Когда экономика в коме

Вот уже второй месяц страна, а вместе с ней и область живут без бюджета. К слову, подобный прецедент в истории независимой Украины — первый за 10 лет, истекших с момента принятия действующего сейчас бюджетного законодательства. Волей-неволей задаешься вопросом: а чем же, собственно, чревато для Кировоградщины финансирование по пресловутой схеме 1/12? И вообще — чревато ли чем-либо нехорошим? Как оказалось — очень даже. Ситуацию для читателей «УЦ» обрисовал человек, которому разбираться в вопросе положено по должности — глава Бюджетного комитета Кировоградского областного совета, депутат облсовета (фракция ПР) Николай Ковальчук.

По его словам, сегодня мы имеем даже не бюджет «проедания», а бюджет топтания на месте — нет четкой картины пополнения финансовых ресурсов местных бюджетов, нет возможности инвестиций в областной бюджет за счет государственного. Нет движения. Нет развития. Единственное, чем успокоил нас Николай Михайлович, — так это то, что хотя бы на финансирование этой самой 1/12 у государства денег пока хватает:

— Мы выполнили план поступлений в местные бюджеты в январе, и идем по графику поступлений в феврале. Это хороший знак — все-таки мы «упали» не слишком глубоко. Хотя нужно откровенно сказать: ноша, которая ляжет на плечи нового правительства, будет очень тяжелой. Так, Кировоградская область, как и в целом государство, отброшена по многим показателям на 3-5 лет назад. В то же время на сегодня бюджет дает нам возможность лишь осуществлять социальные выплаты — пенсии, пособия в рамках прошлогодней бюджетной нормы, платить бюджетникам зарплаты и оплачивать энергоносители. Мы не можем повысить социальные стандарты — по сути, выполнить закон, не можем сдвинуть с места экономику. Программы, принятые областным советом — а их более 50, — сейчас не имеют источников финансирования, они заморожены. Чем позже будет принят бюджет, тем меньше у нас останется времени для работы по нашим программам, и их выполнение окажется под большим вопросом. Более того, в прошлом году область по местным бюджетам сработала хорошо, и на 1 января 2010-го мы получили по областному бюджету 22 миллиона гривен остатков и по сведенному бюджету — около 60 миллионов. Так вот, эти деньги у нас как бы есть, они лежат «в кармане», но мы не можем их использовать, — отмечает Ковальчук.

Естественно, «замороженными» оказались целый ряд строящихся объектов, кроме того, ряд болезненных вопросов, так сказать, областной специфики не двигаются с места:

— Что касается наших макроэкономических направлений, то в первую очередь хотелось бы, чтобы новое правительство обратило внимание на буроугольный комплекс, в частности, задолженности компаний, арендующих предприятия комплекса, перед его работниками, которые сегодня достигают уже 40-45 миллионов гривен. Кроме того, остро стоит вопрос о субвенции для завершения работ по Новоконстантиновскому месторождению урановых руд. Сейчас все это заморожено. Кроме того, мы начали реконструкцию ряда объектов — театра имени Кропивницкого, краеведческого музея, начато строительство школы-лицея на ул. Ленина в Кировограде. Эти работы сегодня также заморожены, — поясняет глава Бюджетного комитета.

Но на самом деле то, что не строится (или не достраивается) новое, — далеко не самое страшное во всей ситуации:

— У нас есть очень много объектов, находящихся в аварийном состоянии либо в состоянии, которое может повлиять на сохранность материальных ценностей. Так, например, сегодня подтапливается здание художественного музея в Кировограде, нужно срочно провести реконструкцию областной филармонии, которая вскоре будет не в состоянии функционировать на должном уровне. Как раз на следующем заседании сессии облсовета мы будем принимать документ о программе обновления и строительства основных фондов совместной собственности территориальных общин. К слову, эта программа — первая в Украине, она не имеет аналогов. Речь идет о целом ряде библиотек, областной больнице, детской областной больнице, наркодиспансере, специализированных школах, гериатрических учреждениях и так далее, износ которых на сегодня доходит до 60%, там высокая аварийность. И эти вопросы сегодня также не могут быть реализованными. Попросту говоря, если, не дай Бог, случится серьезная авария, нам придется развести руками и сказать, что у нас нет средств. Притом, что деньги, как я уже говорил, на самом деле есть — только пользоваться ими мы не можем. Кроме того, у нас есть специальные фонды — например, фонд охраны окружающей среды, из которого финансируется строительство целого ряда объектов, начатых в последние годы, например, очистные сооружения города Новомиргорода — там нужно всего 600 тысяч дофинансировать, и объект можно вводить в эксплуатацию. Отдельный разговор — о состоянии дорог, которые не за что будет приводить в порядок после того, как сойдет снег. Жизнь замерла. Это даже не топтание на месте, экономика и бюджет сегодня находятся в состоянии комы, — констатирует Ковальчук.

В общем, сегодня уже не так важно, кого за сложившуюся ситуацию благодарить — «строптивую» Раду или премьера-популистку. Взмолиться просто хочется: уж устаканьтесь как-нибудь там, люди добрые, и примите бюджет. Хоть приблизительно адекватный, «хоть тушкой, хоть чучелом». Ведь из комы — либо в палату интенсивной терапии, либо на кладбище…

Когда экономика в коме: 20 комментариев

  1. Я Г-н Скотт Андерсон, репутацией, законные, сертифицированный, надежный и аккредитованных кредитора. Я деньги из кредита физическим и юридическим лицам, нуждающимся в финансовой помощи. Есть ли у вас плохой кредитной или вам нужно денег, чтобы платить по счетам? Я хочу использовать этот носитель для проинформировать вас, что я сделать надежную помощь бенефициару, я буду рад дать вам кредит под 3% годовых фиксированной ставке. Что можете сказать о банковском займе от них?? Не разочарованы, если они отказе в выдаче кредита. Я ненавижу то, что банки делать, когда клиенты / потребители готовы одолжить деньги, даже с залогом и действительные документы. Я надеюсь, дает мне возможность служить вам. Вышлите мне по электронной почте мне в ответ на мой andersonlimsloanfirm@gmail.com по электронной почте, и я сделаю все от меня зависящее, чтобы помочь вам в плохой финансовой ситуации.

  2. мне все понятно, по эконом.постам!
    все нормально и правильно Шевченко!
    Яник сделает Украину процветающей, а Юлю под хвост…

  3. Ніхто не каже, що це Тимошенко підняла податок до 15%, його піднімали ще за часів Азарова, але саме Азаров в той час першим запропонував податкову реформу, деякі податки піднімали, а деякі й опускали, але в той час економіка була на підйомі, і приріст ВВП збільшувався на 5-7 % в рік. Саме дії теперішнього уряду і всієї вертикалі влади довели економіку до такого стану, а особливо бізнес! Є "прогавини" як в цього уряду, так і в попередніх. Ідеальних урядів не буває, але люди стали біднішими саме при цьому уряді. Кризові явища, спонукають саме зараз, як ніколи робити реформи в країні. Але теперішній уряд цього не робить! Я впевнений, що новий Президент, новий уряд зробить ці реформи. У Януковича є така програма по оживленню економіки та підняттю внутрішнього попиту населення. В Україну запрошені провідні світові економісти, які «підкорегують» програму Президента та дадуть рекомендації по програмі в цілому. Програма вже створена, на період 2010-2015 р.
    Але в цілому, якщо прийняти один закон по стимулюванню бізнесу, а саме – «надання податкових канікул», то він «як моно закон» не спрацює! Тому командою Президента підготовлений комплекс заходів на відновлення економіки, саме реформами як податкової, судової, реанімацію фінансової системи тощо. Саме комплексом заходів ці закони зможуть запрацювати!!!

    ИНГА
    — Да, действительно, правительство может разработать стимулы для банков, что бы снизить кредитные ставки, но рычагов прямого воздействия они не имеет.

