Этот удивительный ДиДюЛя, или Когда слова лишние

ДиДюЛя — гитарист-виртуоз, композитор-экспериментатор, аранжировщик и звукорежиссер одновременно. В одном человеке сконцентрировано столько бешеной энергетики, что звуки его гитары обволакивают слушателей и погружают в какую-то необычную атмосферу, которую очень трудно передать словами. Он является на сегодня самым концертирующим сольным гитаристом, его альбомы раскупаются моментально, ему рукоплещут залы России, Украины и Европы.

Валера Дидюля был обычным скромным мальчишкой, ходил в школу в белорусском городе Гродно и с вожделением глазел на гитары в витринах магазинов. Мама поддалась на уговоры и купила сыну первый инструмент. Он быстро научился играть. Да так играть, что его заметили в Испании, куда молодой гитарист поехал на гастроли с модным в то время ансамблем «Белые росы». Испания влюбилась в ДиДюЛю, а ДиДюЛя — в нее. С тех пор зажигательное фламенко стало его визитной карточкой.

В Кировоградскую областную филармонию в рамках гастрольного турне ДиДюЛя приехал со своим коллективом и новой программой. О том, откуда он черпает энергию для своих произведений, что лежит в основе личной философии и какие человеческие качества для артиста являются приоритетными, ДиДюЛя рассказал читателям «УЦ» в эксклюзивном интервью.

— Сегодня был праздник, два часа единства с публикой — такая маленькая часть жизни, которая уже никогда не повторится. Я и мои музыканты получили безумное удовольствие от общения с Кировоградом. Не знаю, насколько моя музыка понятна многим. Если вы спросите у академических музыкантов, они скажут, что ДиДюЛя — это вообще поп-музыка. Легкая, инструментальная, ничего сложного, даже где-то примитивизмом отдает. Конечно же, я с этим не согласен. В моей музыке есть все — и сложность, и легкость, и простота, она и громкая, и тихая, и грустная, и веселая. То есть все, что нас окружает в жизни, есть, я надеюсь, в моем творчестве. У нас есть своя аудитория, которая нас любит, нас слушает, понимает, и мы ее ценим и понимаем. Есть взаимная связь между мной и слушателем, и этим я сегодня был счастлив.

— Зал ваше исполнение просто завораживает. Ни одно произведение вы не играете дважды одинаково. Да еще и очень удивительно двигаетесь на сцене, а некоторые танцы напоминают шаманские. Скажите, вы случайно не шаманите, не обучаетесь технике воздействия на подсознание слушателя, который с первых же аккордов буквально погружается в так называемую «страну ДиДюЛи»?

— Конечно, что-то такое есть. Все это гораздо шире, глубже и серьезней, чем вы видели и слышали. Но прямо сейчас раскрывать все секреты не нужно. Главное, что есть эмоции, есть честность, искренность, есть энергия, что-то запредельное, то, что, может быть, до конца не осязаемо. Шаманим мы или не шаманим — уже другой вопрос, и каким словом назвать то, что мы делаем, выбирать вам. В любом случае загадка есть, вы правы, есть даже мистика, нечто недосказанное, за гранью музыки, за гранью слов, движений. И, может быть, посмотрев 10-й, 15-й, 20-й наш концерт, вы этот секрет для себя откроете. Могу сказать, что мне не стыдно ни за один звук, ни за одну ноту в нашем выступлении. Широко, глубоко и сильно меня уносят вихри энергии концерта. Надеюсь, зрителей и слушателей тоже. Кто-то это принимает, кого-то будоражит: что это вдруг такое, мы пришли музыку послушать, и тут вдруг такие танцы… При этом никакой специальной хореографической подготовки у меня нет. По сцене меня, как я уже говорил, носят музыка и чувства, которые меня не оставляют равнодушным ни внутри, ни снаружи. Я естественен, органичен, сливаюсь с природой. Выплеснув всю энергию, я остаюсь чистым, свободным, настоящим. В таком состоянии я пребываю практически постоянно, в таком же состоянии разговариваю сейчас с вами.

