Повторите и запомните: Эйяфьятлайокудль

15 апреля все новостные службы мира облетела новость – в Европе произошел серьезный природный катаклизм: исландский вулкан с труднопроизносимым названием Эйяфьятлайокудль проснулся. Извержение облаков пыли на юге маленького островного государства началось в ночь на 14 апреля, и сколько ледниковый вулкан будет бушевать – до сих пор неизвестно. Из зоны бедствия было сразу же эвакуировано около 800 человек. Тогда бедствие касалось только Исландии. Но уже на следующий день оно напрямую задело всю Европу. 15 апреля из-за выбросов вулканического пепла ряд стран на севере Европы вынужден был закрыть свое воздушное пространство.

Справка «УЦ». Общие потери европейской экономики в результате деятельности исландского вулкана приближаются к 4 млрд евро, а потери туристического сектора составляют около
1 миллиарда евро. Что касается потерь авиакомпаний, то они оцениваются в 1,5-2,5 млрд евро. В то же время еще остается подсчитать ущерб, нанесенный промышленным предприятиям из-за отмены грузовых рейсов.

21 апреля все аэропорты Европы открылись. Однако расслабляться путешественникам рано — периодически Эйяфьятлайокудль напоминает о себе выбросами массивных облаков пыли. Несмотря на это, главный международный аэропорт Исландии — Кефлавик, расположенный неподалеку от Рейкьявика, открыт. При этом на все вылеты пилотам по-прежнему необходимо получать специальное разрешение.

Британское авиационное управление NATS первым распорядилось закрыть аэропорты Эдинбурга, Глазго и Абердина. Позже ведомство объявило о закрытии своего неба в целом. «Любые полеты будут запрещены, по меньшей мере, до 18 часов по местному времени» – говорилось вначале. Однако воздушное пространство Соединенного Королевства оказалось наглухо заблокированным на целую неделю.

Днем 15 апреля перестали работать аэропорты Ирландии, Нидерландов, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии. Вечером отменили любые рейсы в Брюсселе, Роттердаме. Исландский пепел затронул даже Францию: так, 16 апреля были запрещены перелеты из парижского аэропорта Руасси-Шарль де Голль по направлению в Лондон, Шотландию, Копенгаген, Осло. При этом, как ни парадоксально, аэропорт Рейкьявика работал в нормальном режиме.

В пятницу, 16-го, в мире не взлетело в воздух более шести тысяч авиалайнеров. В Германии вулкан парализовал работу 10 аэропортов, включая франкфуртский – один из самых крупных в мире. Воздушное пространство было закрыто для гражданских полетов в 12 государствах Европы, в том числе в Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Эстонии, Польше, Беларуси, Латвии, Литве, Украине, России…

По 21 апреля включительно были отменены около 100 тысяч рейсов, что затронуло по приблизительным подсчетам около 10 миллионов пассажиров.

В новостях то и дело давали прямые включения с места событий – люди, вынужденные проводить сутки в аэропортах, на разных языках возмущались, переживали, рассказывали о своих сорвавшихся планах.

Одним из таких «счастливчиков», оказавшихся в нужное время в нужном месте, был и Роман Синицкий, менеджер по продажам Сбытовой компании «Червона зирка». На второй день после извержения Эйяфьятлайокудля Роман должен был возвращаться из Латвии, где был в командировке, домой, в Украину. Срок действия Шенгенской визы у него заканчивался именно 16-го, что доставило молодому человеку в свете недавних событий ряд дополнительных проблем.

– Я вообще не знал, что в Европе что-то происходит. Понимаете, командировка, дела, телевизор не включал. Утром собрался, вызвал такси и поехал в рижский аэропорт с небольшим запасом по времени, – говорит Роман. Он очень удивился, когда таксист начал что-то говорить о проблемах с самолетами, мол, вез рано утром англичан, так они до сих пор не улетели. – Что такое, думаю?

От этого таксиста Роман узнал о вулкане. Но всерьез эту информацию не воспринял, думал – где вулкан, а где «Борисполь»? Но когда прибыл в здание рижского аэровокзала и увидел толпы людей, заполонивших первый этаж, очереди, тянущиеся прямо на улицу, сразу же понял: творится что-то экстраординарное.

– Табло графика рейсов пестрело надписями «рейс отменен», это касалось скандинавского и северного направлений. Нашел Киев. Нормально – сказано, что пока ничего неизвестно. Надо ждать.

Здание аэропорта, вспоминает Роман, было переполнено людьми. Они сидели, стояли, лежали на сумках. Вокруг сновали репортеры с местного телевидения. «Не могу домой улететь, что происходит?» – наперебой говорили в камеры незадачливые пассажиры. Хуже всего пришлось гражданам стран, не входящих в Евросоюз, у кого в Риге была запланирована пересадка. Транзит не предполагает получения Шенгенской визы, поэтому россияне, белорусы, казахи даже покинуть здание аэропорта не могли, их не выпускали за его пределы пограничники.

– Именно в рижском аэропорту очень многие европейские и трансатлантические рейсы делают посадки. Поэтому скопление народа образовалось еще то. Плюс сами латыши очень мобильные, в стране кризис, и они летают за границу на работу – вот все и ждали своей участи с билетами на руках. Я видел футбольную команду, спортсмены тоже не могли улететь на ответственный матч, – говорит Роман. – Тогда еще люди, видимо, не понимали, что европейское воздушное пространство парализовано не на несколько часов, и даже не на одни сутки. Поэтому аэропорт не покидали, пытались обменять билеты на более позднее время в других авиакомпаниях. Все сидели с ноутбуками на руках и пристально следили за постоянно меняющейся информацией.

