Дорога к храму

Помните культовый фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние», снятый в 1984 году? «Скажите, эта дорога ведет к Храму?» — спрашивала в нем старая грузинка. С тех пор многие дороги на самом деле стали вести к храмам, так как строительство абсолютно новых, восстановление разрушенных и реставрация сохранившихся церквей считается нынче достойным, богоугодным делом. Не стал в этом плане исключением и Кировоград.

Поводом для этой публикации стало пришедшее по электронной почте письмо одного из наших читателей, который обеспокоен судьбой небольшой церкви, расположенной за зданием «Кировоградгаза». Там якобы ведутся какие-то строительные работы, пишет автор, которые испортят облик одного из старейших зданий Кировограда. Чтобы узнать, что за работы ведутся в храме, насколько они законны и обоснованны, мы обзвонили несколько организаций, посетили также сам храм, и вот что нам удалось узнать.

Исчерпывающие данные об истории этого культового сооружения нам рассказала архитектор Региональной службы охраны и реставрации памятников градостроения и архитектуры Р.Г.Ковалева.

— Возведение этой церкви было начато в 1795 году, на месте старой деревянной часовни, — рассказывает Раиса Григорьевна. — Почти 30 лет шло строительство храма, который был освящен лишь 13 июля 1826 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Однако регулярные богослужения начались в нем лишь 1 ноября 1847 года, так как часовенные-единоверцы, для которых он возводился, отказывались принять навязанного им «свыше» священника и требовали свободного выбора его со стороны верующих. Так первым священником в Покровском единоверческом храме стал Василий Абрамов. (В Интернете есть сведения о том, что батюшку пригласили издалека — из города Обоянь (Курская губерния России). – Авт.) В 1941 году храм был закрыт и приспособлен под склад. В 1963 году были снесены купола, и в восстановленном после войны здании на протяжении долгого периода времени размещался клуб работников торговли. В 1997 году помещение передано Украинской автокефальной церкви, которая освятила храм во имя Святого Владимира. В настоящее время в нем правит отец Иосиф, сменивший умершего отца Алексея.

Интересна, кстати, и история единоверчества — одного из направлений поповского течения в старообрядчестве, которое имеет отношение и к нашему краю — Кировоградщине. Оно сформировалось в 80-е годы XVIII в. В основе течения — идея принятия священников из официальной церкви. Основатель течения – архиепископ Никифор Феотоний, соорудивший в с.Знаменском Елисаветградского
уезда (!!!) церковь для старообрядцев.

Причиной возникновения единоверческой церкви стало ослабление эсхатологических (эсхатология – учение о конце света, которое нагляднее всего прослеживается в христианстве) и антихристологических идей в поповстве (одном из двух основных течений старообрядчества, зародившемся одновременно с расколом и окончательно оформившемся в последнем десятилетии XVII века. Поповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах), в результате чего часть поповцев стала допускать компромисс с официальной Православной церковью.

Признание единоверцы получили в царствование императора Павла I, утвердившего 16 пунктов, при соблюдении которых старообрядцы-единоверцы согласились присоединиться к православию. Благодаря официальному признанию властями в период репрессий Николая I против старообрядцев единоверцы получили сильное развитие. В 1851 г. в России насчитывалось 179 единоверческих церквей. Многие старообрядцы перешли в единоверие. Очевидно, что светские и церковные власти ставили целью полный перевод всего старообрядчества в единоверие, в связи с чем максимально способствовали развитию единоверия с усилением репрессий против остальных старообрядческих течений. В 20-е годы XX в. часть единоверцев перешла в катакомбную церковь. В единоверческой церкви служба ведется, в соответствии со старообрядческими правилами, но священники находятся в подчинении у синода Православной церкви.

Однако вернемся к нашему храму. Восстановление в данный момент исторического облика бывшей Покровской единоверческой церкви было бы невозможным, если бы не счастливая случайность. Работая в 1995 году в фондах Санкт-Петербургского исторического архива, Р.Ковалева обнаружила фото, датированное 1899 годом, на котором было запечатлено здание этой церкви. Поскольку оно претерпело серьезные изменения, понятно, что узнать его было практически невозможно.

