Они и мы: глазами делового человека

Наше издание посвятило немало публикаций Америке, точнее – последней мировой супердержаве. Мы уже не раз слышали рассказы наших гостей, что в США практически не курят и не пьют и что передвигаются жители Штатов в основном на больших автомобилях, которых в средней семье обычно два, что там практически ничего не ограждено, и еще меньше охраняется и так далее. Повторять все это еще раз уже неинтересно. Поэтому сегодня мы предлагаем вам другой взгляд на Штаты – в основу данной публикации лег разговор с генеральным директором ЗАО «Гидросила ГРУП» Юрием Титовым, недавно вернувшимся «оттуда». Он, как деловой человек, замечает закономерности совсем иного плана и масштаба, нежели большинство наших прежних «американских» респондентов…

Для начала – о том, зачем, собственно, Юрий Титов поехал в Америку. Тем более что повод почти праздничный – для большинства украинских компаний выход на рынок США является мечтой абсолютно несбыточной (почему – поговорим ниже):

— В 2008 году мы участвовали в американской выставке строительной и дорожной техники «Конэкспо», которая проходила в Лас-Вегасе, — рассказывает Титов. — Там завязалось множество контактов, которые мы больше года отрабатывали – отправляли опытные образцы своей продукции американским компаниям, закрепляли связи. В результате пришли к моменту, когда возникла необходимость ехать и проводить переговоры о сотрудничестве. Поездка, на мой взгляд, получилась достаточно удачной – во-первых, мы разобрались в системе функционирования тамошнего вторичного рынка гидравлики (идущей на ремонтные цели), распределения, дистрибуции этого вида товаров, во-вторых – договорились о первых поставках, пока только с двумя американскими компаниями. Уже в первом полугодии 2010 г. мы поставим в США на 2-2,5 миллиона долларов своей продукции. Опыт у нас уже есть, когда мы начали продвигаться на китайский рынок, в течение трех лет мы только участвовали в выставках, вели переговоры, отправляли образцы и только на четвертый год немного начали поставлять. И объемы этих поставок со временем только увеличиваются, сейчас уже можно говорить о серьезных масштабах сотрудничества. Думаю, так же будет и на рынке США.

По словам гендиректора «Гидросила ГРУП», некоторые продукты нужно адаптировать к американским стандартам – тамошний рынок привык к стабильно качественным товарам, и для того, чтобы достойно зарекомендовать себя там, нужно хорошо подготовиться. Впрочем, необходимость адаптации товаров к определенным требованиям – далеко не единственная и не первоочередная проблема, мешающая сотрудничеству компаний из США с украинскими партнерами в действительно серьезных масштабах…

Почему нас «не хотят»

Кировоградская делегация пересекла практически всю «страну равных возможностей» с севера на юг – из Чикаго, штат Иллинойс, через Айову, Теннеси и Арканзас и до самого Техаса, посетив ряд отраслевых гигантов — заводы машиностроительных компаний «Вермеер», «Джон Дир» и ряд компаний поскромнее. В ходе встреч с представителями американского бизнеса выснилось, что основных причин того, что нас «не хотят», — три. Эту часть статьи предлагаем руководителям наших министерств, ведомств и прочих ветвей и сучьев украинской власти высечь на скрижалях и держать на видном месте в служебных кабинетах и дома:

— Во-первых, менеджмент и работники инфраструктуры в нашей стране – начиная с аэропортов и гостиниц, в большинстве своем элементарно не знают английского языка. Во всем мире английский является языком делового общения, и на нем не говорят разве что в глухих деревнях. В Украине же говорящие по-английски сотрудники тех же гостиниц – большая редкость. В таких условиях эффективно вести дела для иностранцев, американцев в частности, невозможно. Не говоря уже о том, что, конечно, между собой должны свободно общаться сами партнеры, особенно это касается технических специалистов.

