С морским приветом от «Кировограда»!

(Окончание. Начало в N19.)

Боевые части

Экипаж среднего десантного корабля «Кировоград» состоит из девяти офицеров, четырех десятков матросов и старшин, а также двух кошек. Одну из них зовут Софа — сокращение от фамилии давно уже демобилизовавшегося матроса, который и принес котенка на борт корабля, вторую — Дэгэшка. ДГ — это силовая установка корабля, дизель- генератор. Кошка Дэгэшка громко мурлычет, когда ее гладишь, оттого и получила от матросов это прозвище. У кошек свои боевые задачи — уничтожать противника в виде крыс и прочих грызунов, осмелившихся посягнуть на продовольственные запасы корабля.

Любой боевой корабль по своей организации делится на четко определенные боевые части — БЧ. Командир, старший помощник (старпом), заместитель командира по гуманитарным вопросам (офицер-воспитатель) и еще пару человек входят в управление, штаб корабля.

БЧ-1 — штурманская боевая часть. Она состоит из офицера-штурмана, который отвечает за прокладку курса корабля при движении в заданном направлении. Прокладка курса идет по карте, затем штурман сообщает вахтенному рулевому, находящемуся в командной рубке, параметры направления и скорость движения, когда повернуть, на сколько градусов, в каком направлении. Иллюминаторы в рубке управления довольно-таки небольшие — диаметром сантиметров сорок, через них мало что видно, поэтому управление кораблем осуществляется в основном по приборам. Вахту у штурвала несут специально подготовленные и обученные матросы, график дежурства обычно четыре часа после четырех часов отдыха. Когда корабль стоит у берега, вахта не несется, у штурвала матросы из БЧ-1 дежурят только когда корабль выходит в море. Кроме рулевых в подчинении командира БЧ-1 находятся матросы-сигнальщики. Они несут свою службу на свежем воздухе — следят за надводной и воздушной обстановкой, подают сигналы или специальными морскими флажками, или прожектором азбукой Морзе.

БЧ-2 — артиллерийская боевая часть. Ее зона ответственности — все вооружение корабля. Специальности офицеров и матросов БЧ-2 делятся в зависимости от вида «подотчетного» орудия: зенитчики, «реактивщики», операторы артустановок, наводчики отделения боевого управления («ловят» местонахождение цели с помощью приборов локации). Боевая часть номер два СДК «Кировоград», между прочим, — это высококлассные специалисты. На последних учебных стрельбах артиллеристы корабля положили все снаряды точно в центр удаленной километров на шесть мишени.

Сердце корабля — БЧ-5, механики, мотористы, трюмные, электрики, которые отвечают за ход корабля, за электроэнергию, состояние водопровода и гальюнов. В обслуживании БЧ-5 два дизеля — двигатели метра под два длиной, мощностью по 2,5 тысячи лошадиных сил каждый. БЧ-5 также отвечает за подачу пресной воды. Если в походе не хватило воды — виноват механик, потому что неграмотно ее расходует. Впрочем, что-что, а нехватка пресной воды «Кировограду» не грозит. Баки СДК вмещают 124 тонны воды. Так что в походе можно ее расходовать без ограничений. На остальных же кораблях флота (кроме второго «десантника» «Константин Ольшанский») пресная вода подается по графику и ее расход строго лимитирован. На корветах «Луцк» и «Тернополь» экипажи за 90 человек, а пресной воды эти корабли могут взять лишь 16 тонн.

Как служба, матрос?

На флоте все идет четко по графику. Распорядок и содержание каждого буднего дня расписаны с точностью до пяти минут. Подъем в 6 часов утра, затем — зарядка, в 7-00 — завтрак, в 8-00 — построение и подъем флага. До полудня матросы занимаются работой по специальности. Затем — в 13-00 обед (так называемый «адмиральский час»), после которого снова или учебные занятия, или работа по уходу за кораблем. 17-45 — окончание рабочего дня, когда офицеры и матросы контрактной службы могут идти домой. В 18-00 — ужин, причем на ужин могут остаться и офицеры, и матросы-контрактники.

В сухопутной армии — общевойсковая норма питания, тогда как на флоте — морская. Кроме завтрака, обеда и ужина морякам положен вечерний чай, в котором больше сахара и к которому выдается бОльшая порция масла. Если корабль покидает территориальные воды Украины, экипажу положен дополнительный паек в виде копченой колбасы и кофе. Меню обеда для примера: борщ, хлеб, каша гречневая с котлетой, два вида салата, компот из сухофруктов (кстати, все очень вкусно).

Матросы живут на корабле, в кубриках. Офицеры и контрактники по желанию могут или жить на корабле, или снимать квартиру в поселке. Как правило, холостые офицеры живут на корабле, семейные — ночевать ходят домой, если, конечно, не несут вахту. Из 11 матросов-контрактников СДК «Кировоград» квартиру снимают только два человека.

