Закрытая зона

Очень многое, практически все поменялось в нашей жизни за почти полтора десятка лет независимости — система власти и люди в этой власти, название и номинал денег, внешний вид кировоградских улиц, одежда горожан и многое, многое другое. Кажется, неизменным осталось лишь одно — местное телевидение. Когда смотришь программы областной государственной телерадиокомпании, то не всегда определишь, какой нынче год на дворе — 1989, 1996 или 2005-й. Те же вести с полей, тот же кондовый официоз, яростное и неумолимое отслеживание каждого шага первых лиц области… Хотя не все так считают. Немало людей работающих на самомом этом телевидении, думают иначе. А именно: что оно — телевидение — со временем стало лишь хуже.

О самом рейтинговом когда-то, самом мощном по покрытию областном телеканале, о его прошлом, настоящем и будущем мы говорили с одними из наиболее известных журналистов КОГТРК Евгенией Шустер и Марией Лебедь. Конечно же, мы говорили о ТВ и политике, и слова звучали все больше грустные и, как никогда, откровенные. Вопросы даже не приходилось задавать — это были монологи о давно наболевшем.

Евгения Шустер: — Ветер перемен пока минует Кировоград, к сожалению. После 21 ноября все столичные каналы начали работать по-другому — наши не изменились, все работают, как раньше.

Почему такая журналистика в Кировограде? Я много думала об этом… Вот есть же “Украина-Центр”, она имеет свой собственный взгляд, свой почерк. С телеканалами почему-то так не случилось… Не буду давать оценку “Стимулу” или TTV, у нас несколько разные возможности, даже технические, но я на недавнем собрании коллектива всех наших спрашивала: “Когда мы уже скажем свое слово, ну нельзя же так!..”

Высокого профессионализма в освещениии выборов-2004 не было ни на одном кировоградском телеканале. Отдаю должное ребятам из “Стимула”, их гражданской позиции. Они пытались сбалансировать, перевесить, показать то, что мы не давали, хотя и должны были. Но технически… К сожалению, похоже, профессионализм вообще ушел с кировоградского ТВ. Кто уехал, кому не дают работать, и это больно.

Стыдно говорить, как мы осветили нынешние выборы. Даже при том “внутреннем редакторе”, который сидит внутри меня, я понимаю, — есть какие-то пределы. Так, как работаем мы, работать нельзя. И мне грустно. Вспомните — мы совершенно спокойно прошли выборы 1998 года. А они не были легкими, Кировоград раздирали противоречия, по всей области, практически по всем пяти округам, шли новые люди, но мы же смогли отработать достойно. Мы тогда смогли сработать на уровне высоких стандартов, не теряя лицо. Нам никто в спину не смеялся и в лицо не плевал. Абсолютно все, вне зависимости от идей, которых они придерживались, все партии и кандидаты были у нас в эфире. И никто в итоге не держал на нас зла.

Что, у нас было тогда другое государство? У нас был другой президент?

После тех выборов я как главный редактор на тот момент собрала летучку и сказала буквально следующее: “До вчерашнего дня мы помогали каким-то командам, кто-то выиграл, кто-то проиграл. Но наш коллектив остался. У нас есть свой дух, свой почерк, своя внутренняя профессиональная Конституция. С сегодняшнего дня мы продолжаем работать так же профессионально, как и вчера.” К сожалению, мы все это потеряли потом со временем… Для меня это была личная трагедия. Подходя к выборам уже 2002 года, я понимала, что у нас уже что-то не так. Мы изменили своим традициям, своей профессиональной норме.

А нынешние выборы — это был уже просто ком, мы в нем катились. И внутри у нас все кипело, но не выходило наружу.

Помните, как вы, газетчики в основном, собрались здесь, на площади, в поддержку “5 канала”, а мне было стыдно, что я от нас вышла одна. А в следующий раз присоединилась Мария Лебедь. Никто больше. И не скажешь ведь, что у нас работают плохие люди. Сказать, что мы воспитаны не так? Тоже нельзя.

Уходят люди. Мне искренне жаль, что нет на телеканале Люды Лозовой, ушел безвременно Виталий Семенович Цыпин, губернатор Кальченко (в то время) убрал директора Анатолия Венжика, лучшего, на наш взгляд, из директоров. Людмила в 2001-м завоевала второе место на серьезнейшем конкурсе, мы подходили к тому хорошему уровню, казалось, только нащупали ту точку, от которой пойдем вверх, но…

К сожалению, мне кажется, наше руководство окружило себя такими людьми… Им чужды профессиональные нормы. Нет той творческой атмосферы. А какие были когда-то люди, какой дух, какой коллектив! Мы собирались все вместе читать новые книги, выписывали по пять-шесть толстых журналов — “Новый мир”, “Знамя”. Мы были одна семья и были известны не только потому, что два-три раза в неделю появлялись на экране, — это еще не значит, что ты журналист. Ведь нас действительно любила публика, лучшие из нас были знаковыми фигурами. И мы чувствовали громадную ответственность. А сейчас мне иногда кажется, что мы — кружок художественной самодеятельности. Наш город уже не забитый, более того — он теперь известен всему миру. И я иногда думаю — как хорошо, что к нам не заезжают тележурналисты типа Евгения Киселева, Владимира Молчанова, — если бы они увидели-услышали, что идет в нашем телеэфире!..

