Ученый. Ректор. Друг. Учитель

25 мая свой 60-летний юбилей отметил ректор Кировоградского национального технического университета Михаил Иванович Черновол. Этот день Михаил Иванович провел на рабочем месте, в кабинете на втором этаже университета. Хотя очень хотелось так же, как в предыдущие годы, уехать подальше от помпезных празднований. Что же заставило подкорректировать многолетнюю традицию? “Это не только мое личное событие, — объясняет юбиляр. — Я понимаю, что оно связано с жизнью университета. А для меня интересы родного университета — превыше всего”…

“Я все последние годы уезжал в свой день рождения, — признается Михаил Черновол. — Честно говоря, не люблю устраивать для себя какие-либо празднования. В них всегда присутствуют элементы показухи, что ли. Приходится выслушивать множество комплиментов, хотя отдаешь себе отчет: часть речей посвящена не твоим человеческим качествам, а должности. Но сейчас никуда не скроешься. Мы все живем в обществе и делаем не только то, что хочется, но и то, что нужно, а у нас в обществе отмечать юбилеи является традицией. Но мое личное восприятие: чем старше становится человек, тем эта традиция тягостнее. Даст Бог, доживу до 70-ти, устраивать празднование дня рождения точно не буду, обязательно куда-то удеру!..”

В прошлом академику Черноволу не раз приходилось выбирать между тем, что хочется сделать, и тем, что необходимо делать. Один из таких моментов не только оказался знаковым в судьбе Михаила Ивановича, но и послужил переломной вехой в истории технического университета. Речь идет о выборе 45-летнего ученого со степенью доктора наук, занимать или нет административно-хозяйственную должность ректора Кировоградского института сельскохозяйственного машиностроения…

— Если подходить с точки зрения душевного состояния, то заниматься наукой — писать книги, ездить на конференции, выступать оппонентом на защитах, работать с аспирантами, — конечно же, для меня комфортнее, чем занимать административную должность, — говорит Михаил Черновол. — Вместе с тем за пятнадцать лет я настолько прикипел к этой работе, что душа уже тоже свыклась с ректорской мантией. Когда у тебя что-то получается, когда ты делаешь что-то полезное, даже административная должность может приносить огромное удовольствие!..

В молодые годы я не ставил перед собой цель стать ректором. Главной мечтой было защитить докторскую диссертацию. В то время в провинциальном Кировограде докторов наук можно было пересчитать по пальцам, да и то большинство из них приехали в институт из других городов по приглашению. Для всех молодых ученых доктор наук, профессор — это была величина!.. Поэтому я предпочитал трудиться над докторской диссертацией и, даже когда предлагали, не хотел переходить на административную работу. На этом этапе жизни меня поддержал легендарный ректор КИСМа профессор Григорий Романович Носов. Он дал мне совет: “Уходи от административных должностей и в первую очередь занимайся наукой. А после того, как станешь доктором, — должности придут автоматически…” Когда возник вопрос о ректорстве, я, честно говоря, не был однозначно настроен занять эту должность. Но отказаться — означало пойти против всего коллектива учебного заведения…

Формально кресло ректора может занять только доктор наук, профессор. На тот момент в институте было не так много ученых, соответствовавших этим критериям. Но практически все они — люди пенсионного возраста. Вот и получалось: или выдвигать на должность Черновола (занимавшего в тот момент должность проректора по научной работе. — Авт.), или ждать, когда министерство образования поставит во главу института человека из другого вуза. Коллектив был настроен категорично: не хотим назначенца со стороны, хотим видеть ректором своего коллегу. В то время законодательство не предусматривало процедуры избрания ректора трудовым коллективом, однако наш профком все равно провел общее собрание, и присутствующие единогласно поддержали мою кандидатуру.

