«И, как прежде, поджидаем седока»

Интернет заполонили в основном издевательского тона сообщения о том, что Кировоградщина пересаживается на «маршрутные брички». Место события – село Марьяновка Маловисковского района, автор идеи – сельский голова. Александр Тененика рассказал корреспонденту «УЦ» о начинании, которое вполне может прижиться и распространиться далеко за пределы нашей области.

Вообще Александр Николаевич не сам придумал перевозить людей из села в село на гужевых повозках. Проходя службу в Германии в начале 80-х годов, видел там «гужевые троллейбусы» — повозки, запряженные лошадьми, перевозящие людей. Нынешняя ситуация в украинских селах заставила вспомнить увиденное много лет назад. Кроме того, люди сами стали пользоваться альтернативным транспортом. Когда надо добраться до соседнего села, просят владельцев лошадей с повозками довезти их до места назначения. То есть другого пути, кроме развития этой идеи, у сельского головы не было.

Сельский голова не считает переход на гужевой транспорт возвратом в «средневековье». Это в какой-то мере возрождение народных традиций, своеобразный колорит. Представьте себе свадебный кортеж, состоящий из карет, запряженных тройками лошадей, или сани, если на дворе зима. Торжественно, красиво, оригинально и запомнится на всю жизнь. Повозка поможет и в ситуации, когда в семье горе. Ведь по нашему украинскому бездорожью машины проехать не могут, а хоронить умерших надо. Лошадь в данной ситуации поможет, какой бы ни была погода – дождь, слякоть, снег…

Учитывая перманентный энергетический кризис в нашей стране, лошадь является самой лучшей альтернативой. С заготовкой сена и соломы (в данном случае – «топлива») проблем не будет. Поля на территории сельсовета богатые, фермеры отзывчивые, обещают помочь. Тем более что в этом «марьяновском проекте» заложена социальная составляющая. На территории сельсовета расположено семь сел, в которых проживает около двух тысяч взрослого населения. Людям преклонного возраста надо добираться в ФАП, магазин, сельсовет. «Люди заслужили уважительного к себе отношения. Они всю жизнь отходили ногами по полям, тяжело работая. И наша задача – создать для них по возможности комфортные условия», — говорит Александр Тененика.

Под комфортными условиями сельский голова понимает не только перевозку пассажиров. Повозки должны быть удобными, чтобы старушке было легко в нее забраться. С этой целью кареты будут делать сами. Предполагается, что будет два варианта – летний (с приспособлениями, защищающими от солнца и дождя) и зимний (утепленный). Сделать такие средства передвижения есть кому: на территории Марьяновского сельсовета живет достаточно умельцев, да и у самого Тененики руки на месте.

Стоит заметить, что не только руки, но и голова. Уже посчитано, что для обеспечения работы одной повозки необходимо около 20-ти тысяч гривен. Сюда входит стоимость лошади, упряжи, повозки и заработная плата извозчика. Да, пассажиры будут ездить бесплатно. «Маршрутки» будут работать по графику. Их количество определят после того, как запустят первую. Главное – начать.

Александр Тетеника со своим проектом занял второе место в областном конкурсе инновационных программ развития местного самоуправления. Чем не инновация – лошадь в условиях бездорожья и отказа перевозчиков ездить в села, потому что это невыгодно?! Возможно, областная власть поддержит начинание (финансово, конечно).

В центре любой идеи должен быть человек, его интересы. Александр Николаевич это учел. Не исключено, что его начинание станет примером для других сельсоветов, районов, областей. Проект запущен. Скоро будет открыт первый конный маршрут. Нас обещали пригласить на открытие. Ждем с не меньшим нетерпением, чем марьяновцы.

«И, как прежде, поджидаем седока»: 2 комментария

  1. СМИ раздули тему удачно. Мне даже с СТБ звонили — просили сделать материал. А делать то нечего 🙂 Леся Кришко (обл.телевидение) рассказала мне, что ничего еще нет — ни карет, ни прочего. Все пока только планы 🙂

  2. Класс!!! Даешь экологически чистую Кировоградщину и зеленый туризм! Целесообразно было бы учредить для буржуев платные туры по конным маршрутам области — с костюмами, молоком в крынках, ночлегом на сеновале и прочим колоритом (all included) — верный способ наполнить местные бюджеты валютой. Денег за идею не прошу. Потому как патриот и за державу болею.

Добавить комментарий