— Сейчас ДиДюЛя — успешный человек, вы входите в десятку гитаристов-виртуозов мира. А если вернуться лет на 15 назад, когда вы зарабатывали деньги, играя на Арбате? Не посещала тогда мысль бросить все это искусство и заняться чем-то более надежным, приносящим стабильный доход?

— Ни 15, ни 10, ни 5 лет назад, ни сейчас для меня не существует понятия «сложные времена». Есть хорошее время, когда я просто могу играть, прикасаться к инструменту. Тогда я играл для себя на кухне или на том же Арбате и был счастлив. Сейчас играю перед полным залом — и ничего не поменялось. Я к зрителю, кем бы он ни был, выхожу с тем же трепетом, волнением, что и раньше… Я просто живу музыкой в ровном ощущении счастья. Единственное — это немного поменялся антураж, внешние условия. Сейчас тоже есть проблемы, и не меньшие. Профессиональные, композиторские, музыкальные. И они для меня масштабнее и больше, чем когда стоял вопрос, за какие деньги купить еду. Тогда надо было прокормиться самому, а сейчас — прокормить большой коллектив. Я его подбирал, прежде всего исходя из человеческих качеств каждого музыканта. Научиться ведь можно чему угодно и как угодно, люди вообще, как существа разумные, быстро обучаемы, и мы сами можем в своем коллективе взрастить классного профессионала. А вот человеческая совместимость — это важно. Доброта, отзывчивость, открытость миру, умение любить людей, любить музыку, уметь жертвовать собой — эти качества мне приятны, и я стараюсь себя окружать такими людьми. Все эти характеристики присущи каждому музыканту из нашей команды. С ними интересно не только на сцене, но и за сценой, в жизни, в дороге, везде.

— Вы рассуждаете, как философ, где-то даже эзотерик…

— Жизнь на самом деле удивительно красивая штука, загадка, которую постоянно хочется разгадывать. В ней обязательно должны присутствовать детскость, наивность, честность. Я получаю удовольствие от того, что могу смотреть на людей, впитывать все, что вокруг меня происходит, участвовать, наблюдать, прислушиваться, тонко подмечать какие-то явления — в природе, в отношениях, в других гранях бытия — и все это отображаю в музыке. Жизнь надо любить, и тогда она ответит взаимностью. И все время стараться ее разгадать. Вот такая простая у меня философия. Ценить каждую секунду — это и есть мое жизненное кредо.

— Ваша визитная каточка — фламенко — душа Испании. А какая, на ваш взгляд, душа современных Украины, России, Беларуси?

— Неспокойная, постоянно мечущаяся. Ищущая чего-то, но вместе с тем самодостаточная. Гордая, независимая. Душа славянского народа исторически сильна корнями, мощна. Эту силу ничем не выковырять, не выжечь никаким каленым железом. Другой вопрос, что сейчас у этих народов время поиска своего пути, время исканий. Может быть, вначале в себе нужно разобраться, а потом уже куда-то двигаться. В любом случае у меня есть ощущение, что мы находимся все равно в едином хорошем пространстве, мощном по духу, мощном по энергии. Я в это верю и это знаю.

— О ДиДюЛе практически не ходят сплетни, вы очень редко появляетесь на светских тусовках. Не интересно или нет времени?

— Времени жалко, его можно тратить более рационально, более здраво. На музыку, на свой коллектив, на творческий поиск. А иногда свободное время просто хочется потратить на себя любимого, взять и отдохнуть. Тусовки на самом деле в моей жизни бывают, но, вы правы, очень редко, и хожу я туда целенаправленно, когда друзья понимают, что без меня будет не то и не так, и искренне приглашают. А вообще есть более цельное распределение времени и энергии. Если уж ее тратить, то с пользой и умом.