Конечно, тогда я еще не осознавал всех трудностей, с которыми придется столкнуться. Вы не поверите, но в самом начале первой ректорской каденции мне пришлось несколько дней заниматься проблемой… повышения цен на пирожки в институтской столовой! Этот вопрос даже рассматривался на заседании профкома. В определенный момент я понял: если лично участвовать в решении абсолютно всех вопросов, то никогда не останется времени на серьезные дела. Поэтому я ограничил себя только стратегическими направлениями. Ректор — он, прежде всего, министр внешних отношений учебного заведения. Внутренними текущими делами должна заниматься команда заместителей. А основные заботы ректора — взаимоотношения с министерством, местной властью, финансовые и кадровые вопросы, внутригосударственное и международное позиционирование университета.

— Михаил Иванович, в юбилейные дни у вас нет желания договориться с самим собой: после 25 мая выделять больше времени на отдых, на ваши увлечения рыбалкой и путешествиями?

— Да нет! Собираюсь работать дальше в прежнем ритме. Вы знаете, я более чем уверен: если сейчас отойти от обязанностей ректора и тратить время только на науку, курирование аспирантов и хобби, то ощущение комфорта продлится два-три дня. Максимум — неделю. Бывает, я сам себе говорю: возвращайся на кафедру, будешь заниматься только наукой, появятся время и возможность спокойно путешествовать, когда тебе вздумается (это основное мое хобби), не отпрашиваясь у министра. Но понимаю, что, как только это произойдет, сразу же нахлынет огромная тоска по службе! Сейчас ректорство для меня уже не только необходимость, но и огромное желание заниматься этой работой…

— А какие вопросы возглавят ваш персональный список первоочередных дел сразу же после юбилея?

— Сейчас наибольшая проблема любого вуза — набор студентов. Это чрезвычайно важный для меня вопрос — провести успешную приемную кампанию. Ведь от количества студентов напрямую зависит обеспечение работой преподавателей.

Вторая задача — повышение качества подготовки специалистов, которое на сегодня не устраивает ни нас, ни работодателей. Университету необходимо привлекать к финансированию процесса обучения предприятия и организации, чтобы функционирование учебного процесса зависело не только от бюджета, но и от работодателей, как в западных странах. Это сложно сделать, нужны изменения на законодательном уровне, но я хочу добиться внедрения совместной с работодателями подготовки специалистов.

А еще у меня есть мечта построить в университете плавательный бассейн!..

— А если говорить не о работе? К примеру, какую точку мира вы хотели бы посетить в ближайшее время?

— Я действительно люблю путешествовать и уже успел побывать во многих странах. Но еще, как минимум, две страны я бы хотел посетить обязательно — Израиль и Японию!..

Глазами друзей

— В школе Мише учеба давалась легко, особенно точные науки: математика, геометрия, физика. Он учился прилежно, всегда был отличником, — делится воспоминаниями одноклассник ректора КНТУ по Кировоградской школе №5 Виталий Полищук. — Мы познакомились в сентябре 1961 года и, слава Богу, дружим по сей день. Я стал крестным отцом его старшей дочери, а он — крестным моей дочери…

В школьные годы я активно занимался футболом в юношеской секции “Звезды”, много времени уделял спорту и, бывало, запускал уроки. Миша часто подтягивал меня по учебе, причем его подходы уже тогда отличались принципиальностью. Вместо того, чтобы просто давать списывать, он предпочитал объяснить тему, чтобы урок пошел мне на пользу. Миша всегда был начитанным и целеустремленным парнем. Постоянно опрятный, “правильный”, к девчонкам относился не так, как мы. За косички их никогда не дергал, всегда был с ними вежлив. У директора не было ни единого повода вызвать Мишиных родителей в школу… А еще Михаил страшно любил играть в футбол! Все переменки и час-полтора после уроков мы с ним гоняли мяч на школьной спортплощадке. В футбол он играл здорово! Ведь он не занимался специально спортом, не тренировался. Но отдавал игре всего себя без остатка! Настойчивый — до драки, настырный — до победы. Должен выиграть — и все!..

