лет возникла обратная тенденция — появление нового программного обеспечения сократило до минимума необходимость в этих специалистах. Они получили дипломы, вышли на рынок труда и увидели, что уже никому не нужны.

Еще один момент. Давайте немного углубимся в историю и вспомним, что в 70-80-х годах геополитическая конкуренция проходила прежде всего в экономической плоскости. Воевали экономики, инженерная мысль Запада и Востока прежде всего. Госпланом в советское время, соответственно, на рынок труда выпускалось огромное количество инженеров. Они все легко находили себе работу, но, честно сказать, их роль на то время была несколько нивелирована. СССР, как обычно, брал количеством. По своему опыту могу сказать, что на ряде машиностроительных предприятий на одного человека, который реально создавал продукт, было два человека, которые ничего не производили. И, когда Союз распался, остановились крупные предприятия, с одной стороны, инженерно-технический состав оказался не у дел, а с другой, те заводы, которые уцелели, начали оптимизировать кадровую структуру. Таким образом, инженеры массово оказались в тот период на учете в службах занятости.

С полезностью и важностью инженерной специальности ничего, подчеркиваю, не произошло, просто вмешался доселе невиданный, серьезный кризис, изменивший экономическую формацию. Практически параллельно с кризисом возник очередной миф — о том, что якобы миром теперь руководят экономисты. И молодых людей, одаренных от природы, работоспособных и усидчивых, которые хорошо учились в школе, «продавцы экономического образования» убедили в том, что финансово-экономическое образование даст им все жизненные блага. Мол, достаточно получить экономическую специальность — и ты станешь у руля. Никогда, поверьте мне, такого не было! Сейчас, к примеру, на бирже труда в Кировограде зарегистрированы 2546 человек. Из них 76 человек — экономисты, которые не могут найти себе применения.

И правда заключается в том, что на сегодняшний день в реальном секторе экономики востребованы специалисты, которые понимают, как создается продукт, как создаются машины, которые непосредственно участвуют в создании продукта, знают, как обеспечить предприятие теплом, электроэнергией, как разместить оборудование в цехе и т.д. То есть инженеры. Экономисты, бухгалтеры — люди очень уважаемые сами по себе, на самом деле могут только констатировать все процессы, они в какой-то степени летописцы, фиксирующие события.

Я уже не говорю о менеджерах. Во всем западом мире введена практика получения степени магистра в области делового администрирования (MBA) — это надстройка над базовыми знаниями, над высшим профессиональным образованием. А у нас менеджер сам по себе — отдельная специальность, особо, честно скажу, не востребованная.

— Какая ситуация сложилась сейчас на инженерном рынке в Украине?

— На сегодняшний день в реальном секторе экономики возникла очень большая и ничем пока не покрываемая потребность в инженерах-механиках в машиностроении, инженерах-строителях в строительстве, горных инженерах в добывающей промышленности, агрономах в сельском хозяйстве.

Я, с вашего разрешения, буду говорить об инженерах-механиках — это мне близко. Сразу хочу обратить внимание на один момент. Можно иметь диплом, а знаний — никаких. Правда, таких безответственных молодых людей мало, сейчас молодежь в основном достаточно прагматичная… Но те, кто пошел в вуз просто так, за «корочкой», естественно, инженерами быть не могут.

Речь идет об инженерах подготовленных, специалистах-профессионалах. Мы на самом деле очень нуждаемся в людях, которые еще в школе развивали свои способности в направлении математики, физики, химии. И очень бы хотелось, чтобы ребята, которые в этих предметах преуспели, получили востребованную, хорошо оплачиваемую специальность с возможностью стремительного карьерного роста. Специалистов, обладающих хорошими знаниями, мы буквально носим на руках. Поэтому абитуриенты и их родители должны понимать, в какое образование следует в наши дни вкладывать деньги и время. Если ты здесь ошибся, потом столкнешься с личной трагедией, с одной стороны. А с другой — это проблема для Украины. Экономика страны не получает на сегодняшний день эффективных работников. А кто же тогда будет создавать тот самый ВВП, материальную продукцию? Ведь в реальном секторе экономики производят ее, в том числе и инженеры.

Трудно себе представить победоносную армию с хорошими солдатами, но с полным отсутствием офицеров.

— Что вы могли бы сказать абитуриентам не только как инженер с большим опытом, а с точки зрения руководителя федерации работодателей области? Куда вы зовете молодых людей? Что вы им можете предложить?

— Все рабочие места соответствующего уровня предлагаются работодателями. Госадминистрация за этим следит, а профсоюзы защищают права работников. Это общемировой механизм. Наша задача, исходя из этого, — создавать рабочие места. Но, понимаете, водитель-дальнобойщик не сможет работать врачом. Так и мы не можем предложить должность инженера экономисту. Если нет соответствующего образования, то нет и рабочего места. И неоткуда его взять. Поэтому, если к нам придут специалисты, они будут трудоустроены. Тогда и Украина будет развиваться. А если не придут — будут долго искать себя на рынке труда, а страна — деградировать. Мы даже не сможем стать поставщиком квалифицированной рабочей силы за рубеж, а только примитивной: мыть полы и собирать виноград. Раньше уезжали «головы», а теперь будут уезжать «руки». И все потому, что самые лучшие, самые способные получат не то образование.

