От «Дирижабля» до «Контакта»

Окончание. Начало в «УЦ» №48-49 от 2 и 9 декабря 2010.

Вашему вниманию предлагается заключительная часть рассказа ветеранов кировоградской музыкальной сцены Леонида Омельяненко («Контакт»), Валерия Новикова («Дирижабль») и Владимира Олейника («Новый Дирижабль», «Калейдоскоп») о зарождении и становлении рок-музыки в нашем городе. К слову, предыдущие выпуски МЭКР помогли восстановить контакты друзьям музыкантам эпохи 1970-80-х, оставшимся в Кировограде, и уехавшим за границу. Благо современное развитие информационных технологий позволяет, сидя у себя дома за компьютером, общаться с человеком, находящимся в любой точке мира – надо только сервис Skype скачать.

До «Контакта»: и снова Кировоград

Леонид Омельяненко (на фото второй слева): — В общем, после Барнаула я вернулся в Кировоград, потому что здесь были, как говорится, мои музыкальные корни. Сразу нашел работу — меня здесь помнили и знали. Первое время — на сцене филармонии в составе группы «Радуга», им как раз нужен был басист, который поет. Потом в городе открылся новый ресторан «Кировоград», и меня переманили туда. По тем временам заведение считалось очень высокого уровня. В ресторан не пускали посетителей в спортивных костюмах, женщины приходили только в платьях и туфельках, соответственно, публика подбиралась приличная. У музыкантов зарплата была хорошая. Если в других ресторанах города ставка музыканта — 70-90 рублей, то в «Кировограде» мы получали 140 рублей. Хотя, вы же понимаете, ставка — не основной доход музыканта…

Обычно в филармониях музыканты работали, как сдельщики, что не совсем вязалось с советской системой оплаты труда (в те годы частным предпринимателем нельзя было работать, музыкантам приходилось обязательно где-то числиться с записью в трудовой книжке). У нашей группы был план — 75 концертов в квартал. Но если мы выполняли план досрочно, например, давая по два концерта в день, то можно было 75 выступлений сделать за два месяца, а оставшийся свободный месяц — по предварительной договоренности — играть от имени другой филармонии в другой области, помогая им выполнять обязательный план. Соответственно, платили музыкантам за каждое выступление. Музыканты популярной группы, которая давала много концертов, могли получать на руки до 600 рублей в месяц каждый. Заработок ресторанного музыканта — с учетом левого «гонорара» от заказа посетителями песен — доходил до 400-500 рублей в месяц, и при этом не нужно часто разъезжать с гастролями, как в филармонии. Плюс еще были «халтуры» на свадьбах, выступления по приглашению на различных мероприятиях и так далее…

В «Контакте» с «Арией»

Леонид Омельяненко: — Сочинял музыку для «Контакта», делал аранжировки Константин Пилипюк, наш музыкальный и художественный руководитель. Тексты песен в основном писали ребята из коллектива, в том числе Костя. Стиль музыки нашей группы можно назвать собирательным симфо-роком. У нас в программе были вещи из направления хэви-метал, хард-роковые и симфо-роковые композиции. Я вам скажу, на тот момент не только в Украине, по всему Союзу насчитывалось очень мало коллективов, игравших именно такую музыку.

Где-то во второй половине 1980-х мы со своей программой очень удачно выступили в Москве. Московская публика вообще очень капризная, избалованная, там тяжело понравиться слушателям, а нас приняли хорошо. Одновременно в саду Эрмитаж, возле Петровки, 38, проходил концерт группы «Ария», и мы всем составом пришли посмотреть-послушать их выступление. Валера Кипелов (он был дружен со мной) увидел нас за кулисами, спросил, как оказались в столице? У нас гастрольный тур от филармонии по маршруту Москва-Вологда-Архангельск. И тут Валера говорит: «Не хотите с нами поработать?» Конечно, мы не отказались. Мы отработали первое отделение концерта — причем на аппаратуре «Арии», они — второе отделение.

Концерт получился интересный. Пришли нас послушать Валерий Гаина («Круиз»), Дмитрий Варшавский («Черный кофе»). У бедного Саши Игнатьева руки дрожали играть соло, когда Гаина расположился рядом, за кулисами. После выступления «Ария» предложила «Контакту» вместе поехать в турне, первая остановка — десять концертов в новосибирском Дворце спорта… До этого с ними работал коллектив из ГДР, игравший музыку то ли рэгги, то ли что-то наподобие рэгги. Так вот, московская публика забросала их помидорами и яйцами, немцы психанули и сразу же после концерта сбежали. Поэтому «Ария» искала такую группу, которая играет музыку в похожем с нею стиле. Не совсем идентичную музыку, а только схожую, чтобы публика, пришедшая на выступление «Арии», достаточно адекватно принимала жанр «партнерской» группы.

