Кировоградщина: полёт длиной в столетие

Продолжение. Начало в №№ 8, 10-16 за 2010 год.

Осенью 1957 года на аэродром близ Александрии был перебазирован 51-й гвардейский военно-транспортный авиационный полк. С этого момента началась «кировоградская» история подразделения, которое накоротке в дальнейшем именовалось «александрийский вертолётный полк». Афганистан и Чернобыль, Чехия и Молдова, Турция и Конго – в небе этих в разное время горячих точек кировоградские вертолётчики оставили свой след. А многие, к сожалению, — и жизни…

Размещался полк, оснащенный новейшими на то время вертолетами Ми-4, на аэродроме Куколовка в 15 километрах от Александрии. На Кировоградщину он был передислоцирован из Николаевска-на-Амуре. К этому времени полк уже был гвардейским, с августа 1945-го выполнял боевые задания на территории Монголии – обеспечивал советские войска ГСМ, продовольствием, перевозил раненых, принимал участие в высадке десанта.

В мае 1946 года полк перебазировался на аэродром Комсомольск-на-Амуре и приступил к полётам по освоению воздушных трасс над Чукоткой, Курильскими островами, Сахалином, Камчаткой и островом Врангеля, отрабатывая полёты в сложных метеоусловиях. В 1952 году принял участие в ликвидации последствий землетрясения на острове Симсю.

С января 1958 года, пятнадцать экипажей части было подготовлено к боевым действиям. В том числе наши вертолетчики спасали людей во время паводков на реках Украины, проводили ледовую и метеорологическую разведку, несли дежурство по обеспечению полётов космических аппаратов и осуществляли их поиск после приземления, обеспечивали работу оперативных групп во время испытания ядерного оружия. Отдельные экипажи бывали в командировках до шести месяцев в году…

В 1968 году, с августа по октябрь, две эскадрильи полка (20 экипажей) выполняли правительственное задание в Чехословакии – более 400 вылетов на сопровождение танковых колонн…

Через четыре года на вертолетах Ми-8 эскадрильи полка тушили пожар в Подмосковье…

В 1974 году полк был награждён Красным знаменем Киевского военного округа. Ему было присвоено почётное звание «Отличный», которое он удерживал до 1979 года. Отдельный гвардейский вертолетный полк был занесен в Книгу Почёта военного округа.

А дальше был Афганистан. В январе 80-го первая полковая эскадрилья из 112 офицеров, 22 прапорщиков и 14 солдат была направлена для выполнения задания в ДРА. Через год туда же отправилась ещё одна, затем – ещё одна, а в 1983 году из состава полка в Афганистан для доукомплектования других воинских частей было откомандировано 10 офицеров и 10 прапорщиков. Ещё две эскадрильи ушли в афганское небо в 84-85-м годах.

За это время полк потерял 11 летчиков. Вот их имена.

Гвардии подполковник Иван Пиянзин (на фото) – уроженец Пензенской области, прибыл в Афганистан в августе 1985 года вместе с личным составом авиационной эскадрильи вертолётов Ми-8. Как опытный командир, он выполнил 430 боевых вылетов в простых и сложных метеорологических условиях, днём и ночью. Ночью 21 февраля 1986 года подполковник Пиянзин проводил воздушную разведку огневых средств противовоздушной обороны противника в окрестностях аэропорта Кабул. Вертолёт был поражён ракетой класса «Земля-воздух», загорелся в воздухе и начал терять высоту. Иван Фёдорович приказал лётчику-оператору покинуть вертолёт, а сам повёл повреждённую машину в сторону от города, чтобы избежать падения на жилые кварталы. В воздухе вертолёт взорвался, и Пиянзин погиб. Награждён орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени и посмертно орденом Красной Звезды. Похоронен он на кладбище города Александрия Кировоградской области. В честь гвардии подполковника Пиянзина одна из улиц города Александрия названа его именем.

Гвардии майор Александр Артамин – родом из Казахстана. В Афганистане выполнил почти 70 боевых вылетов. 18 октября 1983 года его вертолёт осуществлял десантирование афганских военнослужащих в районе водохранилища Каджакай. Несмотря на сложную боевую обстановку, ему удалось выполнить боевое задание. Но на взлёте его уже пустой вертолёт был обстрелян и вместе с экипажем взорвался в воздухе. Кроме майора Артамина, тогда же погибли его однополчане — знаменчанин старший лейтенант Алексей Зверев и лейтенант Николай Ващутин. За мужество и отвагу посмертно они были награждены орденами Красной Звезды…

Ростовчанин майор Анатолий Шрамко был сбит 5 сентября 1981-го — при выходе из атаки его вертолёт был сбит у горы Шинданд. Упав на склон горы, его боевая машина сгорела. Шрамко погиб. Посмертно он был награждён орденом Красного Знамени.

Старший лейтенант Сергей Астионенко (на фото) в Афганистане был дважды: с марта 1980 по сентябрь 1981 года в составе экипажа вертолёта Ми-8МТ, а затем – с августа 83-го.

В составе экипажа совершил 540 боевых вылетов, во время которых было уничтожено 9 опорных пунктов противника, эвакуировано около 200 раненых. Из общего личного налёта 750 часов свыше 600 выполнено им в небе Афганистана. 5 июля 1984 года при доставке боеприпасов и продовольствия на высокогорную площадку его вертолёт был обстрелян, и Астионенко погиб. За мужество и отвагу Сергей Александрович Астионенко был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Похоронен на своей родине, в Херсоне.

