В погоне за утраченным

Когда-то гонщики Кировоградщины отлично выступали на всеукраинских и всесоюзных состязаниях. Наша трасса для мотокросса на Завадовке была одной из лучших в Европе и собирала в Кировограде спортсменов высочайшего уровня. Да и кировоградский спортивно-технический клуб «Каскад» постоянно привлекал к занятиям спортом талантливых мальчишек, страстью которых была скорость.

Однако те славные времена ушли в прошлое. Технические виды спорта в областном центре существуют исключительно за счет энтузиазма любителей, поскольку средства на их развитие не выделяются. Поклонники авто- и мотогонок, картинга предоставлены как бы сами себе, пытаясь решать существующие проблемы самостоятельно.

Немногие из любителей спорта Кировоградщины знают, что только лишь в прошлом году была создана областная федерация картинга. Кстати, большинство покорителей мировых автотрасс, как тот же Михаэль Шумахер, начинали свой путь к вершинам именно с картинга. Но в других странах развитию этого вида спорта уделяется серьезное внимание. Там понимают, какие дивиденды из этого можно извлечь в будущем. В Украине же, по словам руководителя областной федерации картинга Владимира Тырсы, федерация не имеет даже статуса национальной. Для этого у нее недостаточное представительство в регионах. Если такой статус будет получен, тогда можно будет вести диалог о поддержке с Министерством по делам семьи, молодежи и спорта. Хотя с учетом того, что даже на олимпийские виды спорта денег явно недостаточно, то о картинге вряд ли кто-то будет вести серьезный разговор.

Еще в прошлом году Федерация картинга Украины планировала постепенное строительство картодромов во всех областях нашей страны. Но, когда грянул кризис, эти планы остались лишь в проектах. Пока же спортивные комплексы, пригодные для проведения соревнований всеукраинского уровня, существуют в Полтаве, Николаеве, Донецке и Киеве. Нужно понимать, что картодром – это не только одна трасса. Необходимо соорудить боксы, трибуны для зрителей, создавая болельщикам и гонщикам элементарные удобства.

Наша областная федерация также строила определенные планы на будущее. Даже был найден участок земли в одном из сел Кировоградского района. И сельский совет не против выделить эту землю для спортсменов. Но даже для того, чтобы оформить все соответствующие документы, нужны определенные средства. У федерации их пока нет.

Поэтому остается надежда, что поклонники картинга по-прежнему будут тренироваться на трассе клуба «Каскад». По мнению Владимира Тырсы, недавнее решение сессии горсовета о возвращении участка земли, где расположена трасса, в городскую собственность видится совершенно правильным. Ведь здесь, несмотря ни на что, практически каждую субботу и воскресенье собираются все оставшиеся в нашем городе поклонники картинга и проводят свои тренировки. Тем, кто хочет убедиться в том, что это не слова, нужно просто приехать на трассу и посмотреть собственными глазами, сколько здесь собирается детей и взрослых. А то, что фирма «Созидатель» (которая чуть было не начала строительство прямо на трассе) за два года не выполнила условия договора, не обустроив площадку для любителей быстрой езды в другом месте, считает Владимир Тырса, говорит само за себя. Упрекать же мэра Кировограда Владимира Пузакова и начальника городского управления образования Ларису Костенко, высказавшихся в пользу юных гонщиков, абсолютно не в чем. Кстати, кировоградский городской голова Владимир Пузаков на встрече с руководителями клуба «Каскад» пообещал, что приложит максимум усилий для того, чтобы помочь в реконструкции трассы. Впрочем, «каскадовцы» довольны и тем, что планировавшегося строительства на трассе, где располагается спортивно-технический клуб, в ближайшее время не будет.

Это означает, что кировоградские картингисты смогут продолжать готовиться, пускай и на разбитой трассе, к стартам. Как бы там ни было, а в прошлом сезоне Ян Тырса и Ярослав Лунев принимали участие в чемпионате Украины по картингу. Кстати, к участию в чемпионате страны, где в прошлом сезоне в разных классах сражалось порядка 100 пилотов, допускаются только карты, соответствующие определенным требованиям. Гонщики же на старой технике, оставшейся еще с советских времен, могут оспаривать призовые места только на «своем» первенстве. В этих соревнованиях в сезоне-2009 при определенных обстоятельствах планируют стартовать несколько представителей Кировограда.