Вторая проблема – это отсутствие самой инфраструктуры. Нормальной в понимании серьезных людей с Запада. То есть, например, если человек прилетает в Киев, он не может нормально добраться в Кировоград. Потому что у нас не работает аэропорт. В Айове, например, в сельскохозяйственном штате, каждый маленький городок с 20 тысячами населения имеет собственный аэропорт, регулярное авиасообщение с любой ключевой точкой страны. У нас же, выйдя из самолета в Борисполе, человек сразу сталкивается с полным непонимаем того, куда ему идти и как отсюда добраться куда-либо, – в стороне стоят какие-то автобусы, тут же бегают какие-то таксисты, хватают за руки…

Ну и третья, и, наверное, основная причина – политическая нестабильность. В любом бизнесе есть риски, которые можно преодолеть самостоятельно, взять на себя, в конце концов. Но политическую составляющую наших реалий – которая, безусловно, отражается и на особеностях ведения бизнеса, — американцы на себя, естественно, взять не могут.

Такие проблемы реально существуют, и серьезные американские компании – производители техники, думаю, еще не скоро увидят перспективы сотрудничества с украинскими партнерами и придут в Украину в качестве инвесторов. Я говорю о крупных, действительно весомых инвестициях, — поясняет Юрий Титов.

Да, крупных, весомых инвестиций Украине действительно не хватает, и, как видно из вышесказанного, вполне «поделом». А тут еще кризис… К слову, о нем, родимом — все мы слышали, что именно с банковской сферы США эта напасть и начала распространяться по всему миру. Конечно, мы не могли не спросить о том, насколько заметно влияние «великого и ужасного» финансово-экономического кризиса на его «родине».

Кризис: все-таки в головах?

Как выяснилось, не особенно как-то заметно. То есть вообще незаметно. Все функционирует – работает инфраструктура, ездят машины, работают предприятия и торговые сети, утверждает Титов. В то же время бензин дешевле, чем в Украине, продукты питания, одежда – дешевле, а зарплата – выше.

Так, при пересчете на литры и гривни с галлонов и долларов литр высокооктанового бензина в Штатах стоит пять с копейками гривен. Притом, что свои скважины у них в большинстве своем законсервированы, и нефть они завозят. Хорошо поесть в среднем ресторане – около 12 долларов, то есть до ста гривен. Культовые джинсы «Левис» – не поддельные, естественно, стоят 25 долларов – 200 гривен. Вы попробуйте сейчас у нас купить хорошие новые джинсы – да хоть и «левые» — за такую сумму. Качественная хлопчатобумажная рубашка стоит 10 долларов – 80 гривен. А средняя зарплата в среднем по стране составляет около 2,5 тыс. долларов. Сколько в Украине – вы сами знаете…

— Те экономические рычаги, на которых построена экономика Соединенных Штатов, работают. У меня там сложилось впечатление, сродни описанному у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» – «настоящая жизнь проходит мимо…». Мы здесь озабочены какими-то второ- и третьестепенными проблемами, ставя во главу угла какие-то чисто политические вопросы, в то время как весь мир занимается развитием – развитием экономики, инфраструктуры, тем, что является основой благосостояния – того, чтобы люди могли получать достойную зарплату и могли нормально жить в комфортных условиях. В Америке везде, даже в маленьких городках, есть пандусы для инвалидов, везде ездят школьные автобусы, для удобства и безопасности которых, оказывается, есть масса специальных пунктов в правилах дорожного движения – не дай Бог водителю не пропустить школьный автобус или не притормозить за ним, не соблюсти дистанцию. Система функционирует. В Украине же политики, в том числе и задействованные в исполнительной власти, сейчас занимаются в основном, опять-таки, политикой в чистом виде. В то же время уже много лет мы не можем здесь организовать систему управления государством, которая эффективно работала бы на благо украинцев – чтобы были созданы условия для нормальной работы бизнеса и привлечения денег в страну. Наши сегодняшние правители говорят: вот, мы привлекли столько-то миллионов инвестиций. А страны Восточной Европы в процессе вхождения в Евросоюз или после него привлекали миллиарды. Та же Российская Федерация нас очень серьезно опережает в этом показателе. Так, у нас за годы независимости не построено ни одного автомобилестроительного завода – только пошлины то принимаются, то отменяются, фактически регулируя условия работы одного «АвтоЗАЗа». В то же время, хотя у россиян тоже не все было гладко в эти годы, у них построил завод «Фольксваген», построила завод «Тойота» — постоянно создается основа для роста благосостояния россиян, создания рабочих мест, увеличения добавленной стоимости российских товаров, — констатирует Юрий Титов.