    Саме Уряд та НБУ можуть впливати на фінансовий сектор (хоча вони незалежні органи). Від результатів роботи уряду залежить стан фінансового сектору в цілому, звідси «випливає» і відсоткові ставки і курс гривні, також можна сказати про вплив облікової ставки на кредитування секторів економіки, рефінансування банків НБУ. Уряд разом з НБУ при правильній політиці (без особистих «преференцій») можуть стабілізувати ситуацію та мати прямий зв’язок на фінансову систему в цілому. Чого нажаль мі вже 5 років не спостерігаємо!

    ИНГА
    — Но в одном Вы правы — давайте подождем не 5 лет, а хотя бы год.

    У мене до Вас запитання: — хоч один провідний світовий економіст, зможе за такий короткий термін зробити реформи, вивести з такої «глибокої чорної діри» країну? Для цього потрібно як мінімум 2 роки! Перші кроки будуть зроблені, будуть прийняті комплекси заходів у всіх сферах економіки, але результати будуть очевидні через 1,5 – 2 роки. Відразу можна прийняти комплекс заходів по запуску кредитування та стабілізації курсу гривні. Курс гривні може бути стабільним, але для початку потрібно прийняти бюджет!

  4. Вообще ошибки, допущенные при написании "на скорую руку" — это мелочь, главное суть написанного!

    Конкретизируйте свое недовольствие по экономическим тезисам, а не занимайтесь пустословством! Статья редакции ведь на экономическую тему, а не орфографическую!

  5. Шевченко: извините, не сразу отвечаю. Вы, видимо, не поняли моего поста. В вашем письме под девизом "как экономист объясняю" такое невероятное количество ошибок и описок, которое, собственно, и дало мне основания высказать свое мнение о вашей безграмотности. Человек, претендующий на звание специалиста с обязательным высшим образованием, просто обязан грамотно выражать свои мысли. Вот и все.

  6. Готова спорить, что налоговых каникул в том смысле., котором мы хотим их видеть не будет.
    Закон о котором мы говорим подготовлен правительством. Кроме того, вы совершено правы, что не премьер его принимает, поэтому все обвинения в адрес Тимошенко, что она подняла налог до 15% — беспочвенны.
    Да,действительно, правительство может разработать стимулы для банков, что бы снизить кредитные ставки, но рычагов прямого воздействия они не имеет.
    Но в одном Вы правы — давайте подождем не 5 лет, а хотя бы год.

  7. Серж и Тарас видно сразу что тимошенковские ребята. Гонят лиш бы гнать, не мотивируя свои слова, если у вас ребята есть притензии к тексту что написал Шевченко то, напишите конкретно, что не так?. Инга написала и получила ответы на ее тезисы! А сказать просто что все фигня, это из ряда ТЮЛЬКИ, "если ты против Тимошенко значит ты бандит, не украинец, не экономист, вор, РЕГИОНАЛ и т.д."
    Шевченко А. написал объективное мнение и все правильно, молодец!!!!
    Нужны новые идеи и новые подходы, нужно выводить экономику с кризиса только не популярыми методами, а не популизмом, как Тимошенко делает..

  8. Для Инги
    «1.2003 год. Премьер Янукович. Принимаеться ЗУ "О налоге с доходов физических лиц", предусматривающий ставку налого обложения 13% с переходом на 15 % с 2008 года. Что в 2008 году было и сделано.»
    Премьер не принимает законы, принимают депутаты

    «2.Не премьер назначает ставки кредитования.»
    Не назначает, но имеет все возможности для ее регулирования

    «3. Налоговые каникулы в наше время не возможены — это утопия и популизм. За счет чего будет наполняться бюджет?»
    Насколько я знаю предлагаются налоговые каникулы для нового бизнеса, на 5 лет, для возможности встать на ноги