Служебные обязанности матросов определяются днем недели. По понедельникам — гуманитарная подготовка, физическая подготовка, тренировки по обслуживанию плавсредств, малая уборка для поддержания порядка на корабле…

Уходу за материальной частью на флоте уделяется повышенное внимание. Вокруг корабля агрессивная среда — соленая вода. Металл соль не любит, ржавеет, гниет. По графику матросы зачищают ржавчину и закрашивают «проплешины» суриком, поэтому корпус корабля и покрыт пятнами. В определенный день недели, в определенное время суток мотористы БЧ-5 «проворачивают» дизель. Если 12-цилиндровый двигатель с поршнями диаметром 30 сантиметров какое-то время не запускать, его заклинит раз и навсегда.

По вторникам и четвергам матросы проводят занятия по специальности, отрабатывают навыки по своим боевым частям. Суббота — банный день (на корабле есть собственная сауна), помывка и смена белья. Воскресенье — выходной. Матросы играют в футбол, смотрят телевизор, могут выйти в поселок, позвонить родителям. Когда корабль в походе и стоит в порту какого-то города, матросы ходят в театр, кино, музеи. Летом матросы, строго под наблюдением офицера, могут пойти на пляж, искупаться в море. Строжайше запрещено купаться возле стоянки кораблей и ловить рыбу с борта корабля.

За свою службу матросы срочной службы получают денежное довольствие — в пределах 270 гривен в месяц. Зарплата контрактников больше, но об этом потом.

Уровнем подготовки экипажа определяется такой показатель, как боеготовность корабля. По словам командира СДК «Кировоград» Дмитрия Коваленко, корабль может полностью собраться и выйти по команде в море где-то за один час времени. Боевая готовность по тревоге — в течение пяти минут. Этого времени достаточно, чтобы задраить все иллюминаторы, чтобы матросы и офицеры добрались до своего «рабочего» места.

«А когда на море качка…»

Когда корабль стоит на приколе и при этом спокойная погода, качка (или «болтанка») практически не ощущается. Для моряка. Для сухопутного человека даже мизерное покачивание в общем-то заметно. Причем, когда идешь по кораблю — ничего не чувствуется, а стоит только остановиться или присесть в кресло — моментально возникает ощущение покачивания из стороны в сторону. Вахтенным офицерам и матросам можно только посочувствовать — простоять без движения четыре часа у штурвала при «болтанке» выдержит не каждый человек.

Замкомандира корабля по гуманитарным вопросам Александр Коваль говорит, что на первых порах все без исключения новички из-за качки чувствуют себя на борту корабля не совсем уютно. Но затем к этому явлению привыкаешь. Месяц, два, полгода походов в море, и моряк на качку уже не обращает внимания. Если это, конечно, не шторм.

Дмитрий Коваленко точно помнит дату, когда СДК «Кировоград» попал в сильнейший в своей новой истории шторм. 14 июля 2004 года. Корабль получил задание выйти на Севастополь, и на выходе из озера Донузлава попал под смерч. Ощущения, конечно, словами не передать.

— Корабль буквально «плакал», выл, — вспоминает командир «Кировограда». — Корпус выгибался из стороны в сторону. Считается, что для Черного моря предельный шторм может иметь силу 5 баллов. Но тогда был зафиксирован шторм 5,5 баллов (крен корабля — порядка 38 градусов) при максимальных 6 баллах. Нас не пускали в Севастополь укрыться, мы штормовали на якоре трое суток. Отрывало столы, шкафы, приваренные к полу, по камбузу летали котлы, в кают-компании всю посуду перебило. Матросы летали, как чайки, плохо было всему экипажу. Спать невозможно, с койки сбрасывает, пелена в глазах, голова не соображает, аппетита нет, потому, что кусок в горло не лезет. Но, если матросу стало плохо, он ложится в койку, в горизонтальном положении качка легче переносится, а офицеры вынуждены были стоять на вахте при любом самочувствии. Я тогда был старпомом, и мы с командиром БЧ-2 стояли на штурвале. Каждый раз, когда волна «с головой» накрывала ходовой мостик, проносилась мысль — было бы хорошо домой вернуться… Да, это был самый жуткий шторм за 15 лет, что я служу на флоте. И не хотел бы еще раз попасть в такую переделку.

Я б в контрактники пошел…

Процентов 80% каждого призыва новобранцев СДК «Кировоград» — это молодые люди из Кировограда и области. Очень быстро на корабле образовалось многочисленное кировоградское землячество. Александр Коваль говорит, что благодаря такому подходу к комплектации состава матросам легче адаптироваться к службе, когда большая часть экипажа — земляки, внутри коллектива складывается более благоприятная атмосфера. Большинство матросов — срочники, однако в перспективе планируется укомплектовывать «Кировоград» контрактниками, причем именно из нашего региона.