Но хочу выдать упрек и коллегам-газетчикам. Вы о нас почти не пишете. У нас нет хорошей телевизионной критики. Займитесь! Критикуйте, стоит даже отхлестать иногда кого-то! Нам это сейчас крайне необходимо.

Мария Лебедь: — Знаете, у нас уже давно художественный совет существует только на бумаге. Никто не помнит, когда он в последний раз собирался. У нас не проводятся даже летучки! Вы представляете себе творческий коллектив, где люди не обсуждают внутренние проблемы и никто не знает, что будет дальше?

Нас часто спрашивают с Евгенией Михайловной — почему вас не видно на экране? Да из-за всего вышеперечисленного и еще многого другого мы просто ушли за кадр. Практически не стало работы режиссеров. А ведь на телевидении это главная фигура. У нас номинально есть главный режиссер. Но он молчит…

За коллектив обидно. На том самом известном собрании, где мы пытались пересмотреть отношения с руководством, подписать новый трудовой договор, из более двухсотенного коллектива все молчали, лишь я как человек эмоциональный говорила им: “Я себя отстою, а вы себя не отстоите!” Эти люди ничего не хотят менять, потому что им так нравится.

Люди разучились работать, планка упала. Смонтировано так, ну и пусть будет, хотя можно по-другому, лучше. Можно написать по-другому, но зачем?

Наш генеральный директор приблизил к себе людей, которые не умеют делать телевидение и радио. Они получают какие-то награды, которым мы не завидуем, — упаси Бог иметь что-то от такой власти, позорить себя. Они имеют отношение к каким-то денежным, рекламным потокам. Хотя какая там реклама! Мы потеряли не только авторитет, но и рекламодателя, под наши программы никто не хочет давать рекламу.

А ведь еще недавно мы делали программы для УТ-1, мы довели местное вещание до десяти часов в день! Нас до сих пор еще вспоминают только по тем программам…

Молодое поколение есть. Но ему не дают расти, более того, на тех же самых выборах о них просто вытирали ноги, заставляя делать известные сюжеты, показываясь в кадре…

Евгения Шустер: — Мы вместе с Людой Лозовой после выборов 2002 года, когда нас практически уничтожили, дали друг другу слово не появляться в эфире. Да и где появляться? У нас нет ни одного ток-шоу, а были! У нас нет молодежных программ. О чем говорить, если у нас нет прямых эфиров, а ведь это квинтэссенция телевидения, его глубинная суть и отличие от других СМИ! Мы почти безучастны, по большому счету, к жизни города, городской власти. И какая же мы областная компания, если мы дальше двадцати километров в радиусе от города раз в год отъехать не можем?

И вы правильно написали в газете (в статье “Бельмо на голубом глазу” — авт.), — мы готовим телезрителям невкусное, малопривлекательное блюдо. Да и кто нас смотрит теперь? Когда-то смотрели только нас, просто потому, что было всего одно телевидение. Но мы же выросли из ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО регионального телевидения… Обидно. Мы знавали времена, когда сотрудники КГБ могли обыскать рабочий стол, когда во время прямых эфиров люди в штатском следили, чтобы никто лишнего не сказал, не дай Бог. Но все равно тогда работалось лучше и легче, мы делали гораздо более интересное телевидение.

Можно еще возродить это полуразрушенное здание. Мы не хотим быть бельмом на голубом глазу, как вы назвали нас в прошлой статье. Но, простите меня, я год назад сказала эти слова главе Нацсовета по телевидению и радиовещанию Ивану Чижу: когда в борделе плохи дела, там меняют не мебель. А у нас меняют именно мебель…

Вместо послесловия. Нам, журналистам “УЦ”, нечего добавить к горькому монологу коллег, все уже сказано, и даже не все попало на газетные страницы. Но дискуссию о нашем местном телевидении мы считаем лишь только начинающейся. Ждем ваших откликов по этому поводу. Мы готовы предоставить слово и руководству КОГТРК, которое не раз упоминалось выше.

Закрытая зона: 9 комментариев

  1. И кто же займется реорганизацией КГТРК?

  2. Вот мы втроем говорим об одном и том же. Но по-разному. По большому счету нужно: не растаскивать бюджетные деньги (или тратить их разумней), научится их зарабатывать, купить новое оборудование, наборать спецов на хорошие зарплаты и вперед!

