Стоит ли прекрасного касаться?

Давно ли вы в последний раз краснели, уважаемый читатель? Как часто вам бывает стыдно за собственное поведение или за поведение окружающих вас сограждан и вы про себя или вполголоса произносите: «Какое жлобство…»? В последнее время мы все реже и реже задумываемся о таких вещах, как культура поведения, светские манеры и такт, простите за тавтологию, о «культуре потребления культуры». Совсем другие вещи на переднем плане ума. Во всяком случае, такое складывается впечатление.

Недавно в нашу редакцию обратился директор областной филармонии Николай Кравченко — обратился, по его собственным словам, с «криком о помощи». И надеждой, что, увидев себя со стороны в зеркале газетной публикации, кировоградцам, может быть, все-таки захочется измениться к лучшему.

Мы же, в свою очередь, решили не ограничиваться одной филармонией, небезосновательно (знаем, сами ходим) предположив, что и в других местах проведения культурного досуга наши земляки далеко не всегда этому определению соответствуют…

Искусство, вешалка и телефон

Начнем с начала: театр, как известно, начинается с вешалки. Впрочем, известно это, судя по всему, далеко не всем кировоградцам: многие посетители областной филармонии не считают необходимым оставлять верхнюю одежду в гардеробе. Действительно, зачем? Не беда, что людям на соседних местах будет мешать новая шуба или шелест модной куртки — пусть завидуют! Да и пар костей не ломит…

Мобильный телефон — новое зерцало социального статуса! Раньше кило золота нужно было на себя навешать, чтобы… уважали, что ли, а теперь — достаточно, чтобы во время концерта камерной музыки сквозь нежные звуки скрипки Остапа Шутко вдруг «откуда ни возьмись» прогрохотало «Какая осень в лагерях…» или заорало дурным голосом: «Угадай, кто звонит?!»

Тут уж, конечно, сидящие не только на соседних рядах, но и на балконе обратят на вас внимание. И тогда, купаясь, так сказать, в лучах славы, самое время ответить (ни в коем случае не понижая голос!): «Да! Нет! На концерте я, еще минут сорок “париться”… Шо? Гы-гы, ладно, я тя папажже наберу…» И, победоносно обведя глазами закипающих от праведного гнева (завидуют, однозначно!) соседей по партеру, спрятать аппарат в карман.

А еще лучше — не прекращая разговора, встать во весь рост и, бросив мимолетный взгляд в сторону музыкантов на сцене («пилят»-то усердно как, болезные), демонстративно выйти из зала, наступая на ноги. Чтобы в скором времени вернуться…

Еще: приходить на концерт, считают местные ценители искусства, надо не раньше, чем минут через 15-20 после его начала — так вас заметят, запомнят, зауважают — деловой человек, времени нет вообще, а вот таки вырвался — окультуриваться… А будут «возбухать» — так сразу режьте: «Я купил билет — когда захочу, тогда и приду!»

«Начало у нас обычно в 18:30, но практически всегда мы начинаем минут на 20 позже, — рассказывает Николай Кравченко. — Недавно у нас проходил концерт Валерии — вахтеры насчитали 50 человек, пришедших уже после начала. Опоздала фактически десятая часть зрителей — а ведь это неуважение ко всем: к артисту, к людям, которые пришли вовремя, к работникам филармонии, я уже не говорю — к самому себе…»

Картина маслом, как любил говорить Дава Гоцман, герой недавно прошедшей на телеканале «Интер» телеэпопеи «Ликвидация».

Действительно, «маслом», причем заметьте: с натуры, и только в общих чертах. Да, кстати, раз уже заговорили о кино: кировоградские киноманы — люди еще более «лихие», чем филармонийная публика, — в кинотеатр и билеты дешевле, и попкорн там продают, и с пивом в зал пускают… Хотя, что касается последнего, то тут лед, как говорится, тронулся: по словам Николая Кравченко, представители молодежи, «следуя, судя по всему, какой-то странной моде», начинают приходить с бутылками и в зал филармонии(!) — такое ощущение, что находишься где-то в пустыне и всех вокруг мучит страшная жажда…» — удивляется Николай Иванович.

Как в кино…

«К нам ходят разные люди — как очень интеллигентные, так и не очень. Есть такие, которые ведут себя просто по-хамски. Например, на днях к нам пришла очень шумная компания, даже не в кино, а просто “потусоваться” — на улице холодно, взяли пива, устроились в фойе, еле выдворили их… Или вчера два каких-то парня пришли на сеанс и давай вслух комментировать каждую сцену в серьезной исторической картине “1612”. Я лично к ним три раза подходила — они “извините”, и опять… А у нас специфика такая — желательно, чтобы в зале было тихо, ведь, если мы “накрутим” звук до максимума, он просто будет резать слух…» — рассказывает директор кинотеатра «Зоряний» Татьяна Краснощеченко.

