«Батькiвська хата»

Родительский дом, «батьківська хата»… Сколько песен и стихотворений посвящено этому святому для каждого человека месту! Слушаешь или читаешь – и слезы наворачиваются на глаза. Но что сделал каждый из нас для того, чтобы родительский дом остался не только в памяти, в детских воспоминаниях, но и в истории? В лучшем случае мы пересказываем своим детям семейные легенды, связанные с местом, где родились и выросли. Но ведь можно сделать гораздо больше. Как сделал, например, Иван Охрименко.

Иван Кириллович – уроженец села Нижние Верещаки Александровского района нашей области. Сейчас он – житель поселка Павлыш Онуфриевского района, но душой и сердцем – там, на своей малой родине. Он не только часто бывает в родительском доме, сохранившемся до сих пор, но и «роется» в истории, ища и, что немаловажно, находя в ней место своих предков. Историю своего родительского дома он поведал редакции газеты «Вперед» Александровского района. Наши коллеги посчитали, что его рассказ достоин более широкой аудитории, за что мы им очень благодарны.

Вообще-то Иван Кириллович Охрименко назвал свою историю «Загадкова хата». Он уверен, что дома, как и люди, имеют свои судьбы, но судьба каждого зависит от того, кто, где и когда его построил.

Хата, о которой пойдет речь, находится в селе Нижние Верещаки, на одном из пяти холмов, которые почти вплотную сошлись к реке Тясмин. Загадочность этой хаты началась с ее строительства. Когда стропила были уже на столбах, к строителям (а это был сельский мастер, Кирилл, с его тремя младшими братьями, которые были еще неженаты, и со своей молодой женой Марфиной) подошла незнакомая женщина и спросила у Охрименко-старшего: «Это ты, молодой человек, строишь тут дом?» «Да», — ответил удивленный Кирилл и спросил: «А откуда вы меня знаете»? Женщина сказала, что знает все, и добавила, что на этом месте строить нельзя. Кирилл поинтересовался, а где можно? «Идем, я покажу», — сказала неожиданная гостья и повела удивленного хозяина будущего дома метров на сто выше холма, где указала место новой застройки. Странная женщина отказалась от предложенной пищи, а тем более от платы за совет. Попила воды и ушла…

Родители Марфины советовали прислушаться к совету странствующей женщины, а вот братья Кирилла не очень поверили в ее рассказы о том, что новое место имеет Божье благословение и на нем уже происходили благословенные события. На переносе строительства настаивала и молодая жена Кирилла. Ее подкупило то, что незнакомка почти полностью пересказала детские приключения еще маленькой Марфины. Напророчила ей долгую, хоть и не всегда счастливую жизнь. (Кстати, мама Ивана Охрименко прожила 103 года.)

Решили дождаться утра. А утром было принято решение последовать совету незнакомки. Уверенности добавило и то, что, как будто на заказ, утром около строящегося дома остановились чумаки, чтобы напоить волов и напиться самим. Посоветовавшись между собой, они решили помочь молодым. И помогли. Одним словом, начатое строительство хаты за день было перенесено на новое место. Здесь же, около новостройки, все дружно поужинали и легли спать. Утром чумаки собрались в дорогу. Хозяева благодарили за помощь, а гости – за теплый прием.

Странным перемещением строительства заинтересовалась соседка, баба Олита Чумак. На то время она была очень грамотной, имела много книг и читала их. Когда она увидела, куда перенесли хату, пересказала местную легенду, которую рассказывал ее дед. И вот о чем узнали родители Ивана Охрименко.

Холм, на который была перенесена хата, имел интересную историю. Где-то под ним, а вернее, внутри него, была подземная церковь, в которой молились казаки, проходившие здесь службу. Здесь же неподалеку якобы служил и сотник Михаил – будущий отец Богдана Хмельницкого. Сотник был женат, но детей в семье не было. Земляки говорили, Михаил имел отношения с местной девушкой Марией, которая была служанкой. Она родила мальчика, которого подкинула под арку, овитую хмелем. Жена Михаила согласилась усыновить мальчика. Так как он был «данным Богом», то и назвали его Богданом, а фамилию дали – Хмельницкий…

Александровский краевед, член Конгресса литераторов Украины Василий Белошапка говорит, что в легенду можно верить или не верить, ведь документального подтверждения рассказанному не существует. Но уже в наше время бывший сосед семьи Охрименко при раскопках в своем дворе наткнулся на странные фундаменты: расстояние между ними и размеры очень напоминали, что на них опирались или массивные ворота, или какая-то арка. Кирпич с них, похожий на современный огнеупорный, хозяин использовал для перестройки домовой печи. К сожалению, позже, когда и хата, и печь перестали существовать, все остатки были сброшены в пустующий колодец.

