Автобусы каждые 5 минут — это реально!

События 18 февраля стали своеобразным водоразделом в функционировании одного из наиболее социально значимых направлений жизнедеятельности Кировограда — пассажирских перевозок. Тогда город на одни сутки оказался в заложниках группы местных автомагнатов, своею волею организовавших коллапс общественного транспорта. Тот конфликт дал четкий сигнал — существующая в областном центре система пассажирских перевозок имеет массу недостатков, а значит — требует срочных и радикальных перемен.

Свой взгляд на некоторые проблемы пассажирских перевозок по просьбе «УЦ» высказал председатель правления ОАО «Автобусный парк 13527», заслуженный работник транспорта Украины Василий Дзядух.

— Василий Анисимович, начнем разговор с наиболее резонансной в обществе темы — тарифов на перевозку пассажиров. Как вы наверняка помните, последняя попытка увеличить стоимость проезда натолкнулась на острое общественное противодействие. А не кажется ли вам, что в случае повышения тарифов пострадают не только пассажиры, но и транспортники? Ведь велика вероятность снижения пассажиропотока…

— Действительно, стоимость проезда — один из основных факторов, влияющих на пользование услугой пассажирских перевозок. Поэтому сегодня к увеличению стоимости проезда нужно подходить осторожно. Многие кировоградцы остались без работы, без своевременной зарплаты, и они не готовы к повышению стоимости проезда. Как вариант, люди могут отказаться от услуг транспорта, транспорт не будет пользоваться спросом, и кто от этого выиграет?..

С одной стороны, тарифы на проезд пытаются регулировать, однако не хотят считаться с тем, что стоимость проезда в транспорте зависит от себестоимости услуги, а ее отрегулировать извне нельзя. В частности, только за февраль-март газ метан подорожал на 84 копейки за кубометр. То есть себестоимость услуги выросла, соответственно возросла экономическая нагрузка на предприятие. Случается, выручки хватает только лишь на заправку транспорта. А ведь необходимо еще приобретать запчасти, платить зарплату водителям и кондукторам, техникам, рассчитываться со всеми фондами и фискальными организациями (в 2008 году «Автобусный парк» заплатил налогов и сборов на 3,5 млн. гривен)…

Однако мое убеждение — прежде, чем рассматривать вопрос тарифов, необходимо разработать комплексную программу работы общественного транспорта в городе…

— И какова должна быть программа общественного транспорта?

— Я знаю, как организованы пассажирские перевозки в других городах, и могу сказать, что в Кировограде не лучшая ситуация. В нашем областном центре действует экономически не обоснованная маршрутная сеть пассажирских перевозок. Сегодня город, особенно центральные магистрали, перегружен маршрутным транспортом малой вместимости. В большинстве случаев на маршрутах отсутствует диспетчеризация, маршруты накладываются один на другой, увеличивается число транспортных средств, а пассажиров, из расчета на одну маршрутку, становится меньше (днем в одной машине ездит по 3-5 человек), соответственно, у перевозчиков падают доходы и тут же возникает желание повысить тарифы.

В свое время троллейбусный и автобусный парки полностью закрывали потребность города в пассажирских перевозках. В 1987 году в Кировограде работало 154 автобуса и около 80 троллейбусов. Транспортная схема состояла из 32 автобусных маршрутов и 12 троллейбусных. Маршруты были научно обоснованны и разработаны с учетом пассажиропотоков, их формирования по жилым секторам города.

Сегодня в областном центре действует 53 маршрута, по которым курсирует свыше 870 транспортных средств (официальных, без учета «подпольных» маршруток. — Авт.), однако автобусы большой вместимости составляют только лишь 20% от их количества. В Чернигове, например, работает 90 троллейбусов, а всего количество транспорта — в пределах 300 единиц. Притом что город больше Кировограда, и маршруты там большей протяженности.

Поэтому сейчас мы будем координировать с троллейбусным парком совместную работу на центральных маршрутах имеющимися в наличии троллейбусами и автобусами большой вместимости. Разрабатывается логистика перевозок, будет синхронизирован график движения таким образом, чтобы интервал движения автобус-троллейбус-автобус составлял пять-семь минут.

