«Эспада»: «так», но по-своему…

Наша земля подарила бывшему Союзу и теперешней Украине немало признанных авторитетов в самых разных «родах и видах» искусств — от живописи до хореографии, имена которых в перечислении не нуждаются. Они и так на слуху. Герои нашей сегодняшней публикации не претендуют на нашивки «продолжателей традиций славных сынов Кировоградщины», потому как идут своим собственным, мало тореным путем. И идут по нему не ради денег или славы, а исключительно по зову сердца.

Кировоградской группе «Эспада», авторам и исполнителям песен в стиле классического «хард-энд-хэви», в этом году исполняется 4 года. Если говорить о ее теперешнем составе, только придя к которому, по признанию самих участников проекта, удалось начать работать плодотворно, то ему — вдвое меньше. Несмотря на относительно юный возраст, они уже успели «засветиться» с несколькими своими композициями на паре изданных в Украине рок-сборников и успешно принять участие в нескольких конкурсах. Сейчас собираются снять клип на одну из песен и заняться его раскруткой…

Сами ребята уверены: хотя взлет популярности выбранного ими музыкального стиля пришелся на конец 70-х начало 80-х годов прошлого века, нельзя сказать, что сегодня она вышла «в тираж» и не является коммерчески перспективной. Бас-гитарист коллектива Роман Костюк, с которым общался журналист «УЦ», говорит: «Да, возможно, нужно что-то осовременивать, усовершенствовать (например, сейчас группа ищет клавишника), но в конечном счете все зависит от материала и его подачи. Если хорошо подавать хороший материал, успеха, в том числе и коммерческого, можно достигнуть, независимо от стиля…» И, по большому счету, с ним трудно не согласиться. Если, конечно, мы говорим о музыке, а не о шоу-бизнесе…

Последним достижением «Эспады» стало занятое третье место на 15-м международном фестивале живого звука «Арт-Платформа-Транзит-Москва», прошедшем недавно в столице России. Учитывая неслабый уровень представительства как участников, так и жюри мероприятия, в состав которого вошел целый ряд известных еще со времен СССР рок-коллективов («Круиз», «Русские», «Спасательный круг» Игоря Талькова и так далее), этот успех наших ребят можно считать достаточно серьезной заявкой. Как минимум, на признание за пределами Украины…

А начиналось все достаточно прозаично и даже, я бы сказал, симптоматично для нашего города: летом 2004-го Роман Костюк познакомился в единственном на тот момент музыкальном магазине Кировограда «Мелодия» с гитаристом Юрием Чайковским.

«Я зашел туда купить гитару и встретил Юру… Инструмент покупал, если честно, уже просто для себя, чтобы дома поиграть. Взял его номер телефона, подумал пару недель и позвонил… В процессе поиска людей нашли еще одного гитариста — теперь нас было трое, но не было баса. Кому-то нужно было переходить на бас-гитару, но никто не хотел. Тогда я плюнул на все и перешел… Были проблемы с поиском вокалиста, сначала у нас девочка пела, потом долго не могли никого найти, как-то Юра пытался петь… Два года назад мы нашли Сашу — он пел до этого в хоре Любовича, окончил музыкальное училище — профессиональный вокалист, правда, хоровик, поначалу были трудности — надо было петь совсем другое, перестраиваться. Бегали с одной репетиционной базы на другую, нашли барабанщика, смены состава продолжались два года, пока не пришли к теперешнему варианту», — рассказывает Роман.

Все эти пертурбации, по большому счету, вполне нормальны для музыкального коллектива на этапе становления. Ведь при подборе людей главное — даже не школа (Юра Чайковский, гитарист и автор большинства песен «Эспады», — самоучка) или уровень, а чтобы человек был толковый, который хочет и умеет работать, считает наш собеседник. «Когда начинали, искали вокалиста, на прослушивание приходило достаточно много людей. Многим из них, вообще непонятно, кто-то сказал, что они петь умеют, другие сразу спрашивали: “А сколько у вас платят?”» — вспоминает он.

В то же время шальных денег на музыке ребята по-прежнему не заколачивают. Единственный, кто зарабатывает на жизнь исключительно любимым делом, — барабанщик Дмитрий Полевой, он учит детей играть. Юра — частный предприниматель, второй гитарист Женя Майстренко работает на заводе, наш собеседник Роман — в налоговой инспекции, вокалист Александр Худорожков — чинит автомобили… По признанию Романа Костюка, заниматься только музыкой и при этом не голодать им всем очень хотелось бы, но пока это, к сожалению, невозможно.

«Разве что начать делать какой-то узконаправленный коммерческий проект, взять пару красивых девочек, сделать модный клип — тогда да, люди могут потянуться, начать приглашать на корпоративы и так далее… Но для этого, конечно, придется через что-то в себе переступить», — говорит он. Пример на сто процентов успешного коммерческого проекта, по мнению «рокера-налоговика» — это Потап и Настя Каменских.

«Потап в свое время был лидером “серьезной” украинской рэп-группы “Вхiд у змiнному взуттi”, которой больше нет… А Потапа и Настю сейчас везде хотят видеть, они востребованы, они зарабатывают. Если же речь идет о рок-музыке, то все зависит от слушателя — либо он найдет какую-то свою изюминку и пойдет, либо нет… Если сейчас наша песня попадет на телевидение и будет ротироваться на каких-то каналах, можно будет посмотреть — если крутить будут часто, значит, наша музыка нравится людям и будет продвигаться. Если покрутится и пропадет — значит, это был не хит… Пробовать стоит. Главное — делать то, что нравится…», — считает Костюк.

Новые перспективы у группы «нарисовались» в последнее время благодаря случайному интернет-знакомству с одним из наших многочисленных земляков за границей — Михаилом Пахмановым. Сам он родом из Кировограда, в свое время пел в еще советской рок-группе «Тайм-аут», сейчас живет в Германии, возглавляет берлинский продюсерский центр Musikzentrum Steglitz. Он заинтересовался творчеством «Эспады», которую теперь продюсирует. То есть проект становится уже украинско-немецким. К слову, на «Арт-Платформе» ребята были заявлены как представители Германии…

По словам Романа, появление у группы продюсера, безусловно, отразилось на качестве работы — в лучшую сторону, но какие-то ограничения творческой свободы со стороны Пахманова он отрицает: «Бывает, когда даешь Михаилу послушать что-то, он говорит: “Вот это сделано не так, это надо сделать по-другому. Потому что… потому что так надо”. Хотя особого давления мы не испытываем, потому что Пахманов сам рок-музыкант и знает, что к чему… Тем более что нам и самим хочется уже начать делать действительно качественный, профессиональный продукт. Что невозможно без помощи человека, который знает, как этого добиться, имеет за плечами огромный опыт. Все равно стараемся делать “так”, но по-своему (смеется)…»

Добавить комментарий