«Спорiднена праця» — залог успеха

19 мая все одиннадцатиклассники Украины подверглись трудному испытанию внешним независимым оцениванием по украинскому языку и литературе. Это единственный предмет, который выпускники, желающие продолжить образование в университете или институте, должны сдавать в обязательном порядке, а не на выбор. Те же, кто предпочтет техникумы или ПТУ, могут ограничиться государственной итоговой аттестацией – обычным школьным экзаменом.

В Кировограде ВНО по украинскому дети сдавали в 12 пунктах. В один из них, крупнейший — Кировоградский государственный педагогический университет – мы и отправились, чтобы пообщаться с абитуриентами, узнать впечатления, выяснить из первых уст, как ребята относятся к тестированию и насколько сложно было сдать эти основные предметы.

В КГПУ организация процесса была на высшем уровне – дети чинно зашли в аудитории, все принесли необходимые документы, никаких эксцессов перед тестированием не произошло. Волновались, конечно, но скрывали это за внешней бравадой. В отличие от других гуманитарных предметов, шпаргалками особо не запасались, что, в общем-то, объяснимо. Все правила, коим несть числа, ни в одной бумажке не уместятся, грамотность, как выразилась одна девочка, «она либо есть, либо ее нет». Наша случайная собеседница посетовала, что ей приходится очень сложно, потому что пишет-то она без ошибок, а вот почему «здесь запятая, а здесь тире», объяснить не может. «В жизни мне что пригодится? Писать и говорить без ошибок. Не буду же в быту объяснять правила орфографии…» Справедливое замечание, конечно, но на то она и школьная программа, чтоб потом ходили анекдоты типа: «Зачем вашей маме высшая математика?»…

Но даже больше языка ребята боялись украинской литературы. Читать огроменные тексты наша молодежь не хочет, «нудно и скучно», к тому же «у нас и другие предметы, более важные для поступления, есть», улыбаются 11-классники. Они читали произведения в сокращенном варианте, по хрестоматиям, многие умудрялись даже пересказывать их друг дружке. Как в таком формате можно ответить на вопрос, уточняющий некую деталь, для меня загадка.

В целом материал программы внешнего независимого оценивания распределен по всем основным разделам школьной программы: в части «Украинский язык» есть вопросы по фонетике, лексикологии, строению слова, синтаксису, орфоэпии, а в «Литературе» все, что только можно придумать: от народного творчества времен «царя Гороха» до современного литературного процесса, включая опусы наших соотечественников-эмигрантов.

На выполнение 60 тестов дается 3 часа. На партах – черные гелевые ручки, вопросники, два бланка ответов. В одном необходимо отметить галочками непосредственно решения тестовых задач, в другом – написать зарисовку из 200-250 слов, при этом надо четко сформулировать мысли и тезисы на предложенную «окололитературную» тему. Однако вид этот текст должен иметь даже не сочинения, а аргументированной конструкции по четкой схеме. В этот раз ребятам предлагалось поразмышлять на тему «спорідненої праці» по мотивам творчества Григория Сковороды…

Вариант тестов у всех один, разнятся задания только порядком вопросов. Видимо, чтоб уменьшить риск списывания и подсказок. Хотя ребята четко усвоили – здесь не институт и конкурса на одно место нет, поэтому они друг дружке не конкуренты. Потихоньку договариваются, мол, «если что, поможешь, ладно?».

… Время тянулось томительно. Студенты педуниверситета радостно констатировали: «Как хорошо, что мы еще по экзаменам поступали», и нынешним абитуриентам явно не завидовали… А вот и первый «отстрелявшийся» выбежал.

— Да ничего, нормально! – улыбается. — Там логически думать надо. Есть вообще бредовые варианты, их сразу же отбрасываешь. А вообще это проще, чем написать диктант. А по литературе надо было знать писателей и суть произведения. В принципе весь объем все равно не прочитаешь, а так – где-то что-то слышал, вот и отвечал.

Как говорят выпускники, задания в целом не шокируют. Тем, кто школу закончил несколько лет назад, а только в этом году решил поступать в вуз, приходилось сложновато, особенно если без услуг репетитора, «подкованного» на тестовой системе.

Общие впечатления можно свести к нескольким тезисам. «Мова» — «жить можно», «даже когда правил не знаешь, но знаешь, как пишется, правильный ответ выберешь», «ничего, на пробных тестах было сложнее»…

А вот литература привела большинство ребят в полный ступор. «50% мы вообще в школе не проходили», — растерянно говорят школьники. Основная загвоздка была в стихах, которые ребята не учили наизусть. «Ну вот как можно правильно назвать автора, если ты вообще его никогда не слышал? Разве что наобум». Еще один нюанс заключался в том, что на пробном тестировании были задания только по программе 9-11 классов, на что акцентировали внимание и преподаватели. А сюда, на чистовик, вошли произведения вплоть до «Слова о полку Игореве», которое ребята не просматривали накануне. Еще хуже дело обстояло с посвящениями — кому то или иное произведение было написано…

— «Кошмар! Вопросы такие каверзные, деталей куча. Даже если общее содержание текста знаешь, нюансы вспомнить невозможно», — еще один грустный комментарий.

И, конечно же, очень сложно было сформулировать рассказ о преимуществах «спорідненої праці» над материальными благами. Во-первых, надо знать, что это такое и с чем его едят, по мнению Скоровороды, а во-вторых, уметь связно излагать мысли, что очень сложно получалось у большинства сдающих. «На сочинениях хоть тренироваться можно по сборникам, а тут – что писать, как, Бог его знает». «Ну, правда же, не всем быть филологами или будущими журналистами», — замечают родители ребят, склонных к точным наукам.

Справедливости ради надо отметить, что очень много в результатах нынешнего тестирования и, собственно, будущего выпускников зависело от преподавателей.

— У нас учительница хорошая, она с нами дополнительно занималась, именно к тестам готовила. И сочинения мы такие писали, вот недавно давали тему очень похожую. Поэтому мне было несложно. Теперь главное — результатов дождаться, — говорит девушка-отличница, слегка снисходительно глядя на своих товарищей, которые наперебой возмущались «спорідненою працею», называя, простите за грубость, все происходящее «идиотизмом».

Как оказалось, списывать здесь, в университете, под четким присмотром комиссии, было нереально, о чем ребята искренне рассказали проходящему мимо ректору КГПУ Григорию Клочеку, даже не подозревая, кто перед ними стоит.

— Времени, правда, маловато. Еле-еле успел! – жалуется матери парнишка. А кто поспокойнее — вышли, написали и забыли.

И правильно, голову надо уметь отключать. Но только желательно не забыть «включить» ее снова, 26 мая, когда предстоит следующее испытание – математика.

Добавить комментарий