Уран, вода и самолеты

Наряду со многими другими проектами и начинаниями новой областной власти можно выделить несколько инфраструктурно важных. Горячая линия губернатора и «Купуй кіровоградське» — неплохие и полезные дела. Но команда Сергея Ларина замахнулась на решение и крупномасштабных, многолетних проблем Кировоградщины. О наиболее перспективном производстве, крупнейшем коммунальном объекте области и новом направлении в транспортном сообщении Кировоградщины с миром мы беседуем с Александром Шаталовым, первым заместителем председателя областного совета.

— Александр Сергеевич, во время пребывания Президента Виктора Януковича на Кировоградщине он озвучил намерение построить в области завод по обогащению урановой руды и даже производству ядерного топлива, вероятно, в Маловисковском районе. А в последнее время начала всплывать информация, что такое мощное современное производство, вероятнее, будет создано на Днепропетровщине. Так каковы все же наши перспективы?

— Во-первых, не факт, что в Маловисковском. В этом районе ведется свое большое строительство объекта под названием Новоконстантиновская шахта, а для расположения завода могут быть и другие варианты. И мы, область, себя в качестве такой площадки активно предлагаем. И у нас есть такой весомый аргумент, как слово Президента, и его поручение. Согласно этому поручению, мы обратились в министерство топлива и энергетики и запросили требования к такой площадке. Вы же понимаете, что просто так сказать: будет завод — этого мало. Это же масса вопросов, целый комплекс сложных проблем. Начиная от специального режима охраны таких стратегических объектов и территорий, подвода коммуникаций, энергоснабжения и т.д. и заканчивая жильем для рабочих, которые будут там работать.

И поэтому сказать однозначно, в каком месте области будет стоять такой объект, пока было бы преждевременно. И то, что в Днепропетровске уже озвучили потенциальные точки размещения ядерного завода (Днепродзержинск и т.д.) — это в некоторой мере политический ход. Им тоже хотелось бы иметь у себя такой завод, и нам бы хотелось, и мы конкурируем. У кого-то больше лоббистских возможностей, у кого-то меньше. Но самое главное, идет выработка требований к такой площадке, получив их в полном объеме, мы предложим свои варианты и будем их отстаивать. Будет разработано полное ТЭО — технико-экономическое обоснование той или иной площадки. И это произойдет уже в этом, 2011-м году, деньги в госбюджете на это заложены. Специалисты оценят преимущества разных вариантов и на каком-то остановятся.

Если Днепропетровск предложит свои варианты, и они будут сопоставимы с нашими по финансированию и другим условиям, при всех равных исходных, я уверен, слово Президента сыграет свою роль, перевесит, и объект получим мы. Если же наш проект будет хуже по экономическим показателям — что делать, это объективная реальность, придется смириться.

— Международный терминал в аэропорту Кировоград торжественно был открыт, ленточка перерезана. Но когда можно ожидать реальные авиарейсы, регулярные и чартерные, когда система стабильно заработает?

— Для того, чтобы получить право на пассажирские перевозки, надо выполнить массу требований. Одним из них было открытие терминала. Терминал открыли, двигаемся дальше. Сейчас идет окончательная сертификация всего персонала и структур, задействованных в обслуживании пассажирских суден. До 25 января аэропорт должен получить полный сертификат на работу, а летная академия — сертификат на пассажирские перевозки. И с этого момента, по большому счету, могут начаться регулярные перевозки.

Но, будем объективны, работы еще предстоит много, в основном маркетинга. Пуск аэропорта не есть самоцель — показать всем, что да, могут летать самолеты. Сейчас идет подбор самолетов. Существующий АН-24 при определенной неполной загрузке очень убыточен, потребляет слишком много топлива. Рассматриваются варианты самолета средней вместимости с нормальными экономическими показателями. Много есть вариантов, Сергей Николаевич Ларин активно интересуется, через день спрашивает, как идет процесс. Аэропорт должен стать обычным нормальным бизнесом, повторюсь, просто чтобы был аэропорт — это не самоцель.

Ведутся переговоры с авиакомпаниями из других городов, которые заинтересованы выполнять рейсы к нам, как чартерные, так и регулярные, на курорты, к примеру. По нашим расчетам, уже в апреле начнутся полноценные регулярные перевозки. Все идет по намеченному плану, никто из задействованных сторон — «УРГА», летная академия, «Украерорух» — не нарушал своих обязательств.

