Золото снова в цене

В большинстве столичных новостных изданий появились примечательные сообщения: в этом году резко увеличилось количество выпускников-медалистов. С золотом-2010 окончило школу 10885 человек, тогда как в прошлом году их было всего 7040. Подобная тенденция наблюдается и на Кировоградщине. В областном центре золотые медали получили 75 выпускников. По сравнению с прошлым годом, это много, тогда круглых отличников было всего 30. Что касается показателей по области – то же самое. Количество золотых медалистов увеличилось на 190 человек.

Специалисты городского и областного управлений образования объясняют это тем, что при введении внешнего независимого тестирования качество знаний учеников в подавляющем большинстве значительно повысилось. Многие нанимают репетиторов, что в конечном итоге приводит к блестящему знанию предметов. Да и вообще хорошо учиться, говорят, стало снова престижным.

Но дело, по всей видимости, не только в этом. Точнее, совсем не в этом. В 2009 году в качестве эксперимента были упразднены льготы для медалистов. По сути, им отдавалось преимущество лишь в том случае, если они набирали одинаковое количество баллов с другими выпускниками. Получается, что золото при поступлении-2009 не играло особой роли, а считалось лишь знаком отличия. Собственно, бороться за медаль и тем более «покупать» ее не было никакого смысла.

В этом году всего за два месяца до выпуска изменились условия поступления в вузы, и золотая медаль снова может сыграть для абитуриентов решающую роль. Напомним, Министерство образования и науки Украины по инициативе Дмитрия Табачника установило новые правила «игры»: в 2010 году при поступлении в вузы будет учитываться средний балл аттестата, рассчитанный по 200-балльной шкале. Теперь средний балл добавляется к сумме баллов, полученных абитуриентом по результатам внешнего независимого оценивания, и может повысить их шансы за зачисление.

Причины динамики роста числа медалистов при таком раскладе очевидны. Родители снова начали «мотивировать» учителей подтянуть оценки своим чадам. Ведь намного проще договориться с педагогами в родной школе, чтобы хоть как-то компенсировать непредвзятое ВНО.

Но министр образования и науки Дмитрий Табачник сомневается в том, что учет среднего балла аттестата о среднем образовании при поступлении в высшие учебные заведения приведет к росту коррупции в школах.

«Я думаю, что все эти разговоры о том, что кто-то собирается искусственно повышать оценку в аттестате, — все это ерунда, непрофессионализм и неуважение к учителю», — сказал министр.

По мнению Табачника, физически невозможно переписать школьные журналы за несколько лет для повышения среднего балла аттестата, и даже если возникнут подобные подозрения, можно будет провести выборочные проверки в школах. Он также подчеркнул, что за всю свою жизнь ни разу не сталкивался с ситуацией, когда школьный учитель просил взятку за оценку.

А вот «отец» системы внешнего тестирования Литвы, консультант Anglia Assessment Ltd и USETI Альгирдас Забулионис, комментируя новые инициативы министерства образования, отметил, что учет среднего балла аттестата создает «черный ход» в высшее образование.

«Если вы учитываете средний балл по аттестату, то тем самым требуете от выпускника знания всех четырнадцати предметов на “отлично”. От будущего математика вы ожидаете 12 баллов по истории, физкультуре, музыке… Будущего литератора могут не принять на факультет филологии, если у него плохие оценки по физике, химии, биологии»,- сказал эксперт.

По его мнению, школьная оценка не является объективной мерой сравнения знаний учеников, она в большей степени является орудием в руках учителя для управления классом. «В прошлом году ВНО “срезало” более половины ваших кандидатов на медаль. Следовательно, решение учитывать при поступлении в вузы средний балл аттестата сведет на нет 12-балльную систему оценивания. Вводя этот показатель, вы “ставите на уши” учителей хороших школ — вместо 12-балльной системы они перейдут на двухбалльную: 12 и 11. Об этом с ними будут договариваться заботливые мамы учеников», — считает эксперт.