  9. 1. Налоги можно повышать если идет рост экономики, но не на большой %, но это была вообще их ошибка и очень существенная!
    2. Да, на ставки кредитования не влияет премьер, а влияет робота НБУ и вцелом вся банковская система с НБУ, и работа правительства в целом! Если НБУ и правительство работают на один результат, на стабильность, прогнозированность, на конечный положительный результат, как независимые структуры, то макроэкономические показатели в страны будут положительные, а это будет означать что в страну начнут заходить инвестиции, дешевые деньги, будет стабильный курс гривны, не будет дисбаланса гривны по отношению к доллару/евро. А что происходит сейчас? Есть ли совместная работа НБУ и правительства? Нет! Были допущены ошибки, как при Януковиче так и при Тимошенко, и Еханурове, это очевидно, но народ больше ощутил на себе удар от работы правительства Тимошенко! Понятно что кризис, но почему когда Украина, которая занимала 3 место по экономическому росту среди стран СНГ опустилась на предпоследние место, перед Молдовой, хотя у них з/п на душу населения больше чем в Украине? Бизнес нужно поддерживать именно кредитованием, и низкими ставками. Низкие ставки возможны лишь тогда, когда в Украину будут заходить дешевые деньги(в форме инвестиций).
    3. Налоговые каникулы как раз и нужно вводить (для нового малого бизнеса), или по крайней меры понижать налоги. Только таким способом можно вывести бизнес с тени. Если бизнес выходит из тени, он показывает свои обороты, показывать свои доходы то постепенно и наполнится бюджет за счет массовости. А не так как сейчас происходит, давят и выжимают соки с малого бизнеса.
    4. Согласен что не на 3 месяца, ошибся, на 1 месяц, но тем не менее! еще нужно говорить о деньгах, которые находятся на лицевых счетах, которыми государство как раз и пользуется, вместо того что бы ими (своими же деньгами) пользовались предприятия, юр.лица!
    5. Согласен и это тоже присутствует, без отмывания не бывает, но последнее время отмывания больше ощутимые, но если ввести контролирующий орган, не КРУ, а посерьезнее, в первую очередь на местах, то и результат будет эффективнее.
    6. Президент и премьер как раз и влияют на экономические процессы Украины, макроэкономические показатели зависят от результатов их работы, и работы их команды + Верховная Рада. Президент ведет внешнюю экономическую политику, а премьер внутреннюю экономическую политику, есть взаимосвязь между этим. Модель работы Президент + премьер + НБУ + ВР именно их работа дает возможность давать положительные или отрицательные макро и микро показатели страны и компаний, Результат их работы: это курс гривны, занятость населения, платежный баланс страны вцелом, без дефицитный или дефицитный бюджет, и т.д. У каждого института власти свои функции.
    Соглашусь с Ингой, что к сожалению мировой кризис не выдумка, а объективная реальность. Но в Украине свой кризис, как экономический так и политический, и пока политический не закончится – не закончится и экономический!
    В целом я не говорю что Янукович – хороший, а все остальные – плохие, нет, я сравниваю двух политиков Януковича и Тимошенко, два «кита политики», так уж сложилось. Если бы взять Януковича и Тигипка, или Яценюка, то можно критиковать и Януковича по отношению к этим политикам!
    Со мной наверное многие экономисты согласятся, что в стране нужно делать реформы, как популярными методами, так и НЕ ПОПУЛЯРНЫМИ! В комментариях что писались раньше, как раз и описываются «не популярные методы реформ» (это для тех, кто уже успел сказать в чем я не прав)!!!

  10. Ваш мессдж прекрасная иллюстрация того, что у нас в стране есть не только "проффессора", но и "эккономисты!"

  11. Читайте внимательно: "ШТРАФОВАТЬ…", а не брать наперед налог.

  12. Обоснуйте, в чем же моя безграмотность?