— Многолетняя проблема всей области — это водовод Днепр-Кировоград. Последние даже не годы, а десятилетия он работает с постоянной нехваткой средств, его лихорадит. Каким областной власти видится решение проблем этого предприятия?

— Это наш самый сложный объект. Это не просто коммунальная собственность, обычный коммунальный объект, который может работать, а может не работать. Это объект стратегический, имеющий большое социальное значение, при каких-то критических обстоятельствах полмиллиона людей могут остаться без воды. Такого мы просто не можем допустить.

С другой стороны, мы понимаем, что так, как сейчас, дальше не может быть. Есть несколько вариантов реформирования структуры. Для этого создана рабочая группа по распоряжению главы областной государственной администрации. И есть несколько принципов, против которых мы не пойдем. Первое — водовод должен существовать, его никто не остановит. Второе — резких повышений цен на услуги быть также не должно. Третье — водовод, все водное хозяйство должны стать интересными для привлечения инвестиций. В таком финансовом и техническом состоянии, в каком сегодня пребывает Днепр-Кировоград со своими изношенными основными фондами, ни один инвестор на него не придет.

Главная проблема водовода в том, что он оказывает услугу, но не является конечным агентом расчетов за нее. Днепр-Кировоград дает воду водоканалам, оказывает качественную услугу, тратит для этого большие средства. Водоканалы доводят воду до конечного потребителя. Берут с него деньги. Но с водоводом не всегда рассчитываются! И неплохо себя чувствуют! При этом Днепр-Кировоград не имеет морального права прекратить подачу воды. Получается порочный круг. С этим надо что-то решать.

Какой есть выход? Нам видится объединение в единую структуру водовода и четырех городских водоканалов в Светловодске, Знаменке, Александрии и Кировограде. Это очень сложно, но есть формы. Это может быть акционирование, может быть договор о совместной деятельности. Логика проста — всем процессом проще и легче управлять из одного центра, с одним расчетным счетом. Когда структура станет прозрачной и понятной, сюда может прийти инвестор, который увидит, что структура платежеспособна.

Структура, непосредственно подающая воду потребителям, может претендовать на кредиты и гранты международных финансовых структур, таких, как Европейский банк реконструкции и развития.

Мы рассматривали разные варианты, в том числе и передачу в государственную собственность. Но это повлечет за собой проблему управляемости. Ведь в случае госсобственности срочные решения придется пробивать в киевских ведомствах неделями, а проблемы часто требуют оперативного реагирования. Да и не все госпредприятия в области, к сожалению, эффективно работают, как мы видим. Так что есть и плюсы, и минусы в этом.

Но так или иначе, в течение месяца нами будет выработана стратегия решения проблем водовода и будет принято решение, о котором все узнают, и начнется процесс оздоровления этой отрасли ЖКХ.

Уран, вода и самолеты: 8 комментариев

  1. чтобы летать надо документы, полоса. Документы оформляют, на полосу ищут деньги

  2. когда у нас хоть что то летать будет??? нет возможности добраться оперативно в Киев не говоря о Москве и других нужных для бизнеса городах. стыдно за город и бездействие властей…

  3. извините за очепятку — миЛЛион людей. по поводу венценосца — человек с рейтингом в 42 процента по области тут, как минимум до 2012года . по делам, явно не черныш, не моцный и остальные ШАРОВики — человек ОТВЕЧАЕТ за то, что говорит. Слухи по поводу дипломатии уже выглядят дегенеративно. И летом "слухи" обещали, и осенью каждый месяц, ан-нет.Сам знаю, работал немного в штабе Шарова — обещали, что 2 ноября Ларина не будет в Кировограде, что народная партия возьмет 10 процентов, что Шаров вернется. Хрен там.И слава Богу.

  4. василь, за голимую и учебную область можно и в рыло получить.учитесь уважать милион людей. ищите выражения, господин быдло

  5. это юное дарование ещё нами поруководит.ходят упорные слухи,что нынешнего областного венценосца таки направят на дипломатическую работу.а молодой донецкий пришёл немного подучится.а где-же ещё набивать руку, как не в голимой учебно-запасной Кировоградской области. проходили уже,с Чернышом.но тот хоть постарше был.

  6. поверьте, саша далеко пойдет. И ничего он никакой. Цепкий и молодой. В экране держаться еще научится

  7. Смотрел передачу с ним по областному ТВ- НИКАКОЙ!!!

  8. Министр ТЭК Бойко уже давно заявил, что завод будет построен в Желтых Водах и точка!

Добавить комментарий