— Я была уверена в том, что эта церковь не сохранилась, так как, будучи архитектором, я не могла не знать о постройке, датированной XVIII-XIX вв. Но почему-то меня это заинтересовало, и я решила хотя бы найти место, где стоял ранее этот храм. Каково же было мое удивление, когда на указанном месте я обнаружила сохранившееся, но измененное почти до неузнаваемости строение!

В настоящее время здание храма находится в состоянии реконструкции. Планируется вернуть ему исторический облик, и в данный момент укрепляются его стены. Раиса Григорьевна рассказала, что все проектные работы по реконструкции ведет ООО «Модерн», и мы не упустили возможности поговорить и с А.Ю.Завирюхой, который руководит этой работой.

— В настоящее время по сохранившемуся фото, обмерам и нормативам мы создали масштабный контур – внутренний и внешний, восстановили облик куполов (на фото). Работа была сложной, но чрезвычайно интересной. Современные проектировщики мыслят по-другому, поэтому нам часто приходилось прибегать к нестандартным подходам, мыслить на уровне строителей и проектировщиков XVIII века, вспоминая, к примеру, о старинных мерах длины – аршинах, саженях.

— Сейчас наружный облик храма уже практически утвержден, и мы работаем над внутренней частью помещения – например, мы должны определить, где должны находиться хоры (они будут расположены на высоте 5 метров), — рассказал Александр Юрьевич.

Удивительно, конечно, что это сооружение не было снесено при строительстве офиса «Кировоградгаза», на фоне которого сейчас здание храма совершенно теряется. Однако А.Завирюха отметил, что после реконструкции ситуация изменится — высота храма с восстановленными куполами будет составлять 32-34 метра, то есть с современную девятиэтажку.

Р.Г.Ковалева отметила, что здание сейчас уже внесено в госреестр памятников, ему присвоен определенный номер, и оно находится под серьезной охраной государства. Осталась только самая малость – завершить работы по реконструкции, для чего, естественно, нужны средства, и немалые. В настоящее время работы ведутся за счет пожертвований прихожан и незначительной помощи спонсоров. Надеемся, что после этой публикации количество меценатов и спонсоров, которые захотят принять участие в скорейшем восстановлении исторического облика памятника архитектуры – бывшей единоверческой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, – значительно прибавится. Во-первых, это богоугодное дело, во-вторых, оставить свой след в сохранении исторического облика нашего родного города для последующих поколений – на мой взгляд, дело чести для каждого солидного бизнесмена и предпринимателя. Ну а в-третьих, возвращаясь вновь к фильму «Покаяние» — «Зачем нужна улица, которая не ведет к Храму?»…

Дорога к храму: 3 комментария

  1. Таким специалистам копейка цена в базарный день.
    В областном управлении регионального развития, градостроительства та архитектуры облгосадминистрации объяснили, что разрушение кирпича, кирпичной кладки храма происходило в основном по рукотворным причинам: 1. уровень насыпного грунта прилегающего к зданию был выше уровня фундамента и гидроизоляции, потому стены напитывались влагой. 2. облицовка внешних стен плиткой создавала парниковый эффект. Надо учесть плохую крышу и т.д.
    Для реставрации стен применяют современные пропитывающие составы, полимерные связующие, которые придают кирпичу прочность и значительно повышают его эксплуатационные характеристики.

  2. Как мне объяснили специалисты, облицовка спасет уже начавшееся разрушение кирпичной кладки. Судя по проекту, поверх кирпича будет оштукатурено. Думаю, такие работы намного лучше, чем если бы храм продолжал разрушаться естественным путем. Хорошо бы, еще спонсоры нашлись…

  3. Историческая справка о храме и религии довольно познавательная, спасибо.
    А относительно: "планируется вернуть храму исторический облик" – облицовывая его кирпичом, вместо оштукатуривания (как на рисунке) – разве это реставрация? Если специалисты считают это реставрацией, то наверное им виднее.

Добавить комментарий