Ва-банк

Тысячи людей, занятых в промышленности Кировограда и получающих зарплату по пластиковым банковским карточкам, были неожиданно щедро “одарены” перед вторым туром президентских выборов: на их счетах внезапно появились “лишние” деньги.

Практически сразу весть об этом распространилась по городу, обрастая слухами, домыслами, предположениями и умозаключениями. Самое же главное состояло в том, что информация, гуляющая по областному центру, но никак не подтвержденная официально, заставляла предполагать худшее: банки — возможно, в масштабах всей Украины — решили поправить свои дела, а заодно обезопасить себя на случай инфляции за счет трудящихся.

Технология

Чтобы рассказать о ней максимально большому кругу людей, в редакцию “УЦ” обратился Николай Вайпан, начальник юридического бюро и одновременно член профкома ОАО “Гидросила”.

— Утром 18 ноября еще по дороге на работу я заметил что-то необычное в поведении заводчан. Многие были не по-утреннему возбуждены и радостны. В разговорах мелькали слова: “карточка”, “банкомат”, “подарок”, “дармовые деньги”. Днем у кассы на предприятии выстроилась очередь, какую и в дни выдачи зарплаты не часто увидишь: люди торопились получить “дармовые деньги”, которые свалились на наши головы, как манна небесная.

Будучи по натуре человеком далеко не легковерным, Николай Вайпан решил тщательно разобраться, откуда, зачем и как появились эти деньги, вполне обоснованно считая, что это его долг как члена профкома. Тем более, что коллектив предприятия, по его словам, довольствовался слухами и домыслами: “Это связано с выборами”, “это подарок правительства наподобие того, который был сделан пенсионерам”. И даже: “Это начало возврата средств, замороженных в Сбербанке”. Чтобы получить ответы на возникающие вопросы, юрист связался с банком, обслуживающим предприятие. Предпринятое “расследование” оказалось недолгим, но эффективным:

— Я услышал в ответ, что перечисленные обладателям пластиковых карточек деньги являются кредитным лимитом под 30% годовых. То есть ни о каких “дармовых деньгах” не могло идти и речи — манну небесную придется не только вернуть, но с немалыми процентами плюс оплатой услуг банка. Единственное, с чем согласился в этом разговоре представитель банка, что имеет место “недоработка”: людей следовало проинформировать.

Итак, вот она — технология

Банк выдал кредит в размере среднемесячной зарплаты. Поскольку зарплаты в промышленности сегодня немаленькие, то кто-то получил по 500 грн., а кто-то — и тысячу. Возвращать банку придется сумму значительно большую: с тысячи — тысячу триста грн. Получатели, говорит Н.Вайпан, расплатятся за свою неинформированность сполна. Словом, то, что “недоработал” банк, вынужден был сделать член профкома предприятия: проинформировал очередь и развесил объявления, что внезапно появившиеся на счетах пользователей пластиковых карточек деньги — это кредит, который предстоит вернуть…

На этом и кончилась сказка про манну небесную…

Трудные вопросы

Журналисты умеют быть придирчивыми не меньше, чем юристы. Поэтому первые вопросы у редакции возникли непосредственно к нашему собеседнику. Главный среди них: можно ли расценивать действия банка как неправомочные? Оказалось, что нет: возможность предоставления кредита прописана в договоре на обслуживание. Причем и получателю не отводится роль “бессловесного статиста”: подтверждением его согласия на кредитный лимит является факт получения денег по нему. Если не получил — значит, не подтвердил, а тем самым свободен и от каких-либо обязательств перед банком. Словом, люди на “Гидросиле” в значительной степени обманули сами себя, когда предпочли поверить в какие-то дармовые предвыборные деньги вместо того, чтобы разобраться, откуда они взялись.

Впрочем, факт остается фактом: банк кредит предоставил-таки. И если бы каждый из трех тысяч работающих на предприятии получил хотя бы по 500 грн., это означало бы, что банк кредитовал своих клиентов на 1,5 млн. грн. — а вернул бы сумму в 1,3 раза больше: без малого 2 млн. грн. Поэтому и возникало у гидросиловцев подозрение, что, во-первых, банк застраховал себя от грядущей инфляции на уровне 30%, а во-вторых, такое произошло повсеместно по всей Украине. Следовательно, речь могла идти уже о миллиардных суммах, “сброшенных в народ”. Вот это предположение и следовало проверить.

Пересказ того, как мы общались с представителями различных банков Кировограда, мог бы, заметим с улыбкой, вылиться в отдельную публикацию. Банковские работники с удовольствием говорили о видах и формах кредита, который они предоставляют своим клиентам, получающим зарплату по пластиковым карточкам. Один из таких разговоров даже завершился предложением: “А не захочет ли ваш коллектив перейти на обслуживание в наш банк?” Но, уважаемые банкиры, не обижайтесь: как раз подробностями придется пожертвовать. А вот если захотите рассказать об этом многотысячной аудитории наших читателей на правах рекламы, — то милости просим: “УЦ” — издание независимое и зарабатывает на жизнь самостоятельно, в том числе благодаря рекламе. Суть дела в другом. На прямой вопрос, предоставлял ли банк кредит обладателям пластиковых карточек, следовал ответ “нет”. Некоторые собеседники добавляли: “Мы знаем, какой банк это сделал, но наш — нет”. (Категорически подчеркнем: банк, “который это сделал”, ни разу не был назван по имени ни нами, ни нашими собеседниками — в этом журналистская этика совпала с банковской.)

Зато с представителями банка, “который это сделал”, нам пообщаться не удалось. В течение дня в ответ на телефонные звонки, — чтобы хотя бы договориться о встрече, — довелось услышать такой “стандартный набор” ответов: “С руководителем соединить не могу”, “свяжитесь с таким-то”, “у меня совещание”, “у меня клиенты”, “перезвоните в семнадцать часов”.

Слухи и домыслы

Это самая важная, но и самая короткая главка. Хотим мы или нет, слухи и домыслы по городу идут. Нам известно, что уже на следующий день после того, как с банком связался Н.Вайпан, банк предоставил своим клиентам образец письменного заявления об отказе от кредита. Но, к сожалению, даже об этом мы знаем не от банковских работников. Поэтому главный принцип “Украины-Центр” — предоставлять слово, когда это возможно, обеим сторонам — нарушен не по нашей вине. И если банк, “который это сделал”, захочет продолжить разговор — пожалуйста. И уже тогда мы, начав диалог, назовем этот банк по имени.

Добавить комментарий