  13. Уважаемый Серж, не нужно путать божий дар с яичницей.
    Хочу сразу заметить, что я не являюсь стороником ни одного из политиков: ни Януковича, ни Тимошенко.
    1.2003 год. Премьер Янукович. Принимаеться ЗУ "О налоге с доходов физических лиц", предусматривающий ставку налого обложения 13% с переходом на 15 % с 2008 года. Что в 2008 году было и сделано.
    2.Не премьер назначает ставки кредитования.
    3. Налоговые каникулы в наше время не возможены — это утопия и популизм. За счет чего будет наполняться бюджет?
    4. С предпринимателей ни кто за 3 месяца не требует налоги. Единщики платят на месяц вперед.
    5. Капитальные вложения прежде всего способ отмыть до 70% вложенных средств. Тому доказательством есть наши кировоградские дороги, которые не выдеривают ни критики, ни зимы.
    6. На экономические процессы в стране влияет не только личность премьера или президента, но и макроэкономические показатели.
    К сожалелию мировой кризис не выдумка, а объективная реальность.

  14. Да уж, более безграмотного экономиста читать не доводилось.

  15. Как экономист обьясняю

    Пенсии будут поддымать за счет пенсий и з/п чиновников, тех кто получает больше 10 000 грн., а таких очень много в стране. Зарплаты бюджетникам, будут поднимать за счет эфективного розпредиления бюджетных средств (выборы ведь прошли). Чем отличается экономическая политика Януковича и Тимошенко, «ЗА» и «ПРОТИВ»
    1. Политика Тимошенко: когда в нас з/п к примеру 1000 грн., цены на продукты вырастают на 30 %, то соответственно з/п должна вырасти на эти же 30%. А у нее говорят и вешают лапшу людям, говорят что этого нельзя делать т.к. будет гиперинфляция. Но это не верно, речь идет о повышении на такой же процент, на какой и инфляция а это в стране минимум 30% за 2009 год. При слабой экономике что бы бюджет наполнялся нужно стимулировать бизнес, особенно мелкий и средний. С предпринимателей берут налоги на 3 месяца в вперед, где такое видано? Понятно что нужно наполнять бюджет и платить з/п и пенсии, но делается это не так! Бизнес загнали еще больше в тень, чего делать нельзя. Мелкий бизнес наоборот нужно поддерживать, стимулировать, запустить кредитование, уменьшить налоги, вернуться к налоговым векселям, убрать НДС, сделать налоговые каникулы хотя бы для мелкого бизнеса. Создадутся новые рабочие места и придут инвестиции. Таким образом бизнес можно вывести из тени, к примеру зачем мне бизнесмену скрывать свои фин.обороты при маленьких налогах. Соответственно бизнес отблагодарит государство налогами, будет наполняться бюджет. А Тимошенко загнала бизнес и выжала с него последние соки. А что говорить уже о производителях, которым не возмещается НДС, долг по НДС уже больше 12 млрд. грн. Многие умничают в комментариях, говорят что Тимошенко такая хорошая, наверное они не являются предпринимателями, и не знают как это платить налоги наперед, а за несвоевременную уплату – огромный штраф! Вот политика Тимошенко… Пусть хоть кто то назовет, хоть один пункт программы «Украинский Прорыв» который выполнен Тимошенко, хоть на 50%? Ответ – не одного!
    2. Политика Януковича: Кредит МВФ используется эффективно, не на «проедание», а на поддержку мелкого и среднего бизнеса. Кредитование под те же 15 % в гривне, как было раньше при его же правительстве. Налоговые каникулы для мелкого бизнеса, уменьшение подоходного налога. За счет кредита МВФ деньги идут на крупнейшие инфраструктурные строительные проекты (строительство мостов, дорог, больниц, школ, садиков), это означает, что создаются новые рабочие места, люди получают з/п, делаются отчисления в бюджет, задействуются в этих проектах разные сферы, разные компании, которые будут получать прибыль и будут наполнять бюджет налогами, только так можно наполнить бюджет. Наши предприятия начинают изготовлять продукцию под проекты (щебень, песок, оборудование, технику, бетон, цемент, и т.д.) Деньги от МВФ пошли бы на реформирование ЖКХ и армии! Каким образом? Через госзаказы!!! Делается госзаказ на трубы, если это ЖКХ (это очень актуальная тема т.к. трубам срок…) соответственно металлурги выпускают трубы, запускаются рудные карьеры, создаются новые рабочие места. Так же само можно сказать об армии, делается госзаказ на военную технику, запускаются производственные предприятия оборонки, судно строительные заводы, металлургические комбинаты, конструкторские агенства. Очень не мало важно это налоговые векселя, которые были при правительстве Януковича. Таким образом запускается механизм в экономике. (Так же выходила Америка с кризиса во время большой депресии в 30-х.) Занятость населения увеличивается, повышается покупательская способность населения, покупается больше товаров, запускаются на полную мощность заводы, наполняется без проблем бюджет. При Януковиче была поддержка аграриям, дотации фермерам за поголовье коров и свиней (кто фермер подтвердит). Введен лизинг сельхозтехники. Нужно в первую очередь поддерживать и стимулировать своего производителя и не заграничного. Запад очень красиво разводит Украину, дает нам дешевые деньги, через их дочерние банки, мы берем кредиты, покупаем импортную продукцию, и стимулируем импортного производителя, наша продукция не конкурентна с их, потому что производство очень энерго затратное. Деньги нужно использовать на строительство заводов на Украине и введение энерго эффективных технологий (мало затратных). Нужно стимулировать сельхоз производителей. Тимошенко до управлялась что в Украину ввозят импортный картофель, лук, даже сало. При Януковиче такого не было никогда, при Януковиче работало 156 сахарных заводов, а сейчас ели 46 дышат, и то в основном «порошенковские».
    И эти программы Януковичем разработаны и скоро будут воплощаться в жизнь. Экономика была на подъеме при его премьерстве, открывались новые заводы, заходили иностранные инвестиции, было кредитование, дотации фермерам, строительство на подъеме, доллар 5 грн. и т.д. Я думаю что разница есть между политикой Януковича и Тимошенко. Лучше некрасиво говорить но делать дело, чем красиво говорить и ничего не делать! Очень грамотный экономист-политик Тигипко, Яценюк, которые тоже бы эффективно построили политику использования бюджетных денег и кредитов МВФ! Народ голосовал не за Януковича как личность а за его курс, его команду, его конкретику и т.д. О методах стабилизации курса гривны, я писать не буду, написанных тезисов достаточно!