— Павел Леонидович, кто все-таки должен сказать на всю страну сакраментальную фразу: «Стране нужны классные инженеры!»?

— Ее сейчас говорят все серьезные руководители-промышленники, и многие молодые люди уже прекрасно это понимают. Хотя понимают также, что инженеру намного тяжелее учиться, чем тому же экономисту. Инженер изучает большое количество сложных технических дисциплин, в том числе и экономических. Это тяжело. Это не для слабаков. Вот часть молодежи и говорит: «Я не справлюсь, лучше менеджером стану».

— В советское время была такая шутка о выпускниках школ: «отличники пошли в инженеры, ударники-хорошисты — в учителя, а троечники — в комсорги и в милицию». Куда сегодня идти отличникам, ударникам и троечникам?

— Гуманитарии по-прежнему могут идти в учителя, юристы. А школьники с хорошей подготовкой в области точных наук, особенно, еще раз подчеркиваю, физики, математики и химии, с хорошим аналитическим мышлением, должны по определению сделать достойную карьеру и принести пользу государству, себе и своим близким. То есть делать карьеру в области хозяйственной деятельности, в реальном секторе экономики. В этой области, с моей точки зрения, наиболее приемлема инженерная специальность.

Кем быть, чтобы хорошо жить?: 12 комментариев

  1. Инженеры-механики нужны,чтобы лампичить старое оборудование,нового ,скорее всего,не покупают.Зарплата слесаря-ремонтника 6-го разряда была как две инженера-конструктора,но и авторитет соизмерим.Сейчас хотят сделать наоборот,но сможет новоиспечённый инженер одеть робу и показать как надо рабочему,вряд ли.И ещё о приемственности,сколько у нас незаминимых,которым уже далеко за шестьдесят.

  2. Ну что вы так всерьез рассуждаете об украинском образовании ?
    Во всем мире люди учатся, чтобы иметь возможность хорошо зарабатывать. У нас же образование и ученые степени просто покупают.
    В какой стране вы еще найдете свободно висящими на рекламных щитах и в Интернете объявления, предлагающие написать за вас курсовую, контрольную, диплом ?
    Так и рождаются академики Шмидты и профессора Януковичи.

  3. Без суммы базовых знаний самый супераналитичный аналитик сможет выдумать разве что паршивый велосипед. Да и то после десятков лет "анализа". Все новое стоит на знаниях, обретенных человечеством ранее и если эти знания слабы — будет пшик…

  4. Питання Максима залишилось без відповіді.

  5. не хочу вас огорчать но способность к аналитическуму мішлению не связана на прямую с суммой знаний которыми обладает индивидум. Если руководители и аналитики у нас ыбли в одном лице,Ю тогда бы мы затркнули за пояс многие стараны. А так… У нас овец не стригут их просто забивают. Прибыль здесь и сейчас, завтрашний день никого не волнует.

  6. Проблема в том, что именно перестали "зазубривать". А то, что не "забито" в голову — очень быстро выветривается. О каком аналитическом мышлении можно говорить, если азы знаний отсутствуют? Именно так учились те, кто создавал славу советской науки. Где теперь наша наука? И не говорите, что все таланты уехали! Их просто не стало — не выучили их. Благодаря постоянным "реформам" средняя школа стала гораздо ниже "средней". Теперь с помощью "Болонской системы" добивают и высшее образование.

  7. Предприятия ,руководители которых имеют на плечах голову,не арифмометр для подсчёта только барышей,"шастают" по школам и подбирают молодые таланты.из которых потом делают квалифицированных спецов.За свой счёт.Давайте посмотрим,много у нас таких директоров?Только на "шармачка"!Вот и докатились:рабсилу скро будем собирать по всему свету…Когда выучишь за свой счёт,тогда будешь и ценить кадры и спрашивать по- полной имеешь моральное право.

  8. проблема в том, что наше образование не формирует аналитического мышления, а скорее направлено на зазубривание опредененного количества знаний. Образование "галопам по Европам", за минимум времени — максимум сведений приводит к тому, что инситуты получают слабых студентов. А материальная база наших ВУЗов давно не отвечает потребностям економики. Вот и получает диплом ради диплома. На предприятиях отсутствует приемственность поколений, когда молодежь учили более опытные работники (как не архаично это звучит).

  9. Павел Штутман пусть нам расскажет как он обворовал нас граждан, за копейки забрал завод. Этому он хочет нас научить

  10. Ещё в советском "Юном технике" я прочёл небольшую заметку, что в одной из капстран проводился опрос среди студентов на эту тему. И что вы думаете ? Оказалось, должнось заммминистра — самая клёвая ! Ответственность — минимальная (потому что ты не министр, а всего — лишь его зам) а зарплата — ого — ого !

  11. К сожалению, главный вопрос задан не был! А звучит он, по-моему так: "Какую зарплату получает на предприятиях уважаемого Павла Леонидовича начинающий инженер и инженер с 10 — 20 летним стажем?" Думаю, его честный ответ сразу бы все объяснил!

Добавить комментарий