Может, и правда, нам нужно немного меньше заниматься политикой и больше – делом, экономикой? Ведь именно сильная экономика лежит в основе реализации сильной, эффективной политики — как внутренней, так и внешней, а не наоборот. И еще одна деталь, уже не раз отмеченная, но в данном контексте стоящая еще одного упоминания. Потому как, думается, деталь эта крайне немаловажна для понимания рецепта «экономического чуда» по-американски. Речь – о высоком уровне патриотизма граждан США.

– На самой глухой ферме где-нибудь в глубинке обязательно установлен флагшток, развевается национальный флаг. Они с уважением и любовью относятся к своей стране – причем не по разнарядке сверху, а потому что действительно считают, что США – великая страна, №1 в мире, — говорит Юрий Титов.

Верят они в это, потому что они так хорошо живут, или хорошо живут, потому что верят, – вопрос сродни извечному вопросу о курице и яйце. Скорее всего, две эти категории – взаимопереходящие. Одна в другую.

А нам чего не хватает? Почему мы так не можем? Другой, тоже извечный, вопрос. И с ним уже не хочется обращаться к «отцам нации» — обязательно наплетут очередную бессмысленную ересь на несколько страниц печатного текста. Хочется у людей, причастных к реальному какому-то делу, производству чего-то ощутимого, не только текстов, спросить. Им, мне кажется, виднее. Вот, например, Юрий Титов считает, что нам, украинцам то есть, начиная с высшего руководства, не хватает идеи:

— Идеи не в смысле абстрактного лозунга, а в смысле четкой конкретной цели, поставленной властью или теми политиками, которые хотят прийти к власти. Например, такой целью – комплексной – может быть достижение определенного уровня ВВП на душу населения. И по всем направлениям на нее работать. За идеями ведь ходить далеко не надо – вот в Кировограде, например, нет аэропорта, и инвесторы сюда элементарно не придут – нет элементарных условий, в которых они привыкли вести бизнес. Вот такой может быть одна из конкретных целей власти на региональном уровне – создать эти условия. И так далее, в масштабах страны…

Они и мы: глазами делового человека: 6 комментариев

  1. Спасибо semen. Давно так не смеялся. Значит я прав, и Титов действительно лезет в правительство. "Ховайся хто може". Вы semen правы, разве можно винить ген.директора кадровую политику Гидросила груп. Ведь отбор на руководящие должности по принципу "брат, сват, кум, собутыльник" изобрел не Титов и, кто он такой чтобы это менять? Зачем спасать украинские предприятия если можно перебросить производственные мощности в Россию, там и энергоресурсы дешевле, и запчасти к оборудованию завозить из-за бугра не надо. Тезис "сделать экономику как базис политики" — ну это культурно выражаясь "маниловщина". Давайте на будем совмещать котлеты с мухами. В нашей стране и так много политиков делают деньги, и много "денег" лезут в политику, что-бы делать ещё больше денег. Или вы против?

  2. В.И. Удивлён Вашим комментарием. Трудности и кадровые проблемы
    созданы не Титовым. По его (Титова) словам "Мы здесь озабочены какими-то второ- и третьестепенными проблемами, ставя во главу угла какие-то чисто политические вопросы, в то время как весь мир занимается развитием – развитием экономики, инфраструктуры, тем, что является основой благосостояния – того, чтобы люди могли получать достойную зарплату и могли нормально жить в комфортных условиях."
    Т.е. он считает своим приоритетом именно экономику как базис политики. Его позиция вполне ясна и логична.Может действительно надо создать партию "За промышленность" избрать Титова её Генеральным секретарём и лоббировать создание законов за развитие
    украинской промышленности в парламенте.
    Конечно, звучит слегка пародийно, но другие пути могут привести к бананам.
    С ув. С.

