Поле битвы — «железка»

Один из классиков раз и навсегда охарактеризовал положение дел в царской России одним словом — «воруют-с». Никого, думается, не нужно с особым пристрастием убеждать в том, что эта лаконичная характеристика прекрасно подходит и для описания современных украинских реалий. О том, как именно, что и где «снова украли», мы слышим каждый день — достаточно включить новости на любом телеканале или открыть любую газету.

Впрочем, есть сферы, остающиеся крайне закрытыми как для журналистов, так, соответственно, и для их аудитории. В которых тоже, естественно, воруют — причем с небывалым размахом. И не посредством каких-то там «бумажно-бюджетных» махинаций, а в лучших традициях классического вестерна. Временами — со стрельбой и жертвами. Часто — просто среди бела дня…

Совершенно случайно автору этой публикации довелось познакомиться с человеком, совсем недавно одну из этих самых сфер покинувшего в пользу много более тихой гавани частного охранного бизнеса. Впрочем, публикации каких бы то ни было личных данных собеседник очень просил избежать. На всякий случай. Поэтому ограничимся тем, что до недавнего времени он являлся сотрудником одного из подразделений военизированной охраны на одном из участков Одесской железной дороги в Кировоградской области.

Мы мало знаем о буднях так называемой вохры, многие вообще не подозревают о существовании такой структуры. Тем не менее, именно эти люди ежедневно рискуют жизнью и здоровьем, сопровождая составы с самым разнообразным грузом на их пути из пункта А в пункт Б. И риск этот, если верить нашему собеседнику (назовем его для удобства Сергеем), более чем реален.

Ездят с грузом вохровцы либо в специальном вагоне, либо в локомотиве, и отвечает каждый охранник за тридцать вагонов — пятнадцать в одну и пятнадцать в другую сторону, если «в кабине» — только за пятнадцать. Причем, по словам Сергея, хотя по инструкции на посту должно быть два охранника, ввиду нехватки людей в последние годы посылают всегда одного. Да и охранять поручали, бывало, вместо положенных пятнадцати — и двадцать-двадцать пять вагонов, и полсостава, и даже весь состав…

Причем если раньше охраннику выдавали оружие, то в последнее время — перестали. После того как в Кременчуге один парень то ли продал пистолет, то ли его подставили… «Так что — только свисток», — мрачно шутит Сергей. Потому что необходимость в серьезной охране составов, по его словам, отнюдь не номинальна. Воруют, как он утверждает, все, не таясь и не стесняясь:

— Из Днепропетровской области, где несколько металлопрокатных заводов находится, к нам очень много груза доходит уже разворованного — сбрасывают листовой металл, уголок, все что угодно. Стопки листов накладывают на углы вагонов, потом в нужном месте сбрасывают. Чтобы остановить поезд, привязывают веревку к ручке концевого крана — есть такой, между вагонами можно увидеть, потом, когда дело сделано и нужно соскакивать, дергают сверху, воздух выходит, поезд останавливается. Тот же стоп-кран. Иногда вообще на ходу запрыгивают, спрыгивают — те еще акробаты…

У нас в области сильно воровали на долинском участке — бывали очень «стремные» случаи. Там работали серьезно — приезжают, сбрасывают, например, прокат или уголок, звонят своим «шефам», сообщают примерный тоннаж, и за сброшенным металлом приезжает машина — длиннобазная «фура», причем уже с оформленными документами — на определенный вес определенного груза. И везет его как легальный… Потом там кого-то это все-таки достало, выезжал туда то ли ОМОН, то ли еще кто-то, со стрельбой задержали человек 30…

На Колосовке еще было «злачное место» — там специализировались по чугуну. Поезд идет очень медленно по этой станции — прямо там залезали на вагоны, пару рядов болванок выставляли на бортах и в нужном месте сбрасывали…