    Насчет того, что написали в комментариях ниже: Бюджет будет наполнен (план увеличен не на 30% а на 20%) за счет того, что я писал выше – «запуском механизма роста экономики» так что не нужно пугать людей. Все будет нормально. Конечно Янукович не святой, но давайте посмотрим конечный результат через 5 лет, и после того мы только сможем критиковать или нет его. Мы ему дадим ответ на президентских выборах в 2015 году! Но я надеюсь и уверен что он будет положительный!!!

    Зміни будуть! Слава Україні!

  16. А я скажу, за счет чего увеличат сбор налогов — начнут драть и штрафовать мелких торговцев за то что есть и чего нет. Причем цепляться будут даже к таким вещам, которых и в законах-то нет! И попробуй с ними потягайся! Кончится тем, что с рынков побегут и тогда стричь уже будет совсем некого…

  17. А как на счет того, что перед налоговой поставлена задача — собрать на 30% больше налогов чем в прошлом году?
    Какими методадами эта задача будет реализовываться?

  18. Какой ужос, просто мурашки по телу!
    Как же теперь партия девяти регионов будет пенсии подымать и зряплаты бюджетникам?
    Опять придется займы у МВФ брать!

  19. Конечно, надежда только на Него и осталась. Только вот не прошли и сутки, а его донецкие уже сдали англичанам достояние республики — Европейский кубок. Не к добру это! Тьфу тьфу тьфу!!!

  20. Самая большая трагедия в отсутствии бюджета это то, что невозможно его (бюджет) дерибанить по своим, получать откаты и отчитываться о благополучии! Мы уже который год видим, как за бюджетные деньги ремонтируются одни и те же участки дорог в городе и как они ( участки) к весне снова приходят в полную непригодность. И это только один пример!!!

Добавить комментарий