Легенду про хату, которая защищена какой-то необъяснимой силой, подтверждают еще и такие факты. Во время немецкой оккупации села на место, где сначала воздвигался дом Охрименко, упала авиабомба. А когда фашисты отступали, сжигали все, что могло послужить советским войскам. Все до единой хаты на хуторе сгорели. Хату Охрименко немцы тоже подожгли, поджог был сделан изнутри. Видимо, для того, чтобы уничтожить документацию, которую немецкий штаб не смог своевременно эвакуировать. Но мать прибежала с соседнего хутора, и с помощью односельчан удалось погасить огонь. Позже в этой хате временно проживали почти все соседи, которые отстраивали свое жилье. Была еще одна причина, по которой дом уцелел: на чердаке сохранялась Плащаница из местной церкви, ее еще задолго до войны местный священник подарил главе семьи за то, что тот отказался разрушать храм по приказу местной власти. Тогда Охрименко-старший не только попал в немилость к власти, но и «частично» был раскулачен – забрали лошадь с телегой и «реманентом» для обработки земли.

Шли годы. Уже в послевоенное время, в грозу, молния расколола напополам грушу, которая росла рядом с домом, а сам дом остался неповрежденным, хотя по высоте и дерево, и строение были почти одинаковыми. И позже дом выдержал еще одно испытание – не подчинился хрущевской реформе, которая предусматривала избавление от неперспективных сел. Хутор таял на глазах – кто умер, кто выехал, кто поспешил разобрать родительский дом на стройматериалы для строительства в другом месте, кто просто оставил отчий дом умирать. А родители Ивана Охрименко продолжали жить в своем доме, на когда-то указанном им месте до тех пор, пока снова, как во время войны, хата осталась одна.

Уже больше двадцати лет она стоит одиноко. Но все-таки стоит! С весны она ждет гостей. Но бывает, что и зимой к ней наведываются непрошеные гости, которые, к огромному сожалению и огорчению, оставляют после себя следы вандализма.

Ежегодно в родительский дом приезжает старший брат Ивана Кирилловича Андрей. Приезжает из Донбасса, и жизнь в доме и вне его просыпается: звучит музыка из радиоприемника, который запитан, как и освещение, от примитивной, но вполне достаточной ветряной электростанции. Весной здесь оживает все! И даже пчелы дружно садятся на цветы хмеля, который снова вьется на воспроизведенной арке. А под аркой — Богдан, но уже не ребенок, а с усами и булавой…

Андрей Кириллович по-своему воссоздает в этом райском уголке жизнь. Из металла он вырезал фигуру прадеда Тимоша, который мотыгой обрабатывает землю. Есть здесь и сказочные герои: драконы, ихтиозавры. А в сарае, где когда-то стояла корова, теперь терпеливо ждет гостей Баба Яга. Летом Андрей планирует поставить символический знак первым девяти казакам, которые основали село Нижние Верещаки, часть которого до сих пор носит название «девятка».

Желающих все это увидеть немало. И приходят, и приезжают… И никто из посетителей этих мест не жалеет о своем визите. Для самых маленьких дед Андрей поставил качели. Правда, на них часто вспоминают свою молодость уже седовласые люди. Для жаждущих есть родниковая вода, которую гости называют целебной. Так и стоит скромная, но аккуратная хата, к которой тянутся мысли-воспоминания, наполненные историей, легендами, мистикой…

Иван Охрименко сейчас готовит материал об истории своего села – Нижние Верещаки. «Обидно, что пропал наш хуторок… Я хочу не только прославить родительский дом. Мы все должны повернуться лицом к своей генеалогии, к истории своего рода. Ведь дворяне знали истории своей семьи до семнадцатого колена, а мы и до третьего не знаем. Понимаю, трудно, но нам надо это делать. Это необходимо будущим поколениям», — уверен Иван Кириллович.


P.S. Уважаемые читатели! С удовольствием поместим на страницах «УЦ» историю вашего родительского дома. Пусть она сохранится для ваших потомков и станет частью нашей общей истории.

«Батькiвська хата»: 2 комментария

  1. Хороший теплый материал!!!! Спасибо, Лена, интересно, правда!!!

Добавить комментарий