Действительно, в кино у нас не всегда идут для того, чтобы посмотреть фильм. Там теплее, чем сейчас на улице, темно, пиво или еще что-нибудь, опять же, можно купить подешевле — в магазине — и принести с собой, да еще и на большом экране все время что-то происходит — есть повод для того, чтобы блеснуть незаурядным чувством юмора… Правда, билеты нынче уже не так дешевы, как раньше, и это определенно идет заведению на пользу. Впрочем, к подобным вещам в «Зоряном» давно привыкли…

«Разные люди бывают. Но мы с ними жестко: “на пожалуйста” не всегда получается. И нам в целом удается держать ситуацию под контролем, мы справляемся. Кинотеатр — место проведения общественного досуга, и мы запросто можем вызвать наряд — приедут ребята с автоматами и расскажут, как себя нужно вести. У нас есть тревожная кнопка охранной сигнализации — достаточно одного нажатия…» — рассказывает директор. Использовать ее (кнопку), правда, пришлось только раз — лет пять назад, когда на сеанс пришел очень пьяный мужчина…

Привыкли и к, извините за грубость, откровенному свинству посетителей — мусору, ведрам от попкорна, пустым бутылкам под креслами. Хотя в кинотеатре установлены специальные баки для крупного мусора, всегда находятся люди, которые оставляют это добро прямо в зале, и уборка в нем проводится после каждого сеанса. А вот семечки, отмечает Краснощеченко, — проблема чисто кировоградская, и с ней, к сожалению, бороться практически невозможно…

Навсегда «отставшие»?

В филармонии, слава Богу, о введении практики вызова милицейских нарядов пока не задумываются, но насколько же неудобно все-таки за свой город, когда художественному руководителю перед концертом приходится напоминать взрослым людям о том, что им следует выключить мобильные телефоны, и насколько стыдно то, что их даже после этого не выключают!

Уже 17 лет в областной филармонии работает «Музыкальный лекторий» — 4 раза в год лектор-музыковед рассказывает детям, как нужно себя вести, что, опять же, театр начинается с вешалки, что и когда можно крикнуть, что номерок не нужно держать в руках, потому что он обязательно упадет, и так далее… Но ведь эти подходы неприменимы к зрителю, который приезжает в филармонию на джипе…

«Когда меня спрашивают, надолго ли мы отстали от Европы, я отвечаю: навсегда!» — утверждает Николай Кравченко. Так, например, в Германии после начала концерта (в четко установленное время) двери концертного зала автоматически закрываются и не открываются до антракта. А о том, чтобы ходить по залу, никто даже и не думает…

К слову, единственным местом среди местных «очагов культуры», где в целом довольны своими посетителями, оказался областной музыкально-драматический театр им. Кропивницкого. По словам заместителя директора Юрия Довгого, «к основному и постоянному зрителю — театралам со стажем — нареканий у нас нет. Они приходят целыми семьями, покупают программки, садятся и смотрят. Аплодируют, приносят цветы. Выключают — в большинстве своем — мобильные телефоны…».

Правда, и здесь не обходится без пресловутой ложки дегтя. И привнесли ее, как и следовало ожидать, школьники, «добровольно-принудительно» посещающие театр. «В сентябре у нас проводилась акция, когда учащихся старших классов привели на спектакль “Мой путь от земли до высокой звезды”, посвященный столетию Арсения Тарковского… Шум, крик, хаос, шелест пакетов с сухариками и чипсами, мобильники звонят… Ты же не на футбол пришел… Тем более что спектакль сложный — все в стихах, сами актеры очень возмущались. Хотя, разные школы — разные дети…»

Разные дети, разные взрослые — все люди разные. И, наверное, не всем все-таки стоит идти в филармонию или театр — если душа не зовет… Может, лучше в кино? Или цирк? Жаль, с футболом у нас в городе не сложилось…

Стоит ли прекрасного касаться?: 1 комментарий

  1. Как я соскучился за театром! Работа (сволочь!), дети…
    В филармонии быть приходилось лишь на новогодних утренниках. В кинотеатре последний раз — лет 15 назад (со школы рванули на "Короткое замыкание").
    Не представляю, на что можно сегодня ходить в кинотеатр, неужели на "спайдермена"?
    Я бы такое и за большие деньги не посмотрел, разве что за очень большие…

Добавить комментарий