Кстати, мэр Кировограда Владимир Пузаков, городские власти тоже понимают, что другого варианта нет — приоритет должен быть за транспортом большой вместимости: автобусами и троллейбусами. На сегодня около 100 автобусов и 50-60 троллейбусов могли бы полностью перекрыть потребность города в пассажирских перевозках. Малым частным транспортникам на микроавтобусах — тем, которые работают правдиво с уплатой налогов и выплатой зарплаты, также работа найдется. Например, они могут подвозить пассажиров из микрорайонов к центральным маршрутам.

Предпочтение в сторону автобусов и троллейбусов приведет к тому, что в Кировограде в несколько раз уменьшится нагрузка на транспортные магистрали, улучшится экологическая обстановка в городе. «Газелей» на маршрутах станет меньше, зато у них вырастет количество пассажиров.

— Еще одна наболевшая тема пассажирских перевозок — отношение водителей маршруток к льготным пассажирам. Как вы считаете, в чем причина такой нелюбви водителей к пенсионерам?

— К сожалению, действующая в государстве система обеспечения льгот на проезд очень далека от совершенства… Существуют категории населения, для которых государство декларирует право на бесплатные перевозки. А как это право реализовать? Ассоциация перевозчиков Украины, членом правления которой я являюсь, уже долгое время бьется над вопросом адресного обеспечения льготников. Дайте эти деньги не перевозчикам в виде субвенций, а напрямую льготнику, и пусть тот сам решает, как ему потратить определенную сумму на проезд. Тогда не будет антагонизма между данными пассажирами и водителями, уменьшится количество жалоб льготников на качество обслуживания.

На сегодня нашему предприятию бюджет должен почти 1 млн. гривен компенсаций за перевозки льготных категорий пассажиров в период с января по середину мая. Как следствие — предприятие не в состоянии своевременно рассчитаться по зарплате, отчислениям в различные фонды…

Я вам покажу данные за 12 мая по 150-му маршруту (известные в городе желтые и зеленые «МАЗы»), где бесплатно ездит порядка 75% пассажиров. В указанный день маршрут привез 3972 гривни, затратив 920 литров топлива на общую сумму 4949 гривен. Как видите, маршрут не довозит тысячу даже на топливо. Не говоря уже о зарплатах 17-ти водителям и 17-ти кондукторам… То есть без своевременной бюджетной компенсации наша работа является убыточной…

Мы (автоперевозчики) хотели бы, чтобы по не выплаченным вовремя субвенциям на социальные перевозки можно было бы проводить взаимозачеты, скажем, на приобретение топлива. Например, Министерство финансов не перечисляет нашему автопарку средства за перевозку льготных категорий, а у предприятия, в свою очередь, существует задолженность перед Пенсионным фондом. Так сделайте мне взаимозачет на эту сумму или хотя бы не налагайте штрафные санкции!..

С одной стороны, в Украине действуют законы и указы, которые требуют от перевозчика ответственного отношения к пассажирам льготных категорий, с другой стороны — средства на выполнение этих законов перевозчики получают крайне нерегулярно. Как быть?..

— Василий Анисимович, по всей стране отрасль транспортных перевозок считается одной из наиболее коррумпированных. Кировоград в этом плане явно не исключение. События февраля это только подтвердили. Как, по-вашему, можно избавить транспортные перевозки от проявлений коррупции?

— Я не могу судить об уровне коррупции, потому что не занимаюсь оперативно-разыскной деятельностью. Я глава правления предприятия, которое выполняет транспортные перевозки. Соответственно, по нашему предприятию я не могу сказать, что нас кто-то хотел загнать в определенные рамки или что-то вымогать.

Я другое хочу сказать. Нынешняя ситуация в сфере пассажирских перевозок сложилась тогда, когда «легли» базовые предприятия отрасли: автобусный и троллейбусный парки. Инициативу в свои руки взял частный бизнес, который пошел по пути малых капитальных вложений и получения сиюминутной экономической выгоды. Так было долгое время — в Кировограде практически не работали автобусы большой вместимости в режиме обычного графика. Если бы большие автобусы были в наличии, но их кто-то сознательно не пускал бы в город на маршруты, то тогда можно было бы говорить о коррупции.

