Поездка с риском для жизни

На сегодня в Украине действуют достаточно либеральные требования, необходимые для получения водительской категории «D», позволяющей сесть за руль микроавтобуса-маршрутки с количеством мест для сидения более девяти. Нужно всего-то быть старше 19 лет, уже иметь удостоверение категорий «B» или «C» и непрерывный годичный стаж работы на соответствующем виде транспорта. Нет, конечно же, автоматически подразумевается, что необходимо, как минимум, знать в теории правила дорожного движения и правила перевозки пассажиров. Вот только «знать» не обязательно означает «соблюдать». К сожалению, в Кировограде уже стало нормой жизни, что очень многие водители маршруток позволяют себе нарушать и ПДД, и ППП. Случается, в очень даже грубой форме. Специальная проверка дисциплинированности маршруточников, организованная кировоградским управлением ГАИ по просьбе «УЦ», лишь подтвердила этот печальный факт…

Эпицентр беспредела — участок центральной улицы города, от Главпочтамта до областной художественной галереи в часы пик (такое впечатление, что маршрутных такси в городе тысячи, и передвигаются они непрерывной колонной). Как обычно, места на остановке всем машинам не хватает, вот и получается, что, попав в затор, маршрутки останавливаются прямо на перекрестке улиц Карла Маркса и Преображенской (а некуда деваться, впереди все свободное пространство уже занято, а сзади «подпирают» коллеги по цеху). Налицо — нарушение правила проезда перекрестков, ведь, по сути, водители машин, выехавших на пересечение дорог, создают помехи другим участникам движения.

«Водители не имеют права начинать движение даже на зеленый сигнал светофора, если впереди образовался затор, который мешает проехать перекресток», — объясняет капитан ГАИ.

Трое инспекторов Госавтоинспекции просто не успевают фиксировать все нарушения. Пока одного нарушителя остановишь, объяснишь причину внимания к его скромной персоне — мимо проскочит пара-тройка других лихих водителей…

За «стоянку на перекрестке» попались водители 50-го и 5-го маршрутов, у которых инспектора ГАИ временно изъяли водительские удостоверения — до составления протокола. Оформление протокола о нарушении ПДД — процедура длительная, занимает минут тридцать. И, чтобы не создавать дополнительные неудобства пассажирам маршрутных такси, вся бумажная волокита проходит на конечных остановках маршруток. Так что пришлось нам бросать ознакомительный рейд по центру города и следовать за водителями на их конечные остановки…

Не успел патрульный автомобиль отъехать от обочины, как мимо нас пронесся микроавтобус 120-го маршрута с незакрытыми дверьми! Ну неужели водителю так душно стало, что невмоготу терпеть? Или так сильно занят кассовыми расчетами, что не успел закрыть дверь ДО НАЧАЛА движения автобуса, как предписано правилами перевозки?.. В общем, как минимум, один протокол за нарушение этот водитель в то утро себе обеспечил.

По дороге к бывшей молочной кухне на Пацаева, где расположена конечная 120-го маршрута, — новое ЧП. На перекрестке возле «Радия» водитель маршрутки номер 8 — притом, что двигался непосредственно впереди автомобиля с экипажем ГАИ! — проскочил на красный сигнал светофора! Такое нарушение правил дорожного движения входит в категорию «создание аварийной ситуации» и считается одним из наиболее опасных. Причем со стороны улицы Курганной — на зеленый свет — ехали «Жигули» со знаком «У» на крыше (учебный). Представьте на минутку эмоции ученика, когда выскочившая на запрещающий сигнал светофора маршрутка едва не выбросила его на полосу встречного движения! Впрочем, водителю маршрутки тоже не позавидуешь, ведь он проскочил на красный прямо перед глазами сразу трех инспекторов ГАИ и одного свидетеля. Соответственно, факт грубого нарушения ПДД не остался незамеченным…