Роман, выстояв длиннющую очередь к стойке «Аэросвіта», билет тоже перебил, наконец-то узнав, что его рейс все-таки отменили окончательно и бесповоротно. Но если ведущая прибалтийская авиакомпания Air Bаltic в первые сутки природного катаклизма предоставляла гостиницы своим клиентам, то украинский перевозчик, естественно, об этом не позаботился. Пришлось возвращаться в гостиницу и продлевать номер уже за свой счет.

Благо, деньги у нашего собеседника на то время еще были, но тут же возникла следующая проблема – его виза заканчивалась сегодня. Что делать?

– Я позвонил в украинское посольство – за консультацией. Но никто о своих гражданах там не заботится. Мне хамовато и настойчиво посоветовали сегодня же покинуть территорию Латвии, а на вопросы, связанные с вулканом, ответили – ты открывал визу в Литве, вот туда и обращайся, а как мне туда добраться, не их проблемы, – разговор с посольством Украины зашел в тупик. Тогда Роман обратился в инфоцентр аэропорта, связался с пограничниками латвийской стороны, выяснил, что надо каждый, не по своей воле просроченный день, брать документы-выписки, что самолеты в это время не летали.

– На пересечение границы в аэропортах эти бумаги, продлевающие визу, действуют. Но вот с сухопутным транспортом могут быть проблемы, так мне сказали, – вспоминает Роман.

Вечер он провел в Интернете, а утром 17-го выяснилось, что уже закрылся и «Борисполь». Когда откроется – неизвестно. По утрам и в субботу, и в воскресенье Роман ездил в аэропорт – отмечаться. Отстаивал очередь, менял билеты… В выходные людей в здании аэровокзала поубавилось – жители стран Евросоюза переехали в гостиницы.

Деньги у Романа подходили к концу. Пришлось переселяться в отель подешевле. Параллельно с поездками в аэропорт узнавал и об автобусных рейсах. Несколько дней – безнадежно. Билеты были выкуплены давно.

На четвертые сутки вынужденного пребывания в Риге деньги закончились совсем. Правда, в этот день аэропорт в Борисполе вроде бы открылся, и первый самолет сообщением «Вильнюс-Киев» приземлился на украинской земле. Однако из Риги по-прежнему не выпускали.

– Я уже устал ждать. Поменял, правда, в очередной раз билет на 20-е, но решил на всякий случай спросить, что там с автобусом. И вдруг – счастье! – остался последний билет на маршрут Рига-Львов через Польшу.

Предпоследним обладателем заветного места оказался американец, который ехал рядом с Романом в Украину. Он рассказывал, что просто любит путешествовать и направляется вообще-то аж в Грузию. Задержка на 4 дня его вывела из себя, но маршрут гражданин США решил все-таки не менять. Из Львова будет добираться в Тбилиси, а что делать?..

Так Роман Синицкий вместо 2,5 часов в небе провел в дороге двое суток, с облегчением прошел польско-украинскую границу, потом через Киев доехал в родной Кировоград.

– Я не очень паниковал, раздражало только одно – отсутствие четкой информации по работе авиакомпаний. Но, вы знаете, даже вулкан не в состоянии меня вывести из себя. Более страшно было в Грузии, когда я там застал осенью прошлого года землетрясение. А сейчас… Просто приключение, – улыбается Роман.

Хоть название исландского вулкана наш собеседник так и не выучил, зато изображение гигантской извергающейся горы Эйяфьятлайокудль по приезде установил на заставку в мобильном телефоне. На память…

Нам удалось поговорить не только с Романом, но и (не поверите!) связаться с Исландией, расспросить самого что ни на есть местного жителя о событиях периода активности вулкана и о нынешней ситуации. Гудмундур Магнуссон имеет к нашему городу непосредственное отношение – он женат на кировоградке. Поэтому дал исчерпывающие ответы на наши вопросы.

Семья Магнуссон живет в Кефлявике, всего в 280 километрах от вулкана, всполошившего весь мир. Пепла над Исландией не было, рассказывает Гудмундур, ветер сразу же отнес облако в сторону Европы. Какое-то время после извержения компания Islandair продолжала работу, так как самолетам ничего не мешало взлетать из аэропортов острова. Но, поскольку были закрыты европейские аэропорты, работу пришлось приостановить.

«Паника была везде, кроме Исландии, – говорит Гудмундур Магнуссон. – Да, потряхивало, но здесь постоянно трясет, мы живем на вулкане и уже привыкли. Все структуры продолжают работать в обычном режиме».

Как только проснулся первый вулкан, в горах образовалась расщелина, из которой спокойно вытекала лава. Опасности это не представляло. Напротив, зрелище было впечатляющее. Местные власти сразу же оборудовали смотровую площадку для туристов, пожелавших полюбоваться незабываемой картиной. Именно этот вулкан «забрал» мощность следующего проснувшегося вулкана – Эйяфьятлайокудль. Кстати, Гудмундур перевел нам название вулкана. «Эйя» – остров, «фьятла» – гора, «йокудль» – снежная вершина.

Но европейская паника все-таки не могла не сказаться на Исландии. Местные жители стали переживать по поводу утраты работы. Дело в том, что из этой северной страны в Европу поставляется довольно много морепродуктов. Это один из основных видов деятельности государства. Ввиду закрытия множества аэропортов поставлять продукцию было временно невозможно. И это стало, пожалуй, самой серьезной и единственной проблемой Исландии, причиной которой стал Эйяфьятлайокудль.

Добавить комментарий