Чтобы не было беды…

Сравнительно недавно в нашей с вами жизни появилось такое понятие, как обязательное страхование транспортного средства. Настолько недавно, что эта самая обязательность пока очень относительна, а многие украинцы по-прежнему слабо понимают, что дает желтый полис «автогражданки» и зачем вообще его иметь.

В то же время (как это часто бывает), пока одни все еще задаются подобными вопросами, другие уже активно ищут способы страховщиков надурить и получить практически «халявные» деньги незаконным путем. Мы говорим «халявные», потому что в Украине оплата этого самого полиса сейчас в 8-10 раз ниже, чем, скажем, в государствах бывшего соцлагеря и бывших советских республиках, сравнительно недавно ставших членами Евросоюза. Не говоря уже о старой Европе или США…

О проблемах сферы украинского автострахования в целом, а также страховщиков и их клиентов в частности «УЦ» рассказал руководитель кировоградского филиала страховой компании «Вексель» Валерий Коробко. Прежде всего, ответим на самые распространенные, по его же собственным словам, вопросы — «что оно дает?» и «почему так дорого?».

— Представим обычную ситуацию: стоит на дороге сравнительно новый «Мерседес», а у него в заднем бампере — «Москвич», которому лет 30 и который весь стоит не дороже одного этого бампера. Пенсионер, только что вышедший из «Москвича», еще не представляет, в какую «халепу» попал. Ведь он уже виноват и должен возмещать причиненный ущерб…

А ведь все могло быть иначе — полис на самом деле стоит совсем недорого. Для автомобиля объемом двигателя до 1,6 тысячи кубических сантиметров, возрастом больше 10 лет в нашем городе (население — до 500 тыс. чел.) эта сумма составила бы около 150 гривен в год. Если владелец еще и пенсионер, сумма уже уменьшается в 2 раза. По сегодняшним временам 75 гривен в год, согласитесь, не деньги. Участников же боевых действий и ветеранов вообще страхуют бесплатно. Полис им, правда, не выдается, просто в случае ДТП им нужно обратиться в региональное представительство моторного бюро, которое находится в нашем областном центре на СТО «Кировоград-Лада» на ул.Героев Сталинграда.

Так вот, если бы водитель «Москвича», о котором мы говорили выше, вовремя застраховался, возмещение ущерба пострадавшему авто (до 25 тыс. грн.) и, не дай Бог, расходы на лечение пострадавших взяла бы на себя страховая компания. То есть человек страхует свою ответственность и, попав в ДТП, не будет платить свои деньги. Конечно, для того, чтобы получить страховку, происшествие нужно должным образом оформить — вызвать ГАИ и так далее — и заплатить штраф, если нарушил.

— Что значит «если бы застраховался» — ведь сегодня это обязательно? Даже техосмотр без страховки не пройдешь…

— Это задекларировано только, что обязательно, на самом деле происходит совсем по-другому. То есть принимается и широко озвучивается одна бумажка, а потом оказывается, что для того, чтобы она работала, нужно принять еще десять, и еще в двадцать, которые есть, изменения внести. И этого никто не спешит делать.

Например, техосмотр, действительно, без страховки пройти нельзя. Но наши «экономные» водители берут полис на 15 дней, проходят и потом ездят без страховки. Нигде не указано, что водитель обязан страховаться ежегодно и на весь год.

Дальше: инспектора ГАИ на линии у нас не проверяют наличие страховки — нет у них таких инструкций. Такая «добрая» милиция. Зато штраф есть — если в ДТП попадешь, то кроме всего остального заплатишь еще и за отсутствие полиса.

Там много еще моментов, по сути, в этой сфере пока хаос у нас царит. Хотя велосипеда изобретать не нужно — в цивилизованных странах давно все уже придумано, продумано и работает. А ситуация в Украине такова, что страдают прежде всего нормальные, законопослушные люди, которые ездят, не нарушая правил и застрахованными. И вынуждены годами судиться с ударившим их нарушителем из-за того, что у него страховки не было, по копейке «выбивать» деньги в возмещение собственного ущерба…

— Давайте о другой стороне вопроса. Известно, что в любом деле, сулящем какие-либо выплаты, всегда находятся люди, пытающиеся эти выплаты получить не совсем законным, а то и совсем незаконным путем. Приходится ли сталкиваться с мошенниками и к каким именно уловкам чаще всего прибегают?

