Долгая жизнь гайворонской узкоколейки

Гайворонской узкоколейке — 110 лет. Чем не повод, чтобы еще раз напомнить о себе не только Украине, но и всей Европе? В связи с юбилеем о железнодорожном объединении «Гайворон» и его узкоколейке рассказал 55-й номер журнала «Железнодорожное дело», который издает Ассоциация Европейской федерации железнодорожных музеев и музейных железных дорог. У журнала более миллиона читателей, и распространяется он во всех странах Старого Света.

Долгие годы гайворонская узкоколейка была подразделением Юго-Западной железной дороги, но с начала 1970-х годов прошлого столетия она перешла в подчинение Одесской железной дороги, приобретя статус подотдела Котовского отделения ОЖД.

Наверное, не многие знают о том, что в середине 60-х годов прошлого столетия начальником Гайворонского отделения Юго-Западной железной дороги был Борис Степанович Олийнык, который несколько лет возглавлял «Укрзалiзницю» и трагически погиб в Киеве.

Узкоколейка была настоящей школой для будущих руководителей транспортных артерий страны. К их числу можно отнести и ныне покойного Михаила Яковлевича Сухина, который приехал в Гайворон рядовым специалистом на железнодорожную станцию. Во время учебы в Киевском институте железнодорожного транспорта М.Я.Сухин впервые заявил о грандиозной проблеме — связать узкоколейку от станции Подгородная Николаевской области до станции Винница и тем самым наладить перспективное грузопассажирское сообщение в направлении Донбасс-Карпаты. Сухин не только мечтал об этом проекте, но и сделал первые шаги в его реализации — добился аудиенции с тогдашним начальником Юго-Западной железной дороги, легендарным железнодорожником П.Ф.Кривоносом, и тот дал команду начать реконструкцию узкоколейки от станции Гайворон до станции Винница, которая существует и по сей день.

К слову сказать, гайворонская узкоколейка самая длинная не только в странах СНГ, но и в Европе. Существует еще узкоколейка в Закарпатье, проложенная в труднодоступных горных районах. Есть в Днепропетровске и Запорожье детские железные узкоколейки. Но гайворонская — все-таки одна из длиннейших в Европе. В Гайворон на экскурсии приезжают туристы из Англии, Голландии, Германии, чтобы покататься в допотопных, на их взгляд, вагончиках.

В последние годы железнодорожное объединение «Гайворон» работает с полной нагрузкой. Средняя зарплата составляет 1808 гривен. Пассажирское сообщение существует на отрезке Гайворон-Рудница, правда, оно выгодно скорее Винницкой, чем Кировоградской области. Курсирует поезд Гайворон-Голованевск, а дальше нормальной колеей можно добраться до станции Помошная, крупного железнодорожного узла.

В составе объединения «Гайворон» — 10 станций, которые находятся на территории Винницкой и Кировоградской областей. Начальником объединения является почетный работник транспорта Украины, депутат Гайворонского районного совета Николай Федорович Химич. В нашей беседе он рассказал, как идет реконструкция пути. В частности, на станции Гайворон заменены 10 стрелочных переводов, выполнено работ на полтора миллиона гривен…

Когда-то коллективы всего Советского Союза — от Львова до Владивостока — приезжали в Гайворон на первенство «Локомотива» по городкам. В Гайвороне около 50 городошников получили почетное звание «Мастер спорта». Традиции сохранились — мастер спорта международного класса Анатолий Телятников в 2006 году завоевал звание чемпиона мира в составе сборной команды городошников Украины.

В Гайвороне умеют отмечать юбилеи. В бывшем клубе железнодорожников — ныне молодежный центр «Орион» — состоялось торжественное собрание общественности. Представители местной власти поздравили железнодорожников с праздником, вручили им грамоты, ценные подарки, а участники художественной самодеятельности выступили с концертной программой…

Долгая жизнь гайворонской узкоколейки: 1 комментарий

  1. От души поздравляю Гайворонских железнодорожников с юбилеем.Хай щастить.

Добавить комментарий