Но серьезнее всего воруют на Пятихатках, бросают металл с вагонов и днем, и ночью. Подъезжаешь туда, из кабины смотришь — а они лезут из-под вагонов, как тараканы… Об этом и в газетах писали, и по телевизору даже показывали. И никто, ничего, никогда… Так порядок и не навели…

— Как это «и днем, и ночью»? Тем более прямо на станции… И вообще, как это происходит? Технологию достаточно трудно себе представить…

— Поезд заезжает на станцию, например, на те же Пятихатки, стыковую. Сама станция очень длинная, к тому же там весы стоят и скорость прохождения очень низкая — до 20 км/час. Воры-«малолетки» — те прямо на ходу запрыгивают, сбрасывают пару «железяк» и спрыгивают… А когда поезд уже заходит на станцию и останавливается, люди посерьезнее прямо там забираются на вагоны с металлом и сбрасывают прямо посреди станции. Подходят прямо к охранникам, спрашивают: «Что везешь?» Если металл — «твой», могут не тронуть. Если «бесхозный», то идут и делают, что хотят…

Там ворует не один человек, воруют группами. И раз это совершенно ненаказуемо, значит, за этим кто-то стоит… Все это уже не первый год продолжается. Сам года три назад стоял с составом, слышал, как среди бела дня металл сбрасывали — грохот стоит на всю станцию, потом перебрасывают на обочины, подъезжают машины, забирают… Все это слышат, видят, знают, что происходит…

Стоишь, смотришь, как они на глазах в груз «забуриваются», аж дух захватывает. Если прокат хороший, «удобный» — не мелочь какая-то, то могут и целый вагон выбросить, пока поезд стоит. По десять-двенадцать человек «налетают», там сверху эти вагоны листами заваривают, так они листы срывают элементарно и свое дело делают.

Был случай вообще, когда один из наших охранников сдал состав, в котором был металлолом, пятихатской уже охране, все нормально, приняли, а потом этот состав сошел с рельсов. Потому что воры на междупутье набросали такую гору металла, что его часть попала под колеса, и пара вагонов сошла. Это огромное ЧП, но и после этого ничего не поменялось. Сейчас, правда, металл подешевел, и его не так активно стали красть.

— А что крадут, кроме металла?

— Да вот совсем недавно было на тех же Пятихатках — сахар украли из крытых вагонов и, кажется, реактивного топлива слили 3-4 тонны, в общем — тысяч на девяносто (знакомые охранники рассказывали). Все это прямо на охраняемой станции. Люди работают профессионально — из Кривого Рога приезжают, местные, пятихатские, из Днепропетровска…

— И что, задержали кого-то?

— Да на Пятихатках никогда никого не задерживают… Раньше было такое, что на заводах специально делали недогруз — недосыпали сахар, недоливали бензин. Скорее всего, продавали «налево» просто до этого. А вслед за поездом посылали своего человека на машине, который в удобном месте, во время остановки, например, «перекусывал» замок на воротах вагона или люке цистерны. Вышел из каких-нибудь кустов, щелкнул клещами — и назад, в кусты. И все — вагон вскрыт, значит, надо вагон осматривать, был доступ, не было, что украдено. А там половины задекларированного груза нет. Вагон — под охраной, и теперь это проблемы железной дороги… И хотя работники охраны — не материально ответственные лица, выплачивать компенсации приходилось.

— На каких основаниях?

— А хочешь работать — плати. Сбрасывались, платили… Было на одном из участков такое, что парень сопровождал состав с прокатом. Так у него этого проката украли на 20 тысяч. Сказали: увольняйся или плати. И он платил. Долго…

— А что вообще может и должен по инструкции делать охранник, когда у него на глазах воруют? Ведь в одиночку, даже с оружием, с бандой воров особенно не повоюешь…

— Раньше были одни инструкции, после нескольких страшных случаев стали говорить, что лезть туда вообще не надо — главное, чтобы мы, когда увидим, что воруют, звонили, сообщали своему начальству — по мобильному или по рации из локомотива. Тогда уже будут высылать машины с охраной, милицию или опергруппу, чтобы задержать воров или хотя бы не дать вывезти то, что уже сброшено.