2 апреля 1984 года в Афганистане в авиакатастрофе погиб лейтенант Виталий Лебедев…

В этот же день (!) в афганском небе погиб экипаж старшего лейтенанта Юрия Чепкасова. Экипаж под его командованием выполнял задание по высадке разведывательной группы в районе населённого пункта Лашкаргах провинции Гильменд. При заходе на посадку вертолёт был обстрелян противником из крупнокалиберных пулемётов, получил повреждения, загорелся и взорвался в воздухе. Чепкасов вместе с экипажем – в том числе однополчанином лейтенантом Виталием Ковальским и пассажирами погиб. За проявленное мужество оба посмертно награждены орденами Красной Звезды.

2 марта 1986 года при возвращении с боевого задания был обстрелян и взорвался вертолет лейтенанта Алексея Емельшина. За мужество и отвагу Емельшин был посмертно награжден орденом Красной Звезды.

Интернациональный долг в Афганистане выполняло 547 военнослужащих полка (347 офицеров, 159 прапорщиков и 14 солдат срочной службы). 96 человек побывали в Афганистане дважды. Как бы сейчас ни расценивалось пребывание советских войск в ДРА, кировоградские небесные гвардейцы проявили в афганском небе качества действительно элитного подразделения. Так, за мужество и героизм, проявленные при выполнении своего интернационального долга, были награждены орденом Красного Знамени 5 человек, орденом «За службу Родине в ВС СССР» — 128 человек, медалью «За отвагу» — 15 человек, медалью «За боевые заслуги» — 92 человека, медалью «От благодарного афганского народа» — 210 человек.

Рядом с экипажами «кировоградского» 51-го ОГВТАП в Афганистане несли службу и летчики — уроженцы Кировоградщины в составе других подразделений. В Помошной есть могила лейтенанта Сергея Ешина, который, совершив на вертолете Ми-24 более сотни боевых вылетов, был подбит и сгорел вместе с экипажем. В Херсоне похоронен уроженец кировоградского села Олено-Косогоровка капитан Леонид Ковалев – его вертолет сбили неподалеку от Кандагара 10 января 1982-го. В селе Протопоповка Александрийского района покоится старший лейтенант Юрий Кононов, совершивший почти 250 боевых «афганских» вылетов. Сбит 10 июля 1985-го. Через семь дней после аварии вертолета во время выполнения боевого задания, 18 октября 1985 года в госпитале от полученных травм скончался старший лейтенант Александр Переведенцев. Похоронен на родине, в Кировограде… Все они посмертно награждены орденами Красной Звезды.

В апреле 86-го в Чернобыль кировоградские вертолетчики вылетели практически сразу – для работы над 4-м блоком ЧАЭС в распоряжение командующего Киевским военным округом было передано 14 экипажей вертолётов Ми-6 и 12 — Ми-8.

Только в этом году в ликвидации аварии приняли участие 163 военнослужащих полка – почти полтысячи вылетов, 764 тонны груза, сброшенного над реактором. Восемь десятков кировоградских вертолетчиков-гвардейцев получили облучение от 17 до 37 рентген. А 2 октября при дезактивации 4-го блока АЭС в авиационной катастрофе погиб старший механик авиационного вооружения и десантного оборудования гвардии старший прапорщик Николай Ганжук… Полсотни военнослужащих полка получили «за Чернобыль» государственные награды. За последующие четыре года над зоной отчуждения поднимались почти четыре сотни вертолетчиков…

Потом полк помогал пограничникам на границе с Молдовой, три экипажа Ми-8 в марте 93-го снимали людей со льда на Кременчугском водохранилище – 88 человек за 12 вылетов…

Осенью 93-го три полковых экипажа Ми-8 вывезли более тысячи человек во время наводнения в Закарпатье – 167 полетов, более ста тонн грузов. В 1998-99 годах наша бригада была признана лучшей в Национальной гвардии Украины!

В том же 1999-м отдельная вертолётная бригада Национальной гвардии Украины (таким к тому времени был статус бывшего 51-го полка) была переведена во внутренние войска Министерства внутренних дел Украины, через год части вернули звание «гвардейской». Однако специфика работы вертолетчиков не изменилась — в 2000-2001 годах экипажи части на пяти вертолётах Ми-8 принимали участие в тушении пожаров на территории Турции. В феврале 2001 года они снова спасали людей на льду Кременчугского водохранилища, – на этот раз подарив вторую жизнь шести десяткам человек. Через несколько месяцев полковые экипажи прибыли в Конго – по миссии ООН выполняя перевозку грузов, пассажиров и горюче-смазочных материалов. Искали и спасали людей, эвакуировали раненых и больных. Почти 2,5 тысячи полетов (часов – в два раза больше), около 12 тысяч пассажиров, без малого тысяча тонн грузов… Затем, в 2003-м, была Западная Сахара – часы, вылеты, тонны, люди…

Продолжение следует.

Кировоградщина: полёт длиной в столетие: 1 комментарий

  1. А в качестве кого находились вертолетчики в ДРК и Западной Сахаре?

Добавить комментарий