    Но ведь нужно было при нынешних условиях работать! Кто мешал писать качественные тексты? Снимать нормальное видео? Монтировать нормальные стыки? (Это то, о чем говорит Евгения Михайловна). Помех несколько: привычка не отвечать перед зрителем за качество продукта, лень (он же пофигизм) и внутрений цензор. ВОТ! Журналисты на местном уровне дожны в первую очередь убить дракона в себе!!! Я не думаю, что со сменой власти УЦ сменит и редакционную политику, которая неизменна годы. Если сменит: значительная часть коллектива уйдет, а вместе с ним и значительная часть читателей. Так что же нашим "звездам", держслужбовцям (в отличие от журналистов той же УЦ), "гениальным авторам" мешает качественно работать? Хотя бы технически? Не нормально, когда ОГТРК — флюгер: пришел новый губернатор — любим (хотел другое слово написать, но так и быть) его, и можем поливать ушедшего? От этого зарплата прибавляется? У журналистов — нет. Кроме того, Шустер тоже побывала в опале (может пребывает там до сих пор, не знаю). Но она же и отвечала и за редакционную политику. И пока ситстема не изменится (точнее, пока не поменяются люди "драконы в себе"), все будет по старому. Будем жалеть о Лозовой, Венжике временах с КГБ и т.д. А жаль. Ведь можно делать региональное ТВ. Но никто не хочет. Зачем напрягаться? Наверное, всех все устраивает?!

  3. И тебе отвечу, Серега. Делать будет некому, пока не будет отношения человеческого на местах к журналистам. Сюда входит и зарплата, и позиция власти, и сам коллектив ТРК. Все есть в ответе Антона, в принципе. Моя позиция : будет зарплата не менее 1000 гривен, при нынешних ценах — уже можно будет на что — то надеяться. И техника нормальная, и люди. И я не думаю, что на ОГТРК выделяется сумма, которая могла бы прокормить с хорошими зарплатами столько людей, нужна ревизия кадров.

  4. Во-во! Правильно, Тоха! Так их! Нет, ну действительно правильные слова. А откуда в бюджете деньги на зарплаты в 300 долларов на местах? А коммерческие компании не нужны руководителям потому как это огромная ответственность, большая головная боль и не прибыльное предприятие, хотя опять же прав Антон: менеджеры, продюсеры, мышление….

  5. Андрей, а делать кто будет? Какие проекты, какие конкурсы, какие продакшн-студии??? Кадры где? Я видел как работает информационная служба 5 канала. Такие новости, пусть не каждый час, но утром, в обед и несколько выпусков вечером вместе с итоговой программой сейчас РЕАЛЬНО делать на той технике и с таким колличеством штантых единиц, которые есть в ОГТРК. Но кому оно надо? Нет качественного продукта, нет рекламы, правильно говорит Евгения Михайловна. Но если продукт не нужен даже журналистам, то на кой он всем остальным? А ведь это не частная собственность, где нужно искать инвестора. Он есть — кировоградская община (областной бюджет). То есть, деньги есть. К несчастью я не владею цифрами, но ежегодно о ОГТРК выдиляется нормальная сумма. Просто некому толково ее распределять. Каждый пашет на свой карман. И качество продукта — побоку. Что, журналисту не стыдно за голимые тексты? Оператору — за видео? Режисеру монтажа — за стыки? Нет??? Тогда о чем мы говорим? В чем функция директора ТРК? Тексты вычитывать или стыки проверять??? Еще раз повторюсь: просто нет желания НОРМАЛЬНО выполнять свою работу. Вот и все!

  6. Господа!!!Как говориться в среде нынешней молодежи. "оп чём базар?"Первоначально посмотрите на зарплату журналиста КГТРК.Ааааа,- скажете вы,- знали, мол, на что шли… Возможно… Но… За 200-250 гривен чистыми ни один уважающий себя человек работать не будет, да еще и ПРОФЕССИОНАЛЬНО, да еще с "внутренним редактором". Красть там нечего, шабашки — тоже под вопросом. Господа, скажите спасибо, что хоть как-то работает ЭТО телевидение. Как видите, сеять "разумное, доброе, вечное" невыгодно и "Кукарача" (даже "в цифре") будет смотреться гораздо менее выгодно, чем "Окна" товарища Нагиева. А насчет обстановки — так, уважаемые, нужно вытравить сознание КЭГЭБЭШНОЕ, поставить во главу КДТРК менеджеров, а не кучу бесполезных людей, которые "… типа при деле", РЕАЛЬНОСТЬ такова — делать программы может ГОРАЗДО МЕНЬШИЙ коллектив. И еще… когда каждый поймет, сколько ОН стоит, тогда не будет телевидения, которое никому не нужно, тогда каждый будет заниматься не "отсидкой" рабочего времени, а работой. Только где вы, менеджеры???? АУУУУУ

  7. Кстати, а не объявить ли конкурс на проект возрождения Кировоградского ТВ? Глядишь, идеи свежие появятся… Правда, руководству нынешнему прийдется уйти или пусть сами поработают журналистами и сделают хотя бы одну — две стоящие программы.

  8. Один из выходов , спорных, но все же. Можно покупать программы у различных ТО, можно создать собственное Творческое ( не государственное)объединение и покупать программы у него. Можно увеличить зарплаты и сделать профессию тележурналиста престижной. Таланты не будут уезжать , если будет пристойная зарплата и вовремя и перспектива .

Добавить комментарий