На конечной остановке восьмерки инспектора Госавтоинспекции стали свидетелями еще одного нарушения правил технической эксплуатации пассажирского транспортного средства. Водитель маршрутки-«Газели» пытался своими силами починить сцепление, разобрав по ходу едва ли не половину автомобиля. «Категорически запрещено выполнять ремонтные работы такой сложности в полевых условиях, — говорит капитан ГАИ. — В этом случае автотранспортное предприятие обязано отбуксировать машину для прохождения дальнейшего ремонта на станцию техобслуживания». После разъяснительной беседы с инспектором водитель поломавшегося автомобиля созвонился со своими работодателями, рассказал о сложившейся ситуации, однако в течение следующих минут сорока буксир от организации так и не прибыл…

Просто вопиющий случай был выявлен в ходе, казалось бы, дежурной проверки документов у водителя подъехавшей вскоре семерки. На руках маршрутчика оказались путевые листы, выданные организацией-перевозчиком (автобаза областного совета)… авансом на вторую смену! Во-первых, вечерняя путевка выписана на ту же фамилию, что и путевка утренняя. Так что, вполне вероятно, один и тот же водитель собирался работать без пересменки от рассвета до заката, что является грубейшим нарушением трудового законодательства. Во-вторых, на вечернем путевом листе уже стояли штампы пройденного технического контроля автомобиля и медицинского осмотра водителя (большой привет медработнику с персональным номером печати 120268!). И даже случись что с машиной или водителем в период времени с 6 утра до 14 часов дня — не приведи Господи, конечно, — по документам в любом случае будет значиться, что машина на линию выехала исправной, а водитель — трезвым и бодрым…

Понятное дело, «спалившийся» водитель тут же созвонился со своим руководством. Очевидно, те, в свою очередь, бросились искать возможность замять проблему. Скорее всего, задействовали определенные влиятельные рычаги (вы же помните: автобаза облсовета). Но не тут-то было! С нескрываемым торжеством в голосе инспектор ГАИ по полной программе разочаровал позвонившего ему «неизвестного», объяснив, что факт нарушения уже стал достоянием прессы, так что ничего исправить нельзя…

Эти несколько эпизодов из жизни кировоградских водителей маршрутных такси, конечно же, нельзя рассматривать как обвинительное заключение всем без исключения маршруточникам. В корне неверно было бы всех стричь под одну гребенку. Ведь кто-то нарушает правила чаще других, кто-то — реже. Да и нарушения — одно другому рознь. Некорректно сравнивать степень вины за остановку в непредусмотренном правилами месте и вождение в нетрезвом состоянии, или управление технически неисправным микроавтобусом, или разговоры по мобильному телефону за рулем. С другой стороны, какое может быть оправдание опытному водителю, в большинстве случаев СОЗНАТЕЛЬНО нарушающему правила дорожного движения? Ведь не дрова же они перевозят! За спиной водителя каждой маршрутки — жизнь и здоровье пассажиров. Плохо, что некоторые водители об этом напрочь забывают…

Поездка с риском для жизни: 3 комментария

  1. самое интересное, что и жаловаться на них нет смысла — результатов 0. Разве что тебя маршрутчик обругает.
    А что про техосмотр? Ехал в Газели недавно — панель приборов завалилась. Водитель на остановках ее постоянно вытаскивал и подпирал отверткой.

  2. После повышения стоимости проезда с 80 коп. до 1,25 грн. Нам обещали, что старье с дороги уберут, стоячих возить не будут. И что? Все осталось как было. На перекрестке К.Маркса и Преображенской, на повороте к Центральному рынку стоит ДПСник, смотрит на забитые, накренившиеся маршрутки и ухом не ведет. Выводы делайте сами!

  3. Я вообще не понимаю, как можно вообще управлять автомобилем, правой рукой принимая деньги за проезд и выдавая сдачу, а левым плечом удерживая у уха мобильный телефон.

Добавить комментарий