Одногруппник будущего ректора по институту Владимир Радионов отмечает, что в юношеские годы Михаил Черновол был совершенно нормальным студентом, со всеми присущими молодым людям того времени достоинствами и недостатками:

— Единственное, что отличало его от других студентов, — более серьезное отношение к науке. За время учебы в институте у нас сложилась группа друзей по интересам (пять-шесть человек), а поездки в колхоз на картошку и на стройку в Тюмень только укрепили наше маленькое студенческое братство. Мы с Михаилом и товарищами два с половиной месяца работали на строительстве инфраструктуры будущего газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Жили в вагончике на берегу Иртыша, научились стелить крыши, класть кирпичи, копать — никто из нас не был белоручкой. Трудились в дождь и слякоть, спали в вагончиках спиной к спине. Для всех нас студенческий отряд “Алмаз-70” стал бесценным жизненным опытом…

Михаил всегда был пробивным парнем. Как сейчас помню, на четвертом курсе наша группа завоевала в институте первое место по успеваемости и спортивным достижениям, благодаря чему нас премировали поездкой в Киев. Днем мы ходили по музеям, а вечером кто-то отправился на танцы, кто-то — в кафе, кто-то остался в гостинице петь песни под гитару. А Миша решил пойти в театр. Тогда в Киеве, в Октябрьском дворце, как раз гастролировал МХАТ. Конечно же, все билеты были раскуплены еще за месяц до спектакля. Я не знаю, каким образом, но Михаилу дважды (!!!) без какого-либо блата удавалось доставать билеты на МХАТ! То ли он брал кассиров своей обаятельностью, то ли — настойчивостью?.. Умение добиваться своего — главная его черта!..

Нынешний проректор КНТУ по научно-педагогической работе Федор Василенко рассказывает о дебюте Михаила Черновола в науке:

— С Михаилом Ивановичем мы познакомились уже после того, как из факультета сельскохозяйственного машиностроения отдельно выделили ремонтно-технологический факультет, и мы стали “ремонтниками”. Михаил выделялся на потоке своим высоким ростом и роскошными (длинными и широкими) бакенбардами. Он всегда был душой любой компании и до сих пор остается таким. Уже в те годы Михаил Иванович отличался тягой к научно-исследовательской деятельности. На четвертом курсе Михаил серьезно занялся наукой под руководством заведующего кафедрой “Ремонт машин” Александра Терхунова. После окончания института Черновол остался работать на кафедре и готовил собственную научную работу. В то время весь межбиблиотечный абонемент института буквально работал на Черновола — на его столе лежали горы книг!… Тогда его кредо стало выражение: “Меня деньги не интересуют, меня интересуют только будущие научные достижения”. Итогом стала защита докторской диссертации, получение ученой степени доктора технических наук и ученого звания профессора, а позже — академической степени. А еще Михаил Иванович — образцовый семьянин: заботливый муж и отец. Его дочь Елена пошла по стопам отца: работает в университете, защитила кандидатскую диссертацию…

Первое выдвижение Михаила Черновола на должность ректора проходило на фоне серьезного кризиса института.

— Вуз доходил до ручки, — вспоминает близкий друг и соратник ректора Евгений Соловых. — Всем нам, выпускникам института, кто всю жизнь проработал в вузе, больно было наблюдать за таким состоянием альма-матер. Коллектив вуза жаждал перемен, и неудивительно, что предпочтение было отдано кандидатуре Михаила Ивановича, самого молодого из претендентов. Это нормально, когда выбирают молодого руководителя с прицелом на перспективу, так как с его персоной люди связывают надежды на изменения. Видите, не ошиблись! Сразу же Михаил Иванович сделал разумный кадровый ход — поставил молодого проректора по научной работе Владимира Кропивного. Институт как раз проходил аккредитацию, и нам удалось одними из первых в Украине аккредитоваться на четвертый уровень. В это время была проведена работа по реконструкции университета, вуз стал таким, каким мы его видим сейчас. Этот период можно назвать возрождением вуза практически из пепла. Недаром, когда Леонид Кучма приехал в университет, он первым делом сказал: “Здесь есть хозяин!” Михаил Черновол привел университет к процветанию, вы сами это видите…

Александр Саинсус, глава наблюдательного совета “Червоной зирки”:

— Я горжусь тем, что Михаил Черновол стал моим научным руководителем. Михаил Иванович — человек науки, и я не заметил, как он методично, постепенно, но настойчиво привлек и меня, чистого производственника, в сферу научной деятельности. В связи с недостатком свободного времени работа над диссертацией растянулась лет на пять, но за все время не помню, чтобы Михаил Иванович когда-нибудь сказал: извините, я сегодня занят, не смогу выделить время обсудить работу. Как научный руководитель Михаил Черновол — очень требовательный человек. Бывали моменты, когда я в сердцах хотел отставить диссертацию, но Михаил Иванович каждый раз переубеждал: уже столько сделано, и осталось совсем немного, нужно продолжать работу. Кандидатская диссертация — это лишь один штришок на фоне всех тех вопросов, которые совместно решались нами: друзьями и руководителями двух крупных организаций… Когда я учился в институте, там работал только один профессор. А сейчас посмотрите на профессорско-преподавательский состав университета: доктора наук, академики… За последние годы вуз значительно прогрессировал в своем развитии. Я очень горд за успехи КНТУ и понимаю, что в этом значительная заслуга его ректора…

Ученый. Ректор. Друг. Учитель: 9 комментариев

  1. Я не думаю, что Админ, выложив статью на форум, рассчитывал на одни хвалебные оды и восторженные поздравления.Не надо кривить душой. Наверняка ведь, то о чем написал Дмитрий, подумали и многие читатели "УЦ" (студенты и их родители, недавние выпускники) Другой вопрос, что здесь и сейчас, действительно , это абсолютно неуместно и крайне не тактично по отношению к человеку заслуженно уважаемому и очень порядочному! Мы ведь говорим не о награждении орденом за успехи в борьбе с коррупцией и взяточничеством. Такой человек из Украины претендовал бы не меньше как на Нобелевскую премию! А говорим о Юбилее, прежде всего, ученого и руководителя крупнейшего в области ВУЗа. И вот "ТО",скорее не его вина, а его беда! Да, можно было бы создать видимость "борьбы"( каждое утро собирать педколлектив и строго предупреждать(?) ) Но, если Комильфо понимает суть причины, то Черновол нет!!!??? Или студенты собрались когда нибудь и пришли к ректору с жалобой на препода, а он послал их "куда подальше"? Что то я не слышал об этом. Я ни в коей мере не хочу быть адвокатом М.И.Ч., но давайте быть реалистами.Корень зла очень глубок и таится он в нас самих, а живится безнравственной и беспринципной политикой меняющихся у власти "наших слуг", которые, кстати, великолепно справляются сегодня только с одним — "безболезненно" то украинизируют то русифицируют наше общество!

  2. В Советском союзе в образовании молодежи было больше определенности, порядка и стимулов учиться, чем сейчас. В нынешнее время молодым людям тяжело учиться с осознанием того, что по окончанию вуза с красным ли, синим, зеленым или фиолетовым в крапинку дипломом они, по сути, никому на фиг не нужны. Работодатель тупо требует стаж, которого, естественно, не может быть у новоиспеченного специалиста. Есть ли стимул грызть гранит науки у сегодняшнего прагматичного студента? Не проще ли, действительно, заплатить преподу и не морочить себе голову всякими непонятными, трудно усваиваемыми науками? В обществе, где деньги решают все, мало кто готов к подвигу абсолютно честным путем добиваться вожделенной цели. Тем более, когда сама окружающая жизнь сплошь и рядом демонстрирует примеры того, как заплатил, кому надо и сколько надо – стал начальником, или воспользовался блатом – благополучно, с перспективой, устроился. Сейчас, к сожалению, стали для молодых людей приоритетными быстро и относительно легко приобретаемые деньги и блат с широкими возможностями, а не мало ценящиеся знания и потраченные на их приобретение силы и время.
    И еще. Наша экономически слаборазвитая страна не может обеспечить достойной работой и зарплатой всех молодых специалистов, которых выпускают наши вузы в громадном излишестве. А закон экономики неумолим: если товара слишком много, он падает в цене. А если у студента нет хорошей или хотя бы нормальной перспективы, нет и желания хорошо, осознанно учиться, учиться не только ради стипендии. Отсюда все извращения нашего высшего образования. Это порочный замкнутый круг, который, может быть, разорвет с каждым годом уменьшающееся число абитуриентов из-за демографического кризиса начала 90-х годов и, как следствие, ликвидация многих расплодившихся, явно лишних мелких частных учебных заведений.
    И скажите мне теперь, Дмитрий, причем тут Михаил Иванович — Человек с большой буквы; Человек мудрый и все понимающий, которому вы в подметки не годитесь; Человек, достойный глубокого уважения (в отличие от вас, Дмитрий), но которого вы, не вникнув в суть происходящего, совершенно бестактно, по-хамски, обливая грязью, решили сделать виновным за все пороки нашей образовательной системы. Кто вы после этого, как не обиженный на весь мир злопыхатель и, по совместительству, провокатор?