И еще с одним человеком мы побеседовали в тот прекрасный вечер. Организатор концертного турне ДиДюЛи в Украине, который имеет эксклюзивные права на организацию выступлений Агутина, Варум, Меладзе, Киркорова, Могилевской и многих других в нашей стране Олег Ежель:

— Валера комфортный, но очень закрытый человек. Он такой мягкий, интеллигентный, всегда говорит очень тихо, вкрадчиво, никогда не повышает голос. Но замкнутый. И работяга, как, впрочем, и весь его коллектив. Казалось бы, клавишник стоит — чего ему сделается, ему же двигаться особо не надо. Но после концерта выходят все мокрые. Когда-то специально проверяли: ребята теряют по килограмму-полтора за каждый концерт. Вы знаете, когда мы только начинали работать, ДиДюЛя так не двигался. Был поспокойнее. А сейчас изменился, активный стал.

— Вы давно с ним работаете?

— 5 лет. Как артист он появился на музыкальном рынке раньше, в 2000 году. Был еще малопопулярен. Даже не верится. А сейчас продажи дисков ДиДюЛи, несмотря на то, что их не крутят на радиостанциях, зашкаливают. Он входит в десятку самых продаваемых артистов в Украине. Мы пытаемся понемногу пробиваться за рубеж, на Запад. Но вы же понимаете, насколько сложно это сделать. Там ведь существует ряд гастролирующих артистов, которые понимают, что он может создать им реальную конкуренцию. И всячески противятся тому, чтобы наш исполнитель попал на их рынок. Я планирую в 2011 году повезти его в Америку, Австралию. Но пока это продвижение очень туго идет. В Европе-то мы неоднократно были. В больших, именитых залах, правда, не работали. А в маленьких все было отлично. Его очень хорошо принимали. Но европейская публика гитариста ДиДюЛю просто не знает. Люди приходят на концерт наобум. Что услышат — то и будет. А уже те, кто побывал, увлекаются, начинают заказывать диски через Интернет…

— Почему вы обратили внимание на тогда еще нераскрученного «непопсового» гитариста? Чутье?

— В прошлом я — музыкант, звукорежиссер. И когда я первый раз услышал ДиДюЛю, то понял, что это мое. Понадобилось секунд 5, чтобы понять: передо мной — профессиональный сложившийся артист, у которого большое будущее. И я просто должен с ним работать, обязан.

— В чем, по-вашему, секрет успеха ДиДюЛи?

— Это нормальный, честный, хороший артист. А народ успел соскучиться по хорошей музыке. Мы уже знаем, что хотим услышать и как это должно выглядеть. Приятно, что у вас в городе живут люди, которые разбираются в классе исполнителя. Они готовы платить деньги, и немалые, чтобы прийти и получить удовольствие. Не просто сходить в филармонию и сказать «я был на концерте», а почувствовать настоящее искусство. Вот позавчера у нас был концерт в Кривом Роге, и там было больше молодежи. Они свистели, бурно реагировали, прыгали, танцевали. В Кировограде все прошло более солидно, более чинно, более интеллигентно. И он классно отработал.

— Слышала, что у ДиДюЛи райдер достаточно специфический?

— Да, он очень сложный технически. Для того, чтобы ДюДюЛя чувствовал себя на сцене комфортно, требуется профессиональный подход. Я не хочу усложнять разговор всякими терминами, но могу сказать, что таких райдеров очень мало. Я знаю всего двух подобных артистов из ныне гастролирующих — ребята из «Океана Эльзы» и Леня Агутин. Вот вы спрашиваете: «Почему так хорошо?» Потому что есть масса моментов, которые остаются за кадром. Хороший звук требует затрат. Все технику, аппаратуру нужно коммутировать, настроить. Мы, когда переезжаем с места на место, целый вагон выкупаем, чтобы все инструменты поместились. И приятно, когда класс артиста публикой высоко ценится.

А еще напишите, пожалуйста: мне всегда приятно работать с кировоградской филармонией. Четко налаженный механизм, который функциониует без сбоев. Я сюда всегда спокойно еду. Если кассы нет, ни один организатор не привезет артиста в полупустой зал. Это нерентабельно. У вас же таких проблем не бывает. Поэтому приедем еще. До встречи!

Добавить комментарий