У нас в коллективе мнения разделились. За турне с «Арией» высказались только два человека: я и басист Коля Кацюрба. Остальные ребята — против. На тот момент мне легче было сорваться с места, я не был привязан к местной филармонии так, как они. Ребятам обещали за длительную работу выдать в Кировограде однокомнатные квартиры, и они не хотели рисковать. А ведь, поработав с таким коллективом, как «Ария», можно было бы набраться профессионального опыта, хорошо «зацепиться» за Москву. Сожалею ли я о том решении? Сожалею. Лучше бы мы тогда поехали в турне с «Арией»…

Понимаете, то время — переломный период перехода от социализма к капитализму. Я это понял сразу, как мы приехали в Москву. Кировоград отставал в развитии (только не в музыке!) года на три-четыре. Там уже давно самый настоящий капитализм, все открыто, все доступно, а здесь до сих пор худсовет какой-то. Здесь люди держались за трудовую книжку, за стаж работы, а там на все это уже не обращали внимания. Музыканты просто занимались музыкой, не отвлекаясь ни на что другое.

— В Кировограде записи «Контакта» как-то распространялись? На пластинках, кассетах?

— Записи существовали только на кассетах и бобинах. Пластинку на то время можно было записать только в Киеве или в Москве на фирме «Мелодия». А пробиться на «Мелодию» — все равно что полететь в космос. Там была своеобразная музыкальная «мафия», чужих и близко не подпускали.

«Контакт» записывался на домашней мини-студии нашего клавишника Гены Матвеева. Студия японского производства, четырехдорожечная, позволяла нормально записать альбом или концертное выступление на фирменную кассету. Благодаря этим кассетам наши записи кое-где сохранились до сих пор. Как правило, свои альбомы мы сильно не тиражировали. Во-первых, продавать тираж — уголовно наказуемое преступление, во-вторых, если честно, у нас не было цели сделать из музыки тотальную коммерцию. Записи «Контакта» мы просто раздавали всем желающим…

После «Контакта»: начало конца

Леонид Омельяненко: — Перелом в жизни кировоградской музыки произошел на рубеже 1980-90-х годов. Это было очень тяжелое время. Люди получали зарплату 5 долларов и думали, в первую очередь, о еде, а не о музыке. По большому счету, именно тогда музыка стала практически никому не нужна. Одно время музыканты «Контакта» бросили филармонию и уехали в Грузию. Занимались тем, что играли на свадьбах и ремонтировали телевизоры. Костя Пилипюк ушел из коллектива, без него группа еще немного проработала на прежнем материале, но быстро выдохлась. «Контакт» себя исчерпал.

В 1991 году у меня родились дети, нужно было обеспечивать семью, поэтому я выехал на постоянное место жительства в Польшу. Там у меня своя музыкальная студия. Так что я по-прежнему занимаюсь музыкой, только польской и, отчасти, немецкой эстрадой. Это обстоятельство меня не особо радует, так как занимаюсь немножко не самым любимым своим делом, но куда деваться: исключительно ради пропитания. Тем не менее, пою до сих пор. Всего по Польше «гуляет» уже где-то тысяч десять моих аудио-дисков…

Владимир Олейник: — Время начала 1990-х можно назвать закатом профессиональной музыки в Кировограде. Хорошие музыканты разбежались кто куда. Кто-то нашел другую работу, кто-то запил… Я ушел из коллектива, когда женился, потому что появились новые обязательства. Сначала работал в музыкальной школе, потом — по институтской профессии. В 1987 году, как только началось кооперативное движение, мы открыли самую первую в городе мастерскую по ремонту автомобилей. Этим видом бизнеса занимаюсь по нынешний день. Музыкальный инструмент могу взять в руки где-то в хорошей компании или просто, от случая к случаю, сыграть что-то для себя. Хотя очень хочется собраться вместе со старыми друзьями и сыграть джем-сейшн!..

