Можно ли обойтись без подвигов?

Аварийная остановка водовода «Днепр-Кировоград» на прошлой неделе, 18 сентября, в ночь с четверга на пятницу, вновь порождает массу вопросов. В том числе и о том, сколько внимания на уровне областной власти уделяется предприятию, обеспечивающему питьевой водой половину населения Кировоградской области.

Настоящим трудовым подвигом, говорю это без грамма иронии, стала ликвидация аварии на прошлой неделе. Без водоснабжения остались Знаменка, Дмитровка, Пантаевка, сам Кировоград (в канун празднования Дня города) и Победа (окраинный район Александрии). Анатолий Гросул, генеральный директор областного коммунального предприятия «Днепр-Кировоград», работал на месте аварии в ночь с 18-го на 19-е и 19-го сентября. По его словам, поиск места аварии крайне затруднил ливший всю предыдущую неделю и непрекращающийся дождь. Размокший чернозем делал невозможным вывод техники на трассу. Чтобы найти место порыва, пришлось ночью, в темноте и под дождем, пройти пешком практически всю трассу от Александрии до Пантаевки. К тому же не исключалось, что повреждены одновременно обе параллельные магистрали. Только утром стало очевидно, что это не так. Хлещущая под давлением вода из поврежденной магистрали размыла грунт, образовав самый настоящий котлован глубиной более трех метров. Ремонт разорванной магистрали завершился в воскресенье, к 22 часам, а в понедельник начался вывод областного центра на полные объемы водоснабжения…

Ни для кого не секрет, что все проблемы водовода носят хронически-затяжной характер. Но что сделано для их разрешения? Кто из меняющихся кировоградских руководителей уделил этим проблемам должное внимание? Какие из предлагаемых рецептов спасения сработали?

Идея сдачи водовода «Днепр-Кировоград» в концессию (с сохранением 51% процента уставного капитала за исходным предприятием) европейской фирме, специализирующейся в разных государствах на проблемах водоснабжения, по-видимому, тихо скончалась сама по себе. Была другая плодотворная идея — объединение всей системы водоснабжения по трассе водовода «Днепр-Кировоград» в единое предприятие, с превращением городских водоканалов в структурные подразделения водовода. В итоге вода для потребителя стала бы дешевле — уже потому хотя бы, что исчезло бы «двойное» налогообложение — вначале на уровне областного предприятия, а затем на уровне водоканалов. Кроме того, деньги от потребителей поступали бы напрямую, а не через посредники-водоканалы, и водовод «Днепр-Кировоград» получил бы возможность своевременно расплачиваться с энергетиками и поставщиками реагентов, не накапливая многомиллионные долги и забыв о постоянной угрозе отключения от электроснабжения. Но идею не поддержали органы местного самоуправления городов-потребителей.

Водовод «Днепр-Кировоград» построен в конце 1960-х. Тридцать пять лет непрерывной эксплуатации — это и чисто технические проблемы: в их числе и накопление усталости металла, и разрушительное действие коррозии, и многое другое. К сожалению, нет никаких гарантий, что подобная авария не повторится уже завтра, и совсем на другом участке. И опять понадобятся колоссальные усилия, вплоть до подвига, чтобы ликвидировать порыв трубопровода. Котлован на месте порыва, кстати сказать, все еще остается открытым. Чтобы его засыпать, нужны тонны и тонны грунта, а к тому же завезти его по раскисшему чернозему остается проблематичным…

По большому счету, если мы хотим гарантированно получать питьевую воду для четырех крупных городов Кировоградщины и других населенных пунктов по трассе водовода «Днепр-Кировоград», необходимы серьезные капиталовложения. Нужны деньги, которых нет ни у самого предприятия, ни в областном бюджете. Так не пора ли вернуться к идее, которая уже высказывалась в «УЦ»? Водоводу «Днепр-Кировоград» нужен статус государственного предприятия, имеющего стратегическое значение, — со всеми вытекающими из этого последствиями: государственное финансирование и кардинально иной подход к решению его хозяйственно-технических проблем.

Добавить комментарий