Мэтр медальерного искусства

Герой нашей публикации — художник от Бога. Но не скульптура, не живопись и не графика сделали его имя известным. Он — медальер. Человек, который придумывает, разрабатывает и дает жизнь медалям. Работы Вячеслава Васильевича Попова представлены в Музее медали (Лейден, Голландия), Музее Монетного двора (Париж, Франция), Музее Хергиани (Местия, Грузия), Государственном Эрмитаже, Московском историческом музее, Севастопольском художественном музее, музеях Сум и Кировограда, во многих частных коллекциях, а также Музее Пушкина (Москва, Россия). Именно здесь, в двух залах этого великолепного музея с конца апреля экспонируется персональная выставка нашего земляка, в которой представлена 131 работа Вячеслава Васильевича разных периодов его творческой жизни.

Попов с детства любил рисовать – ходил в художественный кружок при ДК, преподаватели хвалили, самому нравилось. Где учиться дальше — этот вопрос перед Вячеславом не стоял. Да еще и случай помог. Приехал однажды Слава в Днепропетровск на футбольный матч, чтобы поболеть за родную запорожскую команду, и увидел объявление: «Днепропетровское художественное училище проводит набор абитуриентов». Конкурс был большой — по 7-8 человек на место. Но Вячеслав Попов без труда поступил на скульптурный факультет. Это был правильный выбор – чувство формы всегда отличало работы Попова. Оттачивал мастерство он под руководством таких именитых художников-преподавателей, как Ситник, Жирадков, Панин, Свердлов…

В годы соцреализма Вячеслав Васильевич долго искал себя. Работал в Бюро эстетики, а в летнее время брал отпуск, садился на мотоцикл и путешествовал… Объехал весь Союз – был на Кавказе, Урале, в Саянах, Карпатах, на Тянь-Шане.

Потом жизнь забросила на Кировоградщину, в Светловодск. Попов тогда работал на керамическом заводе. Однажды ему предложили сделать модель именной медали известного украинского педагога Василия Сухомлинского. Эскиз получился удачным — медаль выплавили на Ленинградском монетном дворе. С этого момента началась творческая жизнь Вячеслава Васильевича как медальера.

Работами Вячеслава Попова заинтересовались специалисты. Заведующая отделением нумизматики Центрального исторического музея (Москва) Алла Шкурко издала каталог медалей СССР. В него вошли и 12 работ Вячеслава Попова.

В конце 90-х годов прошлого века его творчество вышло далеко за пределы Украины. Он принял участие в ХХVI (Гаага, Голландия) и ХХVII (Веймар, Германия) конгрессах F.I.D.E.M. (Federation Internationale De La Medalle. Paris). На конгрессы медальеров его приглашала все та же Алла Шкурко — председатель одного из комитетов этой федерации. «После Гааги я понял, насколько мы, выходцы из Советского Союза, и западные художники отличаемся друг от друга. У нас абсолютно разный уровень подготовки. И подходы к творчеству разные», — говорит Попов.

В Веймаре организаторы конгресса решили устроить своеобразный мастер-класс. Надо было по мотивам барельефа Гете разработать эскиз его именной медали. Попов двое суток не спал, все никак не находил, за что «зацепиться». В итоге остановился на компиляции: на одной стороне медали изображен Гете, на другой — Шевченко. «Потом я увидел работы западных мастеров. Большинство из них просто взяли портрет, внизу годы жизни указали, и все — медаль готова»…

В медальерной среде у него появилось много знакомых, друзей. Они часто встречались на выставках, мастер-классах, обменивались опытом, идеями, делились разработками. В Юрмале, во Дворце «Дзинтари», каждый год собирались медальеры стран Восточной Европы, работали там по нескольку месяцев…

Оценивая уровень работ украинского мастера, специалисты из Европы никак не могли понять, как Попов может работать за такие копейки.

— Однажды я встретился с директором Монетного двора Франции. Он обратился ко мне с предложением о сотрудничестве. Поначалу очень восхищался моими работами: Prima! Prima! А потом заговорили о деньгах. Мой месячный доход на то время составлял 29 долларов, тогда как у западных медальеров — более двух тысяч. Оказывается, моей двухгодичной пенсии не хватит для оплаты разовой страховки в стране пребывания. После этого француз больше не настаивал на совместной работе. Решил, что невыгодное это дело — оплачивать расходы украинца, пусть даже и талантливого.

… Всего в коллекции Вячеслава Васильевича 200 медалей. Они отштампованы на лучших монетных дворах России, Словакии… Любимую выделить не может – все дороги. К нынешней выставке он подготовил специальную российскую тематику абсолютно разных периодов. Здесь и Анна Ахматова, и Осмеркин, и Никас Сафронов, и генерал Самсонов…

Сам медальер был приятно удивлен количеством народа, который собрался на открытии выставки в Музее Пушкина, «ведь это такой большой город, у всех свои заботы, проблемы. Но нашли же время…» Приехали и друзья Вячеслава Васильевича по днепропетровскому училищу. Они откуда-то прознали об экспозиции друга и приехали посмотреть на его творчество. Прибыли знакомые из Львова, которые помогли организовать выставку в Пушкинском, в частности Ярема Кушнир – бывший главный архитектор Светловодска, который потом работал замом главного архитектора Львова, хороший литейщик Игорь Чуба. Заглянули на выставку представители Союза художников, пришли поздравить с успехом и Марина Тарковская с мужем Александром Гордоном, подарили шикарную книгу.

Обстановка в залах была очень теплая. Друзья помогли с рекламой, оформлением, выпустили очень хороший каталог. Но особенно за Попова радовалась внучка, которую дед взял с собой…

Его медали, о которых заговорила Москва в очередной раз, сделаны филигранно. Их отличает особый поповский почерк, который уже узнают на монетных дворах.

— Самое сложное в нашем деле — найти композиционное решение. В стандартом круге надо так разместить изображение, атрибуты, чтобы медаль сама говорила о характере человека, обозначала его кредо, раскрывала суть события. Я рисую много эскизов, компилирую, выбираю лучший. Если правильное решение не найдено, откладываю эскиз. Иногда на время, бывает — навсегда. Потом на основе графического рисунка леплю из специального медальерного пластилина модель медали. Она получается в 2-3 раза больше той, которая будет в готовом виде. На лепку уходит месяц-два, каждую буковку, черточку надо отработать…

Медали Попова отлиты, как правило, в одном экземпляре. Дорогое это удовольствие – медали из бронзы. Но, если кто-либо хочет приобрести медаль в коллекцию, – пожалуйста, Попов не против.

Он и сейчас, в свои 70 лет, полон новых идей, творческих задумок, энергии. На реверсе медали «М.Хергиани» написано «Я люблю всех людей». Не случайно художник выбрал эти слова. Любовь, доброта и открытость — основные черты и его характера. Каждый день с утра и до позднего вечера он работает, творит, создает медали, которые будут жить долго.

Добавить комментарий