— Мы все живем среди людей, у всех есть друзья, знакомые, у них — в свою очередь, тоже. Они звонят и говорят: «Ой, я попал в аварию, а у меня страховки нет…» И просят оформить страховку задним числом. Не скрою, ко мне тоже не раз обращались с подобными просьбами. Так вот, это невозможно. Во-первых, у каждой страховой компании есть служба безопасности. Если возникает хотя бы малейшее подозрение, не предупреждая нас здесь, в филиале, из центра приедет человек и все проверит. А во-вторых, есть профессиональная этика, есть имя компании, в конце концов, есть уголовная ответственность за мошенничество — на противоправные действия никто из страховщиков идти не станет…

Идут и на откровенный подлог, инсценировки ДТП. Возьмем, к примеру, очень распространенный в Украине автомобиль «Дэу-Ланос». Их очень много у нас выпускается и продается — десятки, сотни тысяч. Они все одинаковые, одна и та же краска, одинаковые салоны и т.д. И вот человек такой «Ланос» разбивает. А страховки нет. Он находит кого-то, у кого такой же, договаривается, меняет номера на свои и приезжает к нам. Машину застраховать. Оформляет документы, а через месяц, скажем, обращается — уже со своей. Вот, мол, разбил. Действительно, если повреждение на сумму до 5% стоимости автомобиля, клиент имеет право в ГАИ не обращаться, и мы их не вызываем. Просто приезжаем, делаем экспертную оценку, выплачиваем деньги. Но не стоит забывать, что при оформлении страховки автомобиль фотографируется. В том числе мы фиксируем и номер кузова. И если он у пострадавшей машины будет другой, эксперты сразу поймут, что имеют дело с мошенником. Даже если номер будет поврежден, есть целый ряд экспертиз и деталей, по которым можно «вычислить» подмену…

Или вот еще случай — был застрахован у нас очень дорогой автомобиль, не буду говорить какой. Но страховка выплачена не была. Потому что человек попал в ДТП, видимо, будучи в нетрезвом состоянии. А это крайне грубое нарушение, и большинство компаний в таких случаях выплат не производят. Зная об этом, человек к нам сразу не обратился, ГАИ не вызвал, автомобиль спрятал. Через несколько дней он его вывез, поставил, вызвал, что-то зафиксировал. Но сумма большая, проводилась проверка и выяснилось, что в этом месте и в это время никакой аварии не было — всегда ведь можно опросить свидетелей, кто-то обязательно что-то видел, есть экспертизы, опять же. Поэтому человека предупредили — мол, можешь дальше требовать, мы будем устанавливать факт мошенничества и передавать материалы в следственные органы, это ведь уголовное дело. Все вопросы к нам сразу «отпали»…

Некоторые граждане страхуют свой автомобиль сразу в нескольких страховых компаниях и потом пытаются получить деньги во всех. Но это дело, опять же, уголовное, как я уже говорил, есть службы безопасности, повреждения на крупные суммы обязательно проверяются очень тщательно. Так что не стоит игра свеч…

Случается и так, что клиент не получает денег исключительно по своей безалаберности, без злого умысла. Тоже из своего опыта: человек приобрел автомобиль, застраховал его у нас, в нашей области. Потом продал его — по доверенности, совсем в другой регион, в город-миллионник. А там ведь совсем другие риски, совсем другая сумма как платежей, так и выплат… Продавать автомобили, ясное дело, никто не запрещает, но нужно было обратиться в страховую компанию, оформить дополнительное соглашение — все прописано в договоре. Мы же ничего не знали, пока машину кто-то не угнал. Естественно, денег ни старый, ни новый хозяин не получили — были нарушены условия договора, который при заключении нужно читать очень внимательно и полностью…

Стоит отметить напоследок, что и сами компании — особенно сейчас, во время кризиса, когда доходы упали, а выплачивать все так же нужно, стараются правдами или неправдами этого не делать. Совет один — обращаться в серьезные, хорошо зарекомендовавшие себя структуры, а не однодневные сомнительного происхождения «конторы»…

Чтобы не было беды…: 3 комментария

  1. Ага…А Вексель-это ооочень серъёзная контора)) Не смеШите меня…
    Почти рекламная статья,блин.))

  2. Ах, как все чинно-блаародно! А почему уважаемый пан Валерий не рассказывает,сколько надо времени и здоровья чтобы выбить из страховой компании хоть копейку? И, если он не знает, замечу, что в Европе и Америке водитель, не попадающий в ДТП получает большие льготы при страховании. А у нас?

  3. Уже столько статтей писалось о так званой гражданке, но никто наверное даже и не читал Закон Украины О страховании.
    Статтею 5 зазначеного Закону передбачено добровільне страхування, а статтею 7 — навпаки, обов’язкове. Кто прав ??

Добавить комментарий