— А что за страшные случаи?

— Ну, например, может, слышал, в Кировограде был случай, когда охранник ночью увидел, что повылазили на вагоны с металлоломом, побежал туда… И, в общем, непонятно, что там произошло, охранник стрелял — у него в пистолете трех патронов не было, и четвертый заклинил, по-моему, а сам он оказался под поездом… Непонятно, то ли его сбросили, то ли сам упал…

— Страшно было работать?

— Да как в анекдоте — внук спрашивает у деда: «А страшно, дедушка, работать сторожем?» А дед ему: «Страшно, внучок, пока не заснешь…» А если серьезно — то, конечно, бывало жутко, ночью особенно. Когда один в чистом поле, слышишь, видишь какое-то движение, и нужно выйти посмотреть, что там делается. И кто его знает — может, сейчас кто-то сзади по голове «бабахнет»…

Вот недавно было — в Гайвороне на мосту у охранника забрали автомат и, по-моему, два рожка патронов (автоматы выдают вохровцам, дежурящим на мостах и в инкассации). Дали сзади по башке и забрали…

Или, например, на металлолом сейчас стали нанимать «частников» — хозяин нанимает охрану, пацанов с улицы, они стелют прямо поверх груза какие-то тряпки себе и едут на них, сопровождают груз. Вообще так, конечно, делать нальзя — вохровцам, например, запрещают подниматься на крыши, там провода, опасно для жизни… Был даже случай — тоже в Пятихатках, один из бандюков вылез на зерновоз — непонятно, зачем, то ли позвонить, то ли сверху на состав посмотреть, его ударило током. Там, правда, напряжение «небольшое» сравнительно — 3 или 3 с половиной тысячи вольт постоянного тока, поэтому он не сразу умер…

Но, наверное, хозяева там как-то договариваются, что «частников» не трогают. Но это их власти не трогают. А так — на них с мостов и камни сбрасывают, и электроды заточенные, и кислоту выливают… У них, правда, тоже задача не стоит защищать как-то этот груз, главное — вовремя сообщить хозяину — там-то и там-то у тебя крадут… А дальше тот сам звонит куда надо и так далее…

У них свои опознавательные знаки есть — вагон снизу обвешивают одноразовыми пакетиками. То есть этот вагон, значит, у «частников» под охраной. Обычно воры стараются такие вагоны не трогать. А если пакетиков нет — можно «бомбить»…

Комментировать то, о чем рассказал нам Сергей, сложно. Вопрос «как такое вообще возможно?» в применении к нашей сегодняшней жизни в самых разных ее проявлениях давно стал риторическим. Тем не менее, каждый раз жены и матери провожают своих мужчин в караул, как на войну. В которой единственным оружием охранника, лицом к лицу сталкивающегося с целыми «бригадами» уголовников, буквально разбирающих на ходу товарняки, часто оказывается мобильный телефон.

К слову, по этим самым телефонам среди самих вохровцев и их знакомых долгое время гуляли видеоролики шокирующего содержания — кто-то заснял того самого, током ударенного вагонного вора, корчащегося на земле, какие-то умельцы положили на музыку кадры, на которых человек двенадцать, стоя на вагоне, сбрасывают вниз чугунные болванки, а рядом «под шумок» еще один лопатой бросает уголь. Такие вот «видеоклипы»…

Мы часто добавляем к материалам, касающимся дел криминальных, дописку: «Просим считать публикацию официальным обращением». Куда следует. Правда, в контексте всего, сказанного выше, довольно сложно дать самим себе ответ на вопрос, на каком именно уровне находится это самое «куда следует». В данном конкретном случае. И стоит ли туда обращаться…

Добавить комментарий