  3. Есть люди,после встреч с которыми сам становишся лучше,чище,добрее…Простого человеческого счастья,мира и добра Вам и вашему дому,уважаемый Михаил Иванович.

  4. В КНТУ есть достойные люди.Ну а взяточники служат во всех кировоградских вузах.Отмечу,КНТУ безболезненно прошел "украинизацию".Что делалось в педуниверситете-особая песня.

  5. Этот Дмитрий всеми не доволен, судя по тем комментам что он писал во время президентской гонки (обзывал президента и писал всякий бред) и по другим резонансным статьям. Наверное он какой-то неудачник или человек в которого задача писать все отрицательное, что мир — гавно и в нем живут одни уроды. А ведь это не так, в мире полно позитива, в Кировограде полно нормальных людей, политиков, учителей, общественных деятелей, бизнесменов. Это мое мнение.

  6. Дмитрий, мы с друзьями закончили КИСМ, стали успешными людьми, каждый год ходим на встречи выпускников и очень надеемся, что вас там не увидим. В нашем вузе учились разные люди, но такого м..ка еще не было! Нагадить под такой статьей, в такой день и такому Человеку — это ж каким ничтожеством надо быть! Воистину, в семье не без урода.

  7. Солидарен с Сержем. Не хочешь учиться, плати деньги. Дмитрий забыл написать, что может студенты сами дают деньги препадам, потому что не хотят учиться и ходить на пары. Я лично заканчивал 2 учебных заведения. В Машиностроительном техникуме я получил базу, могу сказать что действительно научили экономике и финансам, дали толчок для развития в данной сфере. А в КИРУЭ уже пришлось платить при возможности (не всегда правда) и не ходить на пары, т.к. зачем учить одно и тоже. Я считаю это нормальным. Но во всем должна быть мера и понимание, с препадами нужно найти компромисс. Другое дело когда ты учишь все, уверен что знаешь предмет лучше других, а препад начинает тебя специально загонять и открыто говорить о деньгах, учи не учи а бабло давай, — вот это уже беспредел, в КНТУ как раз этого нет я думаю.

  8. Все зависит от желания студента. Хочешь знания — получи в полном объеме и бесплатно. Хочешь диплом — изволь рассчитаться. Ведь бесплатных котлет не бывает. За все надо платить. Либо старанием и трудом, либо родительскими деньгами!

  9. А почему Вы, Михаил Иванович, не говорите, что техуниверситет наиболее коррумпирован? Никому не советую поступать в КНТУ!! В школе больше учат чем там! Наверное не зря ходят слухи, что с дипломами техуниверситета сложно на работу устроиться! Процентов десять там ДЕЙСТВИТЕЛЬНО преподаватели работают, которые учат!! Остальные 90% это ВЗЯТОЧНИКИ, которые так и ждут бабло от студентов! Почему господин Черновол КНТУ заканчивают с красными дипломами (!) больше студентов, чем в других вузах, а знаний полный ноль!!!? Почему на парах 4-5 курса с группы 30 человек присутствуют максимум 10-12?? Почему можно год не являться на пары, а в зачетке все будет "отлично"?! Почему с группы дипломы пишут 5-6 человек, а все остальные покупают диплом?? Почему Госэкзамены продаются?? я уже не говорю о зачетах, курсовых и т.д!. Это просто ГАНЬБА!! Только не говорите, что этого там нет, и всё что я написал это вранье!! Вам просто никто не поверит!

Добавить комментарий