Как бы там ни было, значение золотой медали снова возросло. И идея внешнего независимого оценивания знаний с такими нововведениями начинает, соответственно, понемногу нивелироваться. А еще хочется спросить у чиновников – может, пора заканчивать с экспериментами над детьми и их родителями?

Золото снова в цене: 8 комментариев

  1. У мене учні відверто говорили, що на навчання "положили" ще з початку 10-го класу. А коли за два місяці до кінця навчання вигадали враховувати середній бал атестата, то й почалося: прохання окремим учням те або те поставити, бо вони "допомагають школі", матуся з конвертом приходила. На ДПА взагалі з готовими (тобто вже переробленими) варіантами переказу приходили, казали, що ще за три дні до того знали, який саме текст буде. Коротше кажучи, спасибі Дмитру Володимировичу за підняття авторитету шкільного вчителя! Після такого "підняття" хочеться від школи тікати якнайдалі!

  2. Парадокс. Все стремятся стать медалистами, чтобы повысить свой рейтинг при поступлении в ВУЗ. Все стремятся получить высшее образование.
    Зачем?
    Этой стране не нужны специалисты с высшим образованием. По данным Кировоградского областного Центра занятости никто не нуждается в программистах, зато требуются водители и другие рабочие специальности.
    Так зачем нам столько ВУЗов ? Столько преподаватлей в них?
    Переучить в водителей, пусть баранку крутят.

  3. Балл аооестата зависит от того же директора, учителя и не важно как ученик учится, важно будет "за что и какой балл" ему поставят не по уму а по деньгам. Разве такое не практикуют?

  4. Табачник по духу мне гораздо ближе Вакарчука,но дело в системе.Общеобр. школа подавляет индивидуальность,ориентирована на ученика средних способностей,директор школы(должность пожизненная) обладает неограниченной властью,ядро педколлектива подавляет неугодных преподавателей и учеников.В школьной программе масса предметов,которые раньше изучались в ВУЗах.А узкая специализация это атрибут рынка,который победил социализм?!

  5. "…ерунда,непрофессионализм и неуважение к учителю " і пояснює зростання кількості медалістів.Литовець є абсолютно правий щодо чорного ходу.Хоча,з іншого боку,випускники не ухилялися навіть від фіз-ри, а подекуди відмовлялися від медичних звільнень заради позитивної оцінки в атестаті."Мне ваш предмет на ЗНО не сдавать"-вчителям таке доводиться чути все рідше.А міністр цей такий далекий від школи як і від поваги до українців.Він не здатний на мудрі,неполітичні рішення.Більшість слів та дій — "всупереч".

  6. Все мы жили и не знали даже кто в нас министр образования, нам было не до этого, все учились и получали образование, со всеми ее недостатками. А сейчас все накинулись на Табачника, знают о нем все, что он даже о себе не знает. А кто сейчас больше всех кричит об этом? Тот кто потерял власть, и за 5 лет ничего не сделал, для того чтобы увеличить кол-во бюджетных мест и улучшить образование! Почему Тимошенко и ее правительство, за 5 лет ничего не сделало, в т.ч. ее министр Вокарчук. Почему вы уважаемый, не писали за Вокарчука, когда все учебные заведения погрязли в коррупции, при Кучме даже такого не было. Это как раз не вина Табачника в том что мало бюджетных мест в «ВУЗах», а результат деятельности правительства Тимошенко и Президента Ющенка.

  7. Учитывать балл аттестата очень правильно! Иначе школьнику, желающему поступить в технический ВУЗ по ВНО будет незачем учить, скажем, географию. А мнение "отца тестирования Литвы" о том, что знать 14 предметов на отлично невозможно — ярко выраженная глупость! Напомню Козьму Пруткова: "Узкий специалист подобен флюсу — полнота его одностороння!"

  8. Табачник ,чтобы удержаться в кресле прикупил бал-аттестатом среднюю школу, отменой нижнего предела в тестировании и другими нюансами высшую. Резко сокращается в ВУЗах кол-во бюджетных мест.А его перлы о том,что образование не может стоить меньше 10 тысяч в год, и вывод- простому человеку оно становится недоступным(быдлу в стойло).

Добавить комментарий