Кстати, молодые люди призывного возраста (или родители молодых людей призывного возраста), обратите внимание на следующую информацию. Служба по контракту на корабле — очень и очень заманчивое предложение. Зарплата матроса контрактной службы, в зависимости от выслуги и должности, от 1100 до 1500 гривен. Согласитесь, для молодого человека без профильного образования, всего-то год-полтора назад окончившего школу, это довольно-таки немаленькая сумма. Притом, что контрактники обеспечены жильем и трехразовым питанием за счет Военно-Морских сил. Еще учитывайте, что гарантированы морские походы — тоже за счет флота. Чем не суперпривлекательное трудоустройство? Если бы не мой высокий рост, я бы с удовольствием послужил годик по контракту на СДК «Кировоград». Увы, высота потолков корабля не рассчитана на людей за метр девяносто (неудобно все время ходить, наклонив голову), а жаль…

На камбузе СДК служит матрос контрактной службы Александр Скрипник, он родом из пгт Волоховка Петровского района Кировоградской области (просил через газету передать привет родителям, друзьям, родному поселку). Отслужив годик по призыву, два месяца назад перевелся на сверхсрочную службу, подписал контракт на три года. Александр в 2007 году окончил Кировоградский коммерческий техникум по специальности «технолог пищи». Целенаправленно пошел в армию, именно на флот, где еще остались военные камбузы. В военкомате ему предлагали много воинских частей, но призывник выбрал корабль «Кировоград», о чем не жалеет, говорит, нашел свое призвание.

К качке привык быстро, на второй день службы уже работал на камбузе. Наловчился готовить даже при «болтанке», когда кастрюли «летают» по кухне. Обычно на корабле блюда готовятся строго по графику: один день гречка, на следующий — вермишель, потом рис, затем картофель (чтобы не приедалось). Но самое любимое (для куховарства) блюдо Александра — макароны по-флотски. Одна из обязанностей матроса контрактной службы Скрипника — обеспечение корабля продуктами. Александр открыл небольшую профессиональную тайну. На три недели похода экипажу СДК «Кировоград» необходимо 200 килограмм картофеля, по 50 кг моркови и лука, 200 буханок белого и 150 буханок черного хлеба.

«Кировограду» от Кировограда

Для набора пополнения офицеры СДК дважды в год приезжают в наш областной центр за призывниками. Последний раз Александр Коваль за новобранцами приезжал 22-26 апреля. Требования к призывникам в общем-то высокие: желание служить на флоте, положительные оценки в аттестате, выносливость, хорошая физическая и психологическая форма. Командир корабля Дмитрий Коваленко говорит, что из Кировограда и области поступают очень неплохие кадры. Причем очень многие призывники города и области действительно хотят служить на флоте. Романтика морской службы еще не умерла!

У десантного корабля есть сразу три шефа: Кировоград — его городские власти и представители местного бизнеса, Кировоградская область и Голованевский район. Шефы подарили экипажу разную бытовую технику (холодильники, микроволновку, телевизоры), компьютер. Делегации из нашего региона навещают своих подшефных с подарками и поздравлениями в День флота и День корабля. Своеобразный день рождения СДК «Кировоград» отмечает 27 июня — когда на корабле впервые был поднят флаг ВМФ. В этот день на «Кировограде» поднимаются флаги расцвечивания и проходит торжественный митинг. Командир «Кировограда» еще помнит, как шефы привозили на День корабля творческие коллективы из нашего региона. Особенно понравился концерт команды Анатолия Титова, организовавшего на причале шикарный концерт, посмотреть который собрались экипажи всех стоявших возле причала кораблей. Ответные визиты делегации СДК приурочены ко Дню Кировограда. Осенью прошлого года Дмитрий Коваленко выступал на митинге в четь праздника, присутствовал на всех официальных мероприятиях…

Сейчас кораблю требуется ремонт, но пока неизвестно, выделит ли Министерство обороны необходимые для этого деньги. Если не будет проблем с финансированием и корабль успешно пройдет ремонтные работы, то уже в июле СДК примет участие в международных учениях «Си Бриз». Что ж, семь футов тебе под килем, «Кировоград»!..


P.S. Большое спасибо офицерам и матросам СДК «Кировоград» за оказанный радушный прием.

С морским приветом от «Кировограда»!: 3 комментария

  1. всем привет! Я служе на єтом корабле!!
    Юра. (Харьков) у нас служать не только с Кировограда!! приходи к нам служить!!!
    корабель супер!!!

  2. И главное не дорости до метра 90 см. ;)))))

  3. Просто супер! Я хочу служить на этот карабль. Вот только жаль что я не из Кировограда…((((
    Хотя б его поченили. А то и так почти не осталось короблей в нашем мизерном флоте. Темболее "такой" корабль… Жаль будет если его решат списать..(((

Добавить комментарий