Валерий Новиков: — Благодаря Горбачеву на зарубежную музыку в Советском Союзе стали смотреть проще. Тогда музыка стала развиваться колоссальными темпами, и сразу же появилось много новых жанров, среди которых, к счастью, совсем не было «блатоты». Ребята (кивает головой в сторону Омельяненко и Олейника. — Авт.) играли рок, современный, технически подкованный. Мое поколение музыкантов этого не умело, мы продолжали играть джаз, бит и очень быстро устарели, даже несмотря на то, что в нашей нише всегда были свои слушатели. И потом, очень многие музыканты моего времени не являлись профессионалами. Например, я работал инженером на заводе, а «халтуры» по свадьбам и ресторанам играл в свободное время.

На рубеже 1980-90-х в музыкальной среде появилось такое понятие, как «консервы». Отдельные деятели покупали примитивные японские клавишные инструменты с памятью на определенное количество мелодий, и музыкальные коллективы численностью в полтора человека играли на всех мероприятиях, от концертов в филармонии до свадеб. Я такую музыку воспринимаю с отвращением. Раньше ведь все игралось вживую, «фанеры» в помине не существовало! Мы воспитаны на натуральной, настоящей музыке, не на «консервах»…

Послесловие. В «Контакте» — «Внутри Zвука»

В юбилейном концерте Леонида Омельяненко также принимала участие современная кировоградская группа «Внутри Zвука», как бы символизируя связь поколений двух музыкальных эпох.

«Год назад знакомые дали мне послушать их диск, — рассказывает юбиляр, — и мне понравился стиль их музыки, звучание инструментов в музыкальных композициях “Внутри Zвука”. Ребята очень хорошо справились с программой “Контакта”, отлично вписались в ритм. Я думаю, это хорошая и перспективная группа!».

Любопытное обстоятельство: гитарист «Внутри Zвука» Максим Величко впервые о существовании «Контакта» узнал еще «при жизни» группы, произошло это событие еще в начале 1990-х, когда Максиму было лет десять, и он еще не знал, что станет музыкантом и что когда-то сыграет на юбилейном концерте «контактовского» вокалиста…

— В комнате двоюродного брата на стене висел плакат-календарь «Контакта», — вспоминает Максим. — Однажды, спросив, кто на плакате, я узнал, что есть такая кировоградская рок-группа. Позже, году в 1997-м, когда я уже играл в группе и мы записывали альбом в филармонии, с нами работал Александр Игнатьев, гитарист «Контакта». Он рассказывал нам истории из жизни группы, как они работали в филармонии и объездили весь Советский Союз. Он же познакомил с музыкальными композициями группы.

Сейчас, когда мы на репетициях начали разбирать песни «Контакта», то обнаружили, что тексты их песен полны какой-то особой духовностью, особым настроем, которых практически нет в современной музыке. Лично мне музыка «Контакта» близка, хотя в общепринятом контексте звучание композиций уже является несколько устаревшим. Советские рок-группы, по большому счету, в своей музыке часто копировали западные команды. Но в творчестве «Контакта», помимо всех специфических моментов, присущих роковым группам — что мне очень понравилось, — есть поэзия и гармония в музыке. Гармоничность тех композиций, которые мы играли на юбилейном концерте, стала для нас открытием.

— Играть музыкальные темы «Контакта» было очень интересно, — считает бас-гитарист «Внутри Zвука» Дмитрий Трифонов. — Группа эта, можно сказать, легендарная, мифическая, я о ней много слышал, когда начинал заниматься музыкой, и тут представилась возможность сыграть с ними на одной сцене. Сами композиции «Контакта» написаны грамотно, сейчас песни пишутся немного по-другому. В наши дни песни «Контакта» все еще актуальны. Я, когда играл, вслушивался в тексты — от эмоций мурашки по коже пробегали. Мы рады, что приняли участие в юбилейном проекте Леонида Омельяненко. Прикоснуться к истории кировоградской музыки — за честь.

От «Дирижабля» до «Контакта»: 2 комментария

  1. Если зайдет на етот сайт Емеля как раньше погоняло его было то не помниш ли ты Матыля Толика Радионова

  2. Сердечная благодарность авторам публикаций. Светлая память Сане Игнатьеву.

    PS. Полностью солидарен с OLEGом (от 9 дек 2010). Сожалею, что не имею возможности выразить респект отчеству и фамилии.

    P.P.S. Редактору. Нельзя ли, наконец, снять фото "впереди паровоза"…

Добавить комментарий