“Инструменты оживают в руках музыкантов”

В прошлую среду весь музыкальный бомонд Кировограда собрался в зале областной филармонии. К нам с программой “Джазовый марафон” приехали гитарист Алексей Кузнецов — один из классиков советского джаза, не менее авторитетный джазовый пианист Анатолий Лозовский и молодой, но уже довольно популярный мастер контрабаса Евгений Онищенко.

Вряд ли найдется поклонник джаза, который бы не знал имя Алексея Кузнецова. Один из опытнейших исполнителей традиционного джаза (свинг, бибоп, блюз), потомственный джазовый гитарист, Алексей Алексеевич был особо популярен в 70-80-е годы ХХ века. Многие годы он работал в эстрадно-симфоническом оркестре Гостелерадио СССР п/у Юрия Силантьева, оркестре кинематографии (один из примеров его творчества — тема из к/ф “Семнадцать мгновений весны”).

За свою долгую творческую жизнь он играл с такими известными людьми, как Николай Громин, Игорь Бриль, Леонид Чижик. Имеет массу записей, регулярно в разных составах выступал на международных джазовых фестивалях в Европе и Америке.

В 1992-м выпускает первый отечественный учебник “Из практики джазового гитариста”. За вклад в искусство Алексею Кузнецову присвоено звание заслуженного артиста РФ.

Не менее известны и джазовые музыканты Анатолий Лозовский и Евгений Онищенко. Оба, кстати, имеют украинские корни. Анатолий Лозовский — преподаватель Донецкой консерватории, Евгений Онищенко, тоже донетчанин, ныне пользуется большой популярностью в Москве.

Уже первый импровиз на знаменитую тему Сонни Ролинз “Олео” покорил публику. Зал завороженно слушал музыкантов, взрываясь аплодисментами на каждом соло. Вслед за стремительным “Олео” в зале зазвучали чувственные ноты пьесы Антонио Карлоса Жобима “Однажды я любил”. Их сменила импровизация “На солнечной стороне улицы” Джимми Макхью. Прозвучали обработка известнейшей народной мексиканской мелодии “Текила”, импровиз на тему из мюзикла Гершвина “Порги и Бесс” “Летняя пора”… Такого мощного энергетического заряда, который давали музыканты публике, стены филармонии давно не помнят. У зрителей просто перехватывало дыхание. Каждое произведение в исполнении джазменов встречалось бурей аплодисментов. На сцене разворачивался целый музыкальный спектакль, в котором и музыканты, и публика чутко реагировали друг на друга. Удовольствие было обоюдным. Зрители никак не хотели отпускать музыкантов. Цветы, автографы, фото на память, слова благодарности — прессе к гостям пришлось просто пробиваться через строй поклонников джаза. И все же кое о чем Алексея Кузнецова мне спросить удалось.

— Алексей Алексеевич, как вы оцениваете сегодняшнее состояние развития джаза в Украине?

— К сожалению, я очень давно не бывал в Украине. Украинских мэтров джаза я знаю прекрасно (чего стоит один Колесников, мастер трубы), а о молодежи такого сказать не могу — пересечения не происходит, хотя на днях в Донецке играли с саксофонистом Володей Вараксиным, очень интересный музыкант. Важно то, что джаз не исчез. Его играют, его слушают, его любят.

— Мне показалось, что на сцене идет разговор, что все происходящее, прежде всего, — сейшн музыкантов, которым есть что сказать друг другу. Вы собрались поиграть-пообщаться и дать возможность зрителю побалдеть вместе с вами?

— Собственно, так оно и есть.

— А что будет, когда вы скажете друг другу все, что хотели?

— Будем искать другую компанию, почему бы и нет? Но это так трудно — найти другую хорошую компанию, порой полжизни проходит.

— Вот уже лет десять вы в собственном музыкальном салоне “Аккорд” кроме продажи инструментов проводите своеобразные мастер-классы. Несете в народ доброе и вечное джазовое?

— Конечно. Мастер-классы я веду уже тринадцать лет. У нас есть образовательная программа “Гитара в джазе”. В музее им.Глинки в Москве я веду цикл “Мастера джаза”, есть задумка записать на видео цикл передач о джазе.

— В общем, активно занимаетесь просветительской деятельностью…

— Да, потому что инструменты оживают в руках музыкантов.

Добавить комментарий