  3. Я немного знаком по работе с Титовым. То, что он сотворил с Гидросилой не дает ему права давать любые комментарии о экономике в Украине или США. Это рассказ туриста, а не делового человека, как кому-то могло показаться. Скорее всего Титов опять лезет в депутаты и статья просто заказуха. Титов с экономикой рядом не стоял. То, что Гидросила вопреки его руководству ещё на плаву заслуга беларусов (Производственное объединение «Минский тракторный завод» (ПО «МТЗ»)). Не смотря на огромный процент брака в поставляемой продукции беларусы ставят на свою технику Гидросиловкие трансмисии и насосы, тем самым обеспечивает рынок запчастей к ним. Кировоградский завод доживает свой ресурс. Износ оборудования неизмерим. Производительность оборудования за последние 15 лет упала в двое и продолжает падать. Зарплата рабочих низкая, а работа каторжная и в условиях опасных для здоровья. Половина всех кожных заболеваний в Кировограде это рабочие Гидросилы. Ради интереса зайдите в Гидросиловский отдел кадров, вас тут же возьмут за станок, даже без специальности и стажа. И это в условиях безработицы и спада производства. СКАЖИ НЕТ ТИТОВУ НА ВЫБОРАХ!

  4. Нам 70 лет вколачивали слова Вождя всех времен и народов: "У пролетария нет Отечества!" А теперь за 20 лет разве это можно изменить? Да еще глядя, как себя ведет наша политическая "элита"?
    И специально для Олега: не хотите симпатизировать развитой, уважающей себя стране — симпатизируйте Буркина-Фасо. У нас демократия…

  5. Статья понравилась. Построить бы в США
    небольшое сборочное производство (подобно Тойоте или Фольксвагену в России)
    и с клеймом "Made in USA" при хорошем маркетинге
    добиться желаемого успеха. Или это утопия?
    С ув. С.

  6. Я давно заметил, что УЦ симпатизирует США. Поэтому некоторые темы остаются за кадром. Например расовые проблемы. В Америке чернокожих живёт 12 %, а на простых работах (дворники, сантехники, водители автобусов) их раза в два больше (в смысле, если измерять в процентах ). Вопрос : почему ? Неужели они такие тупицы, что не могут получить достойное образование ? А может у них меньше размер мозга 🙂 ?
    В последний месяц мне попался на просторах Интернета поразительный фильм Майкла Мура, называтся "Здравозахоронение". Другой вариант названия "Здравоизвращение". Фильм о проблемах медицины в США. Оказывается в этой стране далеко не все могут получить медицинскую страховку. Например, если у вас такие проблемные болезни, как диабет или паркинсон, вам придумают массу отговорок, чтобы не оформить вам медицинскую страховку. Вы думаете это о приезжих ? Не угадали ! Даже у коренных американцев возникает такая проблема. Вот отрывок из фильма : человек рассказывает, типа ему на пиле отрезало два пальца, чтобы их пришить, нужно что — то около 10 тыс. долл. на один палец, и 12 тыс. на другой. Денег не хватило, поэтому один палец пришили, а другой выкинули в мусор. Нормально ? И таких людей, как утверждает Майкл Мур ( не имеющих мед. страховки) в Америке миллионы. Потом Майк переносит зрителя в Великобританию, оказыватся, там такие операции делают бесплатно даже приезжим ! Когда человек выходит из английской больницы, ему дают (безвозмездно) денег, чтобы компенсировать расходы на общественный транспорт ! Прямо как при коммунизме 🙂
    Так что, уважаемая УЦ, подумайте, кому больше симпатизировать : США, или может Великобритании ? А может Францию выберем ?

Добавить комментарий