А в прошлом году юные дебютанты чемпионата Украины смотрелись очень даже неплохо на фоне гораздо более опытных конкурентов. Тот же Ян Тырса, которому в этом году исполнилось 8 лет, в классе «Пионер-Н-мини» занял 6-е место в чемпионате Украины, где за победу боролись 10 гонщиков. Кстати, на одном из этапов Ян и вовсе показал третий результат. Если бы не проблемы с техникой и финансированием, Ярослав Лунев в классе «Пионер-Н» также мог бы побороться за призовые места. Правда, участие ребят в первом туре чемпионата Украины-2009 под большим вопросом. В прошлом сезоне Ян гонялся за счет средств родителей, а карт Ярославу выделил клуб «Каскад». Достаточно лишь сказать, что подготовка техники для участника составляет порядка 20 тысяч гривен. А еще взнос за участие и текущие расходы. Одним родителям тянуть такой груз сложно…

Если же вернуться к успехам Яна, то картингом он серьезно увлекся после того, когда отец привел его покататься в любительский клуб «Пилот». К сожалению, в настоящее время этот клуб, работавший на ул.Полтавской (р-н Аэропорта), где попробовать свои силы в управлении простейшим картом мог любой желающий и где регулярно проводились соревнования, уже не существует. Теперь там расположена автомобильная стоянка. Но так уж повелось в нашей стране, что коммерческий интерес стоит превыше всего.

Даже, когда областная федерация картинга обратилась к кировоградским перевозчикам пассажиров и другим организациям, связанным с автотранспортом и спортом, с просьбой оказать помощь в организации гонки осенью 2008 года, посвященной Дню автомобилиста, на этот призыв откликнулись лишь директор ЧП «Укравтоинвест» Игорь Найдич, руководитель областной организации Всеукраинского общества автолюбителей Алексей Баринов и ряд частных предпринимателей. Но этого оказалось недостаточно. В результате гонка, которая ранее проходила в Кировограде, на трассе в «Каскаде» практически каждый год, не состоялась.

Но сейчас необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы кировоградцы не потеряли клуб «Каскад». Как сказал директор городского научно-технического центра «Каскад» Дмитрий Бородай, здесь помимо картингистов могут тренироваться и любители шоссейно-кольцевых мотогонок. Кстати, сам Дмитрий Васильевич принадлежит к знаменитой кировоградской спортивной династии. Блестящими мотогонщиками были его отец и дядя, начинавшие путь к победам, как и сам нынешний руководитель центра, в «Каскаде».

Примечательно, что на сегодня в центре, не имеющем аналогов на Кировоградщине, различными техническими видами спорта бесплатно занимаются 400 детей. Недавно за средства клуба закуплена новая техника. В планах вернуть в Кировоград любительский или, как его еще называют, прокатный картинг. Достигнута договоренность с руководством областной ГАИ о том, что здесь будут проводиться курсы по обучению езде на популярных ныне мопедах и мокиках. Это поможет избежать многих аварийных ситуаций на наших дорогах, связанных с этим видом транспорта.

Правда, трасса действительно нуждается в серьезной реконструкции. Необходимо обновить гоночное полотно, а исходя из требований для проведения национальных соревнований, дистанцию нужно удлинить с 600 до 1000 метров. Средства нужны немалые. Понятно, что в городском и областном бюджете их нет. Поэтому создана общественная организация «Экстрим–спорт», которая осуществляет поиск спонсоров, помогающих постепенно решать текущие проблемы. Причем речь идет не только о трассе на «Каскаде», но и легендарной трассе на Завадовке. В настоящее время существует группа любителей мотоспорта, старающихся вдохнуть в эту трассу новую жизнь. Они уже перенесли дистанцию чуть дальше от местной свалки и в свободное время демонстрируют свое умение в управлении мотоциклами. Кстати, александрийская трасса «Вербовая лоза» находится в надлежащем состоянии благодаря тому, что сын нынешнего городского головы Александрии Алексея Скичко — Дмитрий — сам в прошлом занимался мотокроссом и старается всеми силами поддерживать любимый вид спорта.

Но на плечах одних энтузиастов такое дело держаться не может. Поэтому кировоградские любители гонок рассчитывают на поддержку бывших поклонников авто- и мотоспорта, предпринимателей, готовых помочь в это непростое время.

Всех, кому интересны технические виды спорта, ждут в центре «Каскад» по адресу: г.Кировоград, ул.Попова, 5, а также в областной федерации картинга по ул.Героев Сталинграда, 33/32. Справки по тел.: 555-467.

В погоне за утраченным: 1 комментарий

Добавить комментарий