Другое дело, до сих пор в областном центре не отработана комплексная программа развития маршрутного транспорта, которая давала бы предпринимателям четкий прогноз действий на перспективу. Скажем, проработав два года на маршруте микроавтобусами, перевозчик ОБЯЗАН был бы завести на свои маршруты автобусы большой вместимости. Таких посылов к бизнесу не было. Безответственная позиция в этом вопросе привела в итоге к тому, что количество маршруток в городе превысило все допустимые нормы, возникла чрезмерная загруженность транспортом центральной части Кировограда… Надеюсь, что, выведя на линии достаточное количество больших автобусов и троллейбусов, все эти проблемы нам скоро удастся решить…

Автобусы каждые 5 минут — это реально!: 8 комментариев

  1. Гобдину-Я не сторонник Бахмача,но на общем фоне наших городских благодетелей,многие из которых ещё 10 лет тому по базарам ларьки бомбили,любое телодвижение в нашу с вами сторону выглядит привлекательно и заслуживает адекватности,и.е.благодарности.
    Хоть что-то несказано,а сделано…

  2. ALEX- Я не противник Бахмача, и нет ничего крамольного в желании зарабатывать деньги, вот только не надо банальную коньнктуру подавать как добродетель

  3. Гоблину:Автобусный парк принадлежит Бахмачу,как и "Радий",и "Кировоградгранит" и проч.,и проч.А город скорее построит какую-нибудь площадь,чем купит автобусы.И на маршрутках кормится вся городская шелупонь.
    Первые 4 маршрутки кому принадлежали? Правильно-незабвенному Васе Мухину.С тех пор и пошло…А пригородные маршруты сплошь
    ментовские.А при таких крышах и хамство водителей,и культура вождения.Система,мать её…

  4. Во-первых, я бы с удовольствием ездил на новом МАЗе, но пока его дождешься — можно уже никуда и не ехать. Когда они будут ходить часто и выручка подрастет.
    Во-вторых — вопрос: А кто, собственно "положил" базовые предприятия — авто и троллейбусный парки? Уж не те ли, кто сейчас командует маршрутками?

  5. те зелёные автобусы, что Бахмач подарил городу…..Не обольщайтесь Бахмач подарил их…себе, поскольку автобусный парк у него в аренде. Наивные крестьяне:)))))))))
    А компенсации из бюджета это бизнес такой, где очень мутная арифметика….. "В указанный день маршрут привез 3972 гривни, затратив 920 литров топлива на общую сумму 4949 гривен. Как видите, маршрут не довозит тысячу даже на топливо." Это что данные кассового аппарата? Нет, это отчет о реализации билетиков которые мы каждый видели но не каждый взял. А дальше проще в двух словах " Страна, мы возим много пассажиров, дай нам многа капенсаций!"
    Может я идиот и не хрена в трафик бизнесе не рублю, но ответте мне на один простой вопрос, зачем отдавать комерсам в аренду единственный автобусный парк, если город может сам купить такие же автобусы в таком же количестве и по своим льготным тарифам перевозить пенсионеров, возмещая самому себе стоимость дизеля, амортизацию техники инфраструктуру и оплату труда? Короче …Везде ворье, куда ни плюнь, и каждый норовит на царство, люблю я родину свою, и ненавижу государство…(А.Розенбаум)

  6. Конечно, прячутся. А потім маленьке звірятко загортає їх у фольгу…

  7. Мой пожилой товарищ, который часто ездит на троллейбусах и др. бесплатном транспорте (потому что пенсионер) просил передать редакции УЦ следующее : те зелёные автобусы, что Бахмач подарил городу, они прячуться или стоят на конечных остановках очень долго, чтобы не отнимать пассажиров у газелей. Правда это или его фантазия — не знаю